2016: По следам Виннету в Хорватии — 06

28.02.2017 | 2016 — Хорватия, ПОЕЗДКИ | 3 коммент. | Автор: ,

Мы продолжаем публиковать отчет о путешествии в Хорватию по случаю 50-летия выхода на киноэкраны фильма «Виннету и полукровка Апаначи». Уши Глас и Маринко Чосич на Туловой гряде.

Читайте начало: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5.

 

09.06.2016

Уши Глас и Маринко Чосич на Туловой гряде / Tulove grede

Программа фестиваля «По следам Виннету – 2016» была хорошо продумана. После поздних полуночных мероприятий неспешные утренние посиделки в большом зале отеля «Алан» выглядели вполне логично. Предстояла автограф-сессия с нашими вчерашними гостями – Урсулой Глас и Маринко Чосичем.

 Костюмы из фильмов
Оригинальные костюмы, в которых снимались герои вестернов «Виннету и полукровка Апаначи» (1966)
и «Виннету и его друг Олд Файерхэнд» (1966) / фото: © Dzhotti

В зале были представлены настоящие раритеты: костюмы, в которых снимались наши герои юбилейных фильмов «Виннету и полукровка Апаначи» (1966) и «Виннету и его друг Олд Файерхэнд» (1966). Мы сразу же узнали один из нарядов Апаначи, а рядом с ним — маленькие брючки и пиджачок, принадлежавшие Хэппи. В ряду потертых временем облачений висел и военный мундир актера Рика Баттальи, скроенный для его роли капитана Мендосы.

Появившийся первым из гостей Маринко Чосич с умилением разглядывал свою детскую экипировку, сравнивая себя сегодняшнего с тогдашним маленьким Хэппи, и с удовольствием позировал неугомонным фотографам. Как человек скромный и непубличный, он держался несколько напряженно, но очень скоро понял, что с нами весело.

 Маринко Чосич
Маринко Чосич разглядывает свою детскую экипировку из вестерна «Виннету и полукровка Апаначи» (1966)
/ фото: © Dzhotti

Как только к нам присоединилась легкая и улыбчивая Уши Глас, оператор Йоахим Гитт, сын немецкого продюсера Эрвина Гитта, продемонстрировал на проекционном экране редкие архивные фотографии и документальные кадры пятидесятилетней давности.

 Оператор Йоахим Гитт рассказывает
Оператор Йоахим Гитт с увлечением рассказывает о событиях пятидесятилетней давности / фото: © Dzhotti

А потом организаторы феста сделали Уши и Маринко необычный подарок. На столах, расположенных на сцене, стояли две бутылки вина с любопытными этикетками: красное, которое символически олицетворяло кровное братство Виннету и Олд Шеттерхэнда, предназначалось для Хэппи, а розовое — ведь брат и сестра были полукровками – для Апаначи. Автограф-сессия затянулась на долгие два часа, в течение которых актеры сто пятьдесят раз улыбались на камеру и старательно выполняли свою каллиграфическую работу, подписывая фото каждому поименно. Индейской стойкости давно выросшим детям апачки Мини-Юты было не занимать.

 Два часа автограф-сессии выдержать не так просто
Маринко Чосич и Уши Глас. Два часа автограф-сессии выдержать не так просто… / фото: © Dzhotti

Во второй половине дня нас ожидала очередная поездка на Тулову гряду, все по той же старой каменистой насыпной трассе. На улице было хмуро, и дождь казался неизбежностью. Но время от времени среди нависших туч появлялись оконца, в которые огненным глазом проглядывало яркое солнце. Горный хребет Велебит, протянувшийся на 145 километров вдоль вод Адриатики и на 45 км вглубь материка, выглядел как никогда сурово, а низкие облака тревожно обволакивали скальные вершины, поднимающиеся почти до двух тысяч метров над уровнем моря. Эта нескончаемая вереница гор лежала по левую руку от нас. У их основания в диких хорватских прериях, густо поросших можжевельником, снималось самое начало фильма «Сокровище Серебряного озера» (1962) с проездом почтового дилижанса.

 Начало фильма - Сокровище Серебряного озера
Почтовый дилижанс едет в Тулсу. Кадр из вестерна «Сокровище Серебряного озера» (1962). Съемка велась на дороге Масленица — Обровац / фото: © Big Chief

Здесь же неподалеку располагался и лагерь строителей из «Виннету I» (1963), где до сих пор прекрасно сохранилась железнодорожная насыпь.

 Лагерь строителей - Виннету I
Лагерь строителей из вестерна «Виннету I» (1963). Отчетливо видна хорошо сохранившаяся насыпь из специально завезенных для фильма камней и щебня / фото: © Big Chief

С правой стороны каменистый съезд с шоссе уводит в сторону культового пуэбло-плато «Парижевичева главица» / Pariževićeva glavica, раскинувшегося над каньоном реки Зрманя. Всего пару дней назад мы встречались там, в бывшей индейской деревне апачей, с Хеллой Брис и композитором Мартином Бётхером, а во время предыдущих фестивалей «По следам Виннету» нас приветствовали на плато сам Пьер Брис (2012) и Мари Версини (2013). При одном только взгляде на знаменитую по фильмам Тулову гряду в памяти всплывали картины с грандиозной ночной подсветкой и разноцветными воздушными шарами, в День памяти Пьера Бриса отпущенными в звездное небо.

 Вид на Тулову гряду днем
Вид на Тулову гряду днем / фото: © Big Chief

Сколько троп мы протоптали на нехоженых лугах среди выбеленных ветрами карстовых скал, наслаждаясь удивительными пейзажами. Но красота обманчива, и, как уже упоминалось, не все участки велебитской горной долины открыты для прохода, поскольку со времени последней Балканской войны все еще небезопасны. Пьер Брис не смог тогда не откликнуться на страдания людей, организовал гуманитарный конвой помощи из восьми груженых фур и лично провел его через воюющие районы, чтобы доставить беженцам и местным жителям около двухсот тонн продуктов и медикаментов.

Пьер Брис в своих мемуарах «Виннету и я» (Pierre Brice: Winnetou und ich, 2004) вспоминал:

Эта равнина, свидетель трагической гибели Виннету, была теперь запретной зоной. Каждый шаг мог стать смертельным, вся территория была заминирована. Декорации фильма стали реальной сценой в кровопролитной гражданской войне, в которой сражались два народа, прежде жившие друг с другом в мире.

 Плакат По следам Виннету - 2016
Фрагмент афиши фестиваля «По следам Виннету – 2016»
/ фото: © Dzhotti

Снопы солнечных лучей избирательно фокусировались на скальный ландшафт, выхватывая из широкой природной перспективы то возвышенности, то низины, словно демонстрировали нам своеобразное слайд-шоу. Высадившись из автобусов у подножия Туловой гряды, мы отправились длинным окружным путем, чтобы добраться до цели. Ориентиром оказались мемориальные доски, вмонтированные прямо в камни в память о погибших на этих склонах героях Балканской войны. Меж двух массивных валунов просматривался крутой подъем, где нас ожидал запланированный сюрприз: фотосессия с Урсулой Глас и… живым горным орлом. Пернатый хищник вел себя беспокойно, размахивал мощными крыльями, то и дело норовя взлететь, и хлестал ими бедную актрису по голове. Та закрывала лицо руками, уклоняясь от небезопасных ударов, что, впрочем, никак не отражалось на ее приподнятом настроении. Индейская выдержка! А настороженный орел пристально глядел на нее с открытым клювом и никак не хотел смиряться с тем, что он привязан и что главный здесь – его хозяин. Организаторы настоятельно попросили нас не шуметь, без надобности не двигаться и разговаривать только шепотом. Сто пятьдесят человек выстроились в длинную очередь, выполнив это пожелание беспрекословно. Однако птицу тревожили еще и раскаты грома – гроза подползла совсем близко, разряжаясь одиночными стрелами молний на едва видимые где-то внизу окрестности побережья.

Маленькими группками мы осторожно, стараясь не совершать резких движений, карабкались наверх, поближе к Уши Глас, сидевшей на небольшом утесе – ровно в том месте, где она вместе с орлом 50 лет назад позировала фотографам для рекламного плаката к фильму «Виннету и полукровка Апаначи». Именно этот кадр выбрали организаторы для официальной афиши фестиваля «По следам Виннету – 2016». Тогдашнего тридцатидвухлетнего орла-героя звали Питер. К тому времени он уже был довольно известной пернатой кинозвездой.

 Уши Глас и орел. Как 50 лет назад
Уши Глас и орел. Как 50 лет назад… Июнь 2016 / фото: © Dzhotti

Еще в 1950-е годы международная киноиндустрия для создания зрелищных приключенческих фильмов имела большую потребность в крылатых актерах, но профессиональных дрессировщиков для птиц найти было трудно. Швейцарский Адлерварте, горный район Берлебека, попав на нужную волну, быстро прославился своей орлиной фермой, которой управляла семейная пара: Катхи и Адольф Деппе. Первым из посыпавшихся в Берлебек кинозапросов стал британский шпионский фильм «Долина орлов» (Valley of Eagles, 1951), снимавшийся в Швеции и Норвегии, где дебютировал охотничий товарищ Питера, Саша. Во время премьерного показа в Америке в 1952 году зал Муниципального театра «Риволи» на Бродвее ломился от зрителей, а Саша вмиг превратился в популярнейшую кинозвезду. Следующая лента «Корнет — песнь о любви и смерти» (Der Cornet — Die Weise von Liebe und Tod, 1955) вновь снималась с хищниками из Адлерварте, в числе которых был и Питер. Через год он уже работал в фильме «Орел из Вельзаталя» (Der Adler vom Velsatal, 1956), где, кстати, засветился и будущий Сэм Хокенс – Ральф Вольтер, а потом, через 10 лет, и в ленте «Виннету и полукровка Апаначи».

 Орел на перевале Мали Алан
Величественная птица и ее хозяин. «Тренировочный» полет на перевале Мали Алан. Июнь 2016
/ фото: © Damir Kovačić

Дрессировщик Адольф Деппе провел многие дни на съемочной площадке со своим питомцем, обучая команду правильному обращению с суровой птицей. Экранный «выход» Питера состоялся сразу же в начале фильма, когда Хэппи, спускаясь по веревочной лестнице с отвесной скалы на Туловой гряде, пытался достать из гнезда хищника перо в подарок для своей сестры Апаначи. Чтобы при нападении Питер не поранил мальчика, птицу привязали к палке и держали настолько близко к юному Маринко, насколько это было возможно. Позже в студии, используя рирпроекцию, смонтировали кадры с парящим орлом.

Пернатые кинозвезды начинают обретать мировую славу. Они успели поработать еще с одним из режиссеров экранизаций Карла Мая: Харальд Райнль пригласил Деппе для съемок своего фильма ужасов «Змеиная яма и маятник» (Die Schlangengrube und das Pendel, 1967) с Лексом Баркером, Кристофером Ли и Карин Дор в главных ролях. В 1973 году Райнль продолжил сотрудничество с Адольфом Деппе в драме «Замок Губерта» (Schloss Hubertus) по мотивам романа Людвига Гангхофера, где оператором поработал знакомый нам по «майевкам» Эрнст В. Калинке.

В довершение всего начались выступления на телевидении в различных шоу-программах, а также рекламные съемки для автомобильной марки Opel, что приносило супругам Деппе колоссальный доход. Благодаря этому орлиная ферма Адлерварте могла развиваться, став одной из известнейших в Европе, где и по сей день для многочисленных зрителей проходят показательные выступления с дрессированными охотничьими птицами.

 Вот с этой скалы Маринко Чосич спускался к орлиному гнезду
С этой «скалы» по веревочной лестнице во время съемок Маринко Чосич спускался к орлиному гнезду / фото: © Dzhotti

Под финал мы не могли не отыскать то место, где сорванец Хэппи отбивался от орлицы, защищавшей свое гнездо от непрошеного гостя. Оказывается, одна и та же сцена со скалой снималась в различных точках Туловой гряды, расположенных неподалеку. Мимо них мы проходили неоднократно. Веревочная лестница спускалась всего лишь с трехметрового валуна, прочно вросшего в землю, а не с отвесной стены над пропастью. Довольно умелая работа оператора Хайнца Хёльшера и иллюзия кино создавали именно такой эффект.

 Маринко Чосич на Туловой гряде
Маринко Чосич снова охотится за пером… / фото: © Dzhotti

Для наглядности с камня спустили все ту же веревочную лестницу, последняя ступенька которой прямо-таки лежала в бутафорском орлином гнезде из прутьев, где три больших округлых камня выполняли роль яиц. Вот только пера там почему-то не оказалось. Впрочем, как и самого коршуна, после продолжительной фотосессии отбывшего домой вместе с хозяином. Маринко Чосич, который с интересом путешествовал весь этот день с нами, не стал опробовать хлипкий реквизит – он присел на корточки и сделал вид, что ухватился за перекладину лестницы и тянется за пером. Он старался сохранять соответствующее выражение лица, словно высматривая среди переплетенных прутьев вожделенную добычу. Потом его ждало следующее испытание: чуть поодаль располагался другой пологий камень, с которого Хэппи рассматривал в фильме орлиное гнездо. Маринко устроился на валуне, взялся за те же выступы, однако вместо гнезда его взгляд был сфокусирован на каждом из нас…

Вот такие оригинальные фотосессии с актерами придумали организаторы в этот раз! Но долго лежать на холодном камне и позировать Маринко не пришлось: первые дождевые капли просочились из свинцовых туч – видимо, Великий Маниту, наконец, устал от нашего очередного маяченья в его чертогах.

 Уши Глас и Серебряное ружье
Уши Глас и «Серебряное ружье». Июнь 2016 / фото: © Damir Kovačić

Пришлось поспешить в автобусы. Едва захлопнулись двери, как над Туловой грядой разразился сильный ливень. В такую погоду сыпучий гравий очень опасен. Как же теперь нам спуститься по размытой петлистой дороге? У всех еще были свежи воспоминания о непростом спуске после ночной программы, а теперь вот еще и зыбкий грунт…

В памяти всплывала история со съемок фильма «Верная Рука — друг индейцев» (1965), которую поведал два года назад хорватский каскадер Милан Микульян:

Мы ехали из мотеля «Алан» в автобусе по насыпной дороге к вершине Мали Алан. Из Алана — в Алан, так сказать… Дело было рано утром, кругом стелился хороший такой туман. И вот на этом известном вам горном серпантине из-за крутого поворота вдруг вылетает грузовик. Секунда — и он врезается прямо в нас. Автобус крутануло так, что едва не унесло вниз. Задержал его только большой камень — он и сейчас там. А автобус чуть было не съехал в пропасть. Если бы не камень, думаю, что нас бы уже не было. Сколько там — сто или двести метров… В общем, автобус стоял крайне неустойчиво, и мы очень медленно вылезали. У меня — ни царапины, а вот Язо — он в момент перед столкновением как раз задремал — сильно ударился носом о переднее сиденье. Разбил нос в кровь. И многие, кстати, тоже поплатились своими носами…

(полностью интервью с Миланом «Эмилем» Микульяном можно прочитать здесь )

 Милан Микульян в вестерне Верная Рука - друг индейцев
Милан Микульян в вестерне «Верная Рука — друг индейцев» (1965) / кадр из фильма

Конечно, то происшествие никак не связано с сегодняшней ситуацией, но, действительно, на узкой трассе разъехаться автобусу со встречным автомобилем крайне сложно, а когда еще раскатанные колеи полны воды и щебень ползет под колесами – удержать грузную машину сродни подвигу. Вот и нам навстречу из-за крутого поворота вдруг вылетела легковушка, но наши асы-водители хладнокровно сумели ее обойти. Они лавировали на виражах, то ускоряясь, то тормозя, то давая задний ход. Наш автобус фырчал, скрежетал и, в конце концов, на полдороги… сломался. Нас распределили по другим автобусам, следовавшим вереницей друг за другом, и мы продолжили экстремальный спуск к побережью. Ливень не стихал, порывистый ветер делал его еще более хлестким, но при подъезде к Стариград-Пакленице как-то поиссяк. Мы добрались до отеля «Алан» абсолютно сухими и невредимыми, а вечернюю программу решено было продолжить прямо в холле. Полтора часа Урсула Глас рассказывала участникам феста о съемках фильма «Виннету и полукровка Апаначи», а на улице в это время снова зарядил дождь, решивший, похоже, испортить нам и следующее утро…

 Вид на Тулову гряду с северо-запада
Предгрозовое небо над Туловой грядой / фото: © Dzhotti

Авторы: ,

 

ЧИТАЙТЕ ОКОНЧАНИЕ

Апр 29

2016: По следам Виннету в Хорватии — 07

2016 — ХорватияПОЕЗДКИ

Последняя глава нашего путешествия в Хорватию по случаю 50-летия выхода на киноэкраны фильма «Виннету и полукровка Апаначи». Раштевич и окрестности.


*** © Winnetou.Ru При полной или частичной перепечатке материалов ссылка (гиперссылка) обязательна

ДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ



КОММЕНТАРИИ: 3


  • Unkas 01.03.2017 в 04:03 | Ответить

    Спасибо за интересные публикации. Особенно радует обилие фотографий .интересно так же посмотреть локации где снимался знаменитый фильм.Это очень здорово что есть люди которые бережно собирают и публикуют такой материал. Ждем новых статей.


    1. Big Chief 01.03.2017 в 10:51 | Ответить

      Очень рад, что наш труд не напрасен! 🙂 Новые материалы обязательно будут.


    2. dzhotti 03.03.2017 в 09:14 | Ответить

      Наш хороший знакомый из Германии Рольф Пишель смонтировал короткий ролик о местах съемок, на которые мы ездили во время фестивалей предыдущих годов. Главное — в нем есть почти все гости-киношники. Рольф — официальный оператор наших встреч в Хорватии, каждый раз дарит нам прекрасные фильмы-воспоминания: Трейлер



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ