28.06.2015 | ИНТЕРВЬЮ / ПЕРСОНЫ, Каскадеры | 7 коммент. | Автор: Big Chief
Родился в Бремерхафене (ФРГ) в семье иностранного рабочего. С трех лет жил в Трнье, пригороде Загреба.
Участник девяти экранизаций Карла Мая и спагетти-вестернов. Дублер итальянского актера Марио Джиротти. Один из первых в Югославии автокаскадеров. После 1968 года покинул киноиндустрию и работал токарем. С 2008 года на пенсии. В настоящее время живет с семьей в Швейцарии.
Разговор с каскадером Миланом «Эмилем» Микульяном состоялся в июне 2014 года в Хорватии у конобы «Марасович» / Marasović, расположенной в живописнейшем месте неподалеку от входа в легендарное ущелье Большая Пакленица / Velika Paklenica. Беседа выдалась более обстоятельной, нежели та, что состоялась в Платаке.
Ветеран «майевок» Милан Микульян / Фото: © Dzhotti
– Дорогой Эмиль, во время нашего предыдущего разговора Вы рассказали о том, как пришли в кино. А что скажете о других каскадерах-напарниках, которые оказались вместе с Вами?
Должен сказать, тогда мы были очень дружны и всегда держались большой группой. Присматривали друг за другом, помогали. Очень слаженная команда была. Общались как настоящие приятели.
Каскадеры «Ядран-фильма» у салуна во время съемок вестерна «Виннету I» (1963).
Верхний ряд (слева направо): Касим «Шаргач» Кучкович (Kasim «Šargač» Kučković), Маджар Чикош (Mađar Čikoš), Иван «Иво» Криштоф (Ivan «Ivo» Krištof), Шимун «Язо» Ягаринец (Šimun «Jazo» Jagarinec), Мирослав «Исус» Бухин (Miroslav «Isus» Buhin), Степан «Штеф» Шполярич (Stjepan «Štef» Špoljarić), Кемаль Яхич (Kemal Jahić). Нижний ряд (слева направо): Мирко Латинович (Mirko Latinović), Милан «Эмиль» Микульян (Milan «Emil» Mikuljan), Златко «Храст» Храстински (Zlatko «Hrast» Hrastinski).
Место съемки: в окрестностях деревни Джеврске / Đevrske недалеко от Кистанье / Kistanje.
– А как бы Вы сегодня, по истечении 50 лет, оценили свою работу и работу коллег?
Знаете, оцениваю очень высоко. Superjob! Все режиссеры всегда были очень довольны и не скупились на похвалу. Вот и Эльке Зоммер сегодня высоко отозвалась о нашей работе. Кстати, и она нас тогда очень удивила своей смелостью. Вообще, мы часто делали трюки не так, как это принято в американском кино. Там обычно сыпят много песка. А мы — нет, мы падали с коней прямо на камни или на твердую землю.
Бродяга из банды «Полковника» («Сокровище Серебряного озера», 1962)
Проводник в обозе
(«Виннету I», 1963)
Микульян выполняет опасную сцену за исполнителя роли Черного Орла
(«Виннету I», 1963)
– Известно, что Вы очень дружны с шеф-каскадером Иво Криштофом. А как Вы познакомились?
В шестьдесят втором Иво с нами еще не было, я его вообще не знал. Но после первого немецкого вестерна у меня появилось несколько моих фотографий в ковбойской амуниции. Как-то раз Криштоф увидел эти фото из вестерна у Язо (* хорватский каскадер Шимун Ягаринец — Прим. Big Chief). Они ему понравились. Криштоф спросил, что это за тип и можно ли с ним встретиться? Язо ответил, что хорошо меня знает. Вот так мы и познакомились. Иво начал ходить на ипподром. Он умел отлично ездить верхом! Спросите — откуда? Все просто: его отец всегда держал в доме лошадей. Это были тягловые лошади. Иво с отцом перевозил на них цемент и все, что могло понадобиться при строительстве. Именно на этих лошадях Иво научился ездить вообще без седла. Недалеко от их дома протекала река. Вот он постоянно возил оттуда воду, а с луга — траву для лошадей. В общем, когда он появился на ипподроме, он уже был отличным подготовленным ездоком. Там мы сблизились и с тех пор дружим. Он всегда называет меня «Малый». Дело в том, что Иво выше меня, а в то время был и крупнее. Вот и дал мне такое прозвище. Сегодня, когда с ним созваниваемся, он говорит в трубку: «Ну, что, Малый, как дела?»
Милан Микульян (слева) и Иво Криштоф в вестерне «Виннету I» (1963).
Место съемки: Гробничко поле / Grobničko polje
– В прошлый раз Вы сказали, что «Среди коршунов» — Ваш любимый фильм. Что-то запомнилось во время съемок этой ленты?
Да уж, запомнилось… Как раз тогда я получил свою самую тяжелую травму. Во время нападения банды «коршунов» на обоз переселенцев мы скакали прямо на фургоны. Вот мчимся мы, рядом — белая кобыла напарника. По сюжету скоро надо падать, но то ли мы близко сошлись, то ли еще что, мой конь вдруг подскользнулся и сам упал раньше, чем нужно. От удара мой тазобедренный сустав чуть не разорвался. Я не преувеличиваю. Врачи потом констатировали серьезную трещину. Боль была очень сильная. На площадке в тот момент находился режиссер Альфред Форер. Он первым подскочил ко мне: «Ну, как ты? Живой?» Конь и я, мы оба, так и продолжали лежать. Тогда я не особо переживал, но сегодня, когда вспоминаю… В общем, они меня подняли. Хотели перевезти в госпиталь в Сплите, но я не согласился. Пару дней как-то просуществовал, боль не утихала. Когда сделали рентген и показали врачу, выяснилось, что это — трещина. Через какое-то время стало чуть получше. Так прошло две недели. Потом зажило все само, но ездить верхом я больше не мог. Все оставшиеся съемки ходил пешком.
Милан Микульян (слева, на черном жеребце) получает травму при падении во время съемок вестерна «Среди коршунов» (1964). Место съемки: Врличко поле / Vrličko polje под Врликой / Vrlika,
на заднем плане горы Динарского нагорья / Dinarske planine.
Слева направо: Пьер Брис, Андреа Митречич, Уолтер Барнес, Милан Микульян, Гойко Митич. Кадр из вестерна «Среди коршунов» (1964). Место съемки: Платак / Platak.
Бандит во время перестрелки с Верной Рукой («Среди коршунов», 1964)
Индеец в лагере шошонов («Среди коршунов», 1964)
Воин шошонов перед входом в Долину Мертвых
(«Среди коршунов», 1964)
– Говорят, что в этом фильме, да и в двух других «майевках», немецкий актер Гётц Георге всегда сам выполнял все трюки. Это правда?
Да, это правда. Начинал он как любитель. В первом фильме «Сокровище Серебряного озера» он только учился хорошо держаться в седле, но почти сразу влился в нашу группу каскдеров и все время проводил с нами. Он совершенно просто сказал: «Я не умею ездить верхом. Научите меня делать это хорошо». У него великий талант и такое же большое сердце. Георге внимательно смотрел за нашими движениями и многому научился очень быстро. Подтверждаю, он все, абсолютно все, делал сам! Ему не нужен был никакой дублер. Режиссеры, конечно, его не поддерживали. Получи он травму – и все, съёмки пришлось бы сворачивать. Но он рисковый человек очень большого мужества, должен я сказать. Кстати, в паузах он часто боксировал с нами… Действительно, многогранный талант.
Немецкий актер Гётц Георге сам выполнял все трюки во время съемок. Кадр из вестерна «Среди коршунов» (1964). Место съемки: горы Мали Алан / Mali Alan.
– Трюки — дело опасное. Но ранения могли случиться не только на съемочной площадке. Помните случай с автобусом во время съемок фильма «Верная Рука — друг индейцев»?
Совершенно верно, случались курьезы и не на съемках. Тот случай я хорошо помню. Мы ехали из мотеля «Алан» в автобусе по насыпной дороге к вершине Мали Алан. Из Алана — в Алан, так сказать… Дело было рано утром, кругом стелился хороший такой туман. И вот на этом известном вам горном серпантине из-за крутого поворота вдруг вылетает грузовик. Секунда — и он врезается прямо в нас. Автобус крутануло так, что едва не унесло вниз. Задержал его только большой камень — он и сейчас там. А автобус чуть было не съехал в пропасть. Если бы не камень, думаю, что нас бы уже не было. Сколько там — сто или двести метров… В общем, автобус стоял крайне неустойчиво, и мы очень медленно вылезали. У меня — ни царапины, а вот Язо — он в момент перед столкновением как раз задремал — сильно ударился носом о переднее сиденье. Разбил нос в кровь. И многие, кстати, тоже поплатились своими носами…
Авария на подъезде
к вершине Мали Алан (1965)
Каскадеры осматривают автобус (1965)
Виновник аварии — грузовик (1965)
– А бывали смешные моменты во время съемок?
Конечно. Вот один из них. Помню, будучи в мотеле «Алан», мы после жаркого рабочего дня отправились искупаться. Должен сказать, тогда там все выглядело по-другому. Практически никаких построек вокруг не было, а зарослей много. Поскольку как такового пляжа не было, а мотель находился сравнительно далеко от берега, мы решили искупаться совсем без одежды, которую оставили прямо на песке. Было нас человек пять-шесть, наверное. И вот мы впятером накупались и собрались уходить, а шестого нет. Он все в море плещется. Надоело его ждать и тогда решили подшутить — утащили его одежду. В итоге, ему пришлось голому возвращаться в мотель. Вот представьте — у стойки в баре много гостей, да и вокруг тоже народ шастал. А тут мимо них возвращается совершенно голый человек. В общем, было много шума и смеха… Только не для него.
Апач во время схватки у Наггит-циль («Виннету I», 1963)
Рабочий из Нью-Венанго («Виннету II», 1964)
Среди вождей, едущих в форт («Виннету II», 1964)
Бандит (слева), погибающий от пули Олд Шеттерхэнда в вестерне «Виннету II» (1964).
Место съемки: Луково Шугарье / Lukovo Šugarje.
Лука Кнежевич, Милан Микульян, Степан Шполярич и Златко Храстински в вестерне «Виннету II» (1964).
Место съемки: территория цементного завода в Солине / Solin под Сплитом / Split.
Славко Годинич и Милан Микульян в вестерне «Виннету III» (1965).
Место съемки: район Плитвицких озер / Plitvická jezera, место над водопадом Велики Слап / Veliki Slap.
Милан Микульян в погоне за Виннету в вестерне «Виннету III» (1965).
Место съемки: Тулова гряда, Мали Алан / Tulove grede, Mali Alan.
Лука Кнежевич сбрасывает с поезда Милана Микульяна в вестерне «Верная Рука — друг индейцев» (1965).
Место съемки: железная дорога у станции Раштевич / Raštević.
Лука Кнежевич дает хорошего пинка Милану Микульяну во время стычки в салуне. Кадр из вестерна «Верная Рука — друг индейцев» (1965).
Сраженный пулей Милан Микульян падает со скалы.
Кадр из вестерна «Верная Рука — друг индейцев» (1965).
Место съемки: ущелье Большая Пакленица / Velika Paklenica.
Милан Микульян дублирует Марио Джиротти в вестерне «Верная Рука — друг индейцев» (1965).
Место съемки: Радманова Млиница / Radmanove mlinice.
Милан Микульян и Душан Антониевич в вестерне «Верная Рука — друг индейцев» (1965).
Место съемки: территория цементного завода в Солине / Solin под Сплитом / Split.
Милан Микульян в последней «майевке» «Виннету и Шеттерхэнд в Долине Мёртвых» (1968).
Место съемки: Попово поле / Popovo polje, Босния и Герцеговина / Bosna i Hercegovina.
— А когда Вы последний раз стояли перед камерой?
В ноябре 1968-го в Пакленице снимался фильм с рабочим названием «Bitka za Radar» (* «Битва за Британию» / The Battle of Britain — Прим. Big Chief ). Как фильм назвали после съемок, не знаю. Могу сказать, что такое случалось нередко. Вот, например, снимались мы с итальянцами в вестерне с Джеймсом Митчумом. Его рабочее название было: «Izazov u Red Gras». Точное название фильма я не знаю до сих пор.
— Я думаю, что видел этот фильм. Несколько сцен точно сняли здесь, в Пакленице.
Да, да. В Пакленице, и еще в Гробнике. А как он назывался?
— Мне кажется, что это «Резня в Большом Каньоне» (Massacro al Grande Canyon, 1964).
По-немецки фильм назывался как-то по-другому (* «Ни цента за голову Ринго» / Keinen Cent für Ringos Kopf — Прим. Big Chief ). В нем снимались еще Криштоф и Язо. Владимир Медар, кстати, тоже.
Каскадеры «Ядран-фильма» в итальянском вестерне Серджо Корбуччи «Резня в Большом Каньоне» (1964). Место съемки: ущелье Большая Пакленица / Velika Paklenica.
– Дорогой Эмиль, а чем Вы занимались после кино?
С 1969-го я живу в Швейцарии. Несколько лет, как уже на пенсии. В последние годы обычно нахожусь в Швейцарии где-то с конца сентября и до праздника Пасхи. Остальные жаркие месяцы мы с женой всегда с удовольствием проводим в Хорватии в наших апартаментах у моря. Мою любимую супругу зовут Дужица, или Дуда. У нас есть дочь и семилетняя внучка.
Вместе с Миланом Микульяном, его супругой Дудой и Лукой Кнежевичем на месте лагеря шошонов из вестерна «Среди коршунов» (1964). Платак / Platak.
*** © Winnetou.Ru При полной или частичной перепечатке материалов ссылка (гиперссылка) обязательна
Беседа с бывшими каскадерами Эмилем Микульяном и Лукой Кнежевичем, состоявшаяся в июне 2014 года в предгорьях хорватского горного массива Платак (Platak) на легендарном месте расположения лагеря шошонов из фильма «Среди коршунов» (Unter Geiern).
Улю-улю-улю! Очень хорошее интервью. Хорошо оживили кадры из фильмов, которые создают эффект, что это было как вчера. А, ведь, прошло ого-го сколько лет. Эти парни сделаны из железа.
Думаю, что М.Микульяну и его друзьям будет приятно это почитать.
А что за новый немецкий Виннету? Поподробнее расскажите.