Европейские фильмы
с тематикой Дикого Запада
(кроме итальянских
спагетти-вестернов)
Интересный факт — наиболее часто экранизируемыми в Европе оказались произведения американских писателей Джеймса Фенимора Купера (1789-1851) и Джека Лондона (1876-1916). Речь, конечно, только о тех сочинениях, действие которых разворачивалось на Дальнем Западе. Другие, не менее знаменитые американские классики, например: Марк Твен (1835-1910) или Брет Гарт (1836-1902) не смогли бы похвастать столь высоким к себе вниманием — герои их произведений появлялись на европейском экране гораздо реже.
Существуют румынский (Legenda lui Ciorap de piele), французский (La Légende de Bas-de-Cuir) и немецкий (Die Lederstrumpferzählungen) варианты сериала «Истории Кожаного Чулка», изначально снятого для ТВ. Первый от двух последних отличается титрами и музыкальным сопровождением. Две части из четырех демонстрировались в советском прокате.
Представлены фильмы, прямо или косвенно относящиеся к освоению Запада, временам «золотой лихорадки» или мексиканской революции, а также экранизации литературных произведений (кроме Джека Лондона и Фенимора Купера) в жанре «вестерн».
Кинопродукция разбита по странам-производителям в алфавитном порядке. В случае совместного производства фильм упоминается только один раз в разделе, название которого соответствует названию страны, указанной первой.
В большинстве случаев Испания служила местом съемок итальянских вестернов, поэтому подавляющее большинство испанских фильмов, снятых совместно с итальянцами, относится к категории «спагетти» (см. Спагетти-вестерны). Ниже представлено несколько лент в основном испанского производства, которые не упомянуты в списке спагетти-вестернов.
Обычно евровестернами называют фильмы о Диком Западе, снятые в Западной Европе. Действительно, производством первых вестернов в Старом Свете активно занималась французская фирма «Гомон» / Gaumont еще в 1910 году. Так появились фильмы: «Ковбойская дружба» / Amitié de cow-boy (1910), «Борнео Билл» / Bornéo Bill (1910), «Сто долларов — живым или мертвым» / Cent dollars mort ou vif (1911), «Поезд смерти» / Le Railway de la mort (1912) и другие.
Через пять лет по ее стопам пошли англичане, снявшие около 30 «ковбойских» фильмов.
В 1919-м эстафету приняли немцы, настрогавшие 13 короткометражек в окрестностях Хейдельберга и Людвигсхафена. Самыми известными из них стали: «Виновный» / Erheblich belastet (1913), «Булл Аризона — орел пустыни» / Bull Arizona – Der Wüstenadler (1919), «Булл Аризона — завет прерии» / Bull Arizona – Das Vermächtnis der Prärie (1920), «Смертельная поездка белого вождя» / Die Todesfahrt des weißen Häuptlings (1920), «Красный Бизон, последний апач» / Red Bull, der letzte Apache (1920).
Появился вестерн и в других странах: «Мисс ковбой» / Miss Cowboy (1920, Австрия), «Наездник из Уайльд-Веста» / «Кто виноват?» (1925, СССР)…
В 1960-е жанр получил новое рождение не только в ФРГ (см. Экранизации Карла Мая), но и во Франции, Великобритании, Испании и, конечно же, в Италии, где неожиданно родился спагетти-вестерн (см. Спагетти-вестерны), заполонивший западноевропейские экраны вплоть до начала 1970-х годов. Особняком стоят немецко-франко-румынские куперовские «Истории Кожаного Чулка» (1969).
Однако на самом деле география евровестерна гораздо шире: это Северная, Восточная, Центральная и Южная Европа, а также страны бывшего СССР и даже Турция. В социалистической Восточной Европе родился «красный вестерн» (так его величают на Западе), к которому в первую очередь можно отнести ленты с участием Гойко Митича (см. «Индейская серия» ДЕФА), румынские фильмы о трансильванцах на Диком Западе и чехословацкую культовую комедию «Лимонадный Джо» (1964).
В отличие от американского вестерна европейские фильмы получились очень разными, поскольку снимались в странах с разными политическими системами. Объединяло их только место действия — Дикий Запад. Да и то не всегда, как, например, в советских лентах.
В Советском Союзе, в силу идеологических причин, вестернов в чистом виде практически не снимали, использовали только фактуру («Человек с бульвара Капуцинов», 1987) или экранизировали классические произведения О.Генри («Деловые люди», 1962), Майн-Рида («Всадник без головы», 1973), Брет Гарта («Вооружён и очень опасен», 1977) или Купера: «Следопыт» (1987) и «Зверобой» (1990). Можно упомянуть фильмы Игоря Негреску, экранизировавшего Сетона-Томпсона: «Домино» (1973), «Мустанг-иноходец» (1976), «Лобо» (1978), а также Кервуда («Бродяги Севера», 1983), ну, и его близкий к вестерну фильм «Дымка…» (1985). В 1987 году Кервуда экранизировали режиссеры Александр Згуриди и Нана Клдиашвили («В дебрях, где реки бегут…», 1987). Сюда же можно отнести эпизоды многосерийного телефильма «В поисках капитана Гранта» (1986). Но все-таки гораздо большее развитие у нас получили так называемые истерны — приключенческие фильмы, посвященные событиям Гражданской войны и борьбе с басмачами в Средней Азии.