"Индейские фильмы" ДЕФА

DEFA
ГДР

1965 — 1985

«Индейские фильмы»
с участием Гойко Митича
и других

 «Индейские фильмы» ДЕФА с Гойко Митичем в главной роли

  • Сыновья Большой Медведицы / Die Söhne der großen Bärin (1966) — ГДР-Югославия, при участии ЧССР
  • Чингачгук — Большой Змей / Chingachgook, die große Schlange (1967) — ГДР-ЧССР, при участии Болгарии
  • След Сокола / Spur des Falken (1968) — ГДР-СССР
  • Белые волки / Weiße Wölfe (1969) — ГДР-Югославия
  • Смертельная ошибка / Tödlicher Irrtum (1970) — ГДР-Болгария-Польша
  • Оцеола / Osceola (1971) — ГДР-Болгария-Куба
  • Текумзе / Tecumseh (1972) — ГДР-СССР
  • Апачи / Apachen (1973) — ГДР-Румыния-СССР
  • Ульзана / Ulzana (1974) — ГДР-Румыния-СССР
  • Братья по крови / Blutsbrüder (1975) — ГДР-Румыния
  • Северино / Severino (1978) — ГДР-Румыния
  • Вождь Белое Перо (Скаут) / Der Scout (1983) — ГДР-Монголия
  •   Ульзана / Ulzana
    Ульзана / Ulzana (1974), ГДР — Румыния — СССР

 Другие фильмы студии ДЕФА

  • Кит и компания / Kit & Co (1974) — ГДР-СССР
  • Союз племени ирокезов (Синяя Птица) / Blauvogel (1979) — ГДР-Румыния
  • Пой, ковбой, пой / Sing, Cowboy, sing (1981) — ГДР
  • Долгий путь в школу / Der lange Ritt zur Schule (1982) — ГДР
  • Аткинс / Atkins (1985) — ГДР-Румыния
  •   Союз племени ирокезов / Blauvogel
    Союз племени ирокезов (Синяя Птица) / Blauvogel (1979), ГДР — Румыния

Ошеломляющий успех западногерманского «Виннету» не мог остаться незамеченным и в странах социалистического лагеря. Многие ленты по романам Карла Мая с аншлагами демонстрировались в Чехословакии, Польше, Румынии, Венгрии и СССР. А вот партийное руководство восточногерманского соседа не могло решиться на официальный показ экранизаций «идеологически вредного» писателя вплоть до 1980-х годов. Однако именно в ГДР появились свои собственные Indianerfilme«индейские фильмы», ставшие не менее популярными не только среди подростков.

  Сыновья Большой Медведицы / Die Söhne der großen Bärin
Сыновья Большой Медведицы / Die Söhne der großen Bärin (1966),
ГДР — Югославия, при участии ЧССР

В феврале 1966 года гэдээровская киностудия ДЕФА в противовес западногерманскому «Виннету» выпустила свой первый вестерн «Сыновья Большой Медведицы». С этого момента и вплоть до начала 1980-х югославский актёр Гойко Митич, снявшийся в 12-ти из 16-ти «индейских фильмов» ДЕФА, оставался едва ли не самым популярным кинокумиром среди подростков из стран социалистического лагеря.

  Смертельная ошибка / Tödlicher Irrtum
Смертельная ошибка / Tödlicher Irrtum (1970), ГДР — Болгария — Польша

«Историю индейцев невозможно рассказать отдельно от истории Америки. И это история классовой борьбы», — так утверждал сценарист лучших фильмов ДЕФА Гюнтер Карл. Ленты из ГДР не могли похвастать постановочным размахом, были в определенной степени идеологизированы, однако оказались исторически более достоверными, нежели вестерны их коллег из ФРГ, и имели оригинальные сюжеты. Героями становились не вымышленные полусказочные персонажи, а реальные индейские вожди, такие как Текумсе, Оцеола или Ульзана.

  Текумзе / Tecumseh
Текумзе / Tecumseh (1972), ГДР — СССР

С 1966 по 1985 гг. ГДР совместно с другими странами соцсодружества выпустила 17 кинофильмов (не считая телевизионной продукции), в большей или меньшей степени касающихся тематики Дикого Запада.

  Пой, ковбой, пой / Sing, Cowboy, sing
Пой, ковбой, пой / Sing, Cowboy, sing (1981), ГДР

Идея создания «индейских фильмов» принадлежит Хансу Малиху, заведующему кинопроизводством студии ДЕФА. Именно он открыл и будущую «звезду» восточногерманских лент — спортсмена Гойко Митича, обладавшего отличными актерскими данными.

 Гойко Митич во время съемок в Югославии
Гойко Митич во время съемок в Югославии. На заднем плане местечко Свети-Стефан, расположенное в пяти километрах юго-восточнее Будвы (Черногория)

Как и вестерны западногерманских коллег, «индейские фильмы» отличались интернациональным составом исполнителей. Кроме таких известных характерных немецких актеров, как Рольф Хоппе, Хельмут Шрайбер, Ханьо Хассе, Хорст Шульце, Армин Мюллер-Шталь, Рольф Рёмер, Герри Вольф, и американца Дина Рида, снимались: Иржи Врштяла (Чехословакия), Леон Немчик и Мечислав Каленик (Польша), Амза Пелля (Румыния), Бруно Оя и Отар Коберидзе (СССР), Милан Бели (Югославия) и многие другие.

  Групповое фото в Монголии во время съемок фильма 'Вождь Белое Перо'
Групповое фото в Монголии во время съемок фильма
«Вождь Белое Перо» / Der Scout (1983)

Белых и краснокожих красоток Дикого Запада играли: Рената Блюме, Аннекатрин Бюргер, Лило Гран (ГДР), Барбара Брыльска и Кристина Миколаевска (Польша), Андреа Драхота (Венгрия), Пепа Николова и Искра Радева (Болгария), Лали Месхи (СССР), Кати Шекели, актриса венгерского происхождения, родившаяся и выросшая в США и Мексике…

  Кати Шекели и Рольф Рёмер
Кати Шекели и Рольф Рёмер в 1965 году в Югославии на съемках фильма
«Сыновья Большой Медведицы» / Die Söhne der großen Bärin

Исполнители из Югославии (Слободан Димитриевич, Мавид Попович, Предраг Милинкович), Румынии (Коля Рэуту, Дорел Якобеску) и Чехословакии (Милан Яблонски, Йозеф Майерчик, Йозеф Адамович) воплощали свободолюбивых и гордых индейцев.

  Дорел Якобеску в фильме АПАЧИ
Дорел Якобеску в фильме «Апачи» / Apachen (1973)

В нескольких лентах участвовали такие мастера, как специалисты по конным трюкам Вильфрид Цандер, Герд Гжещак, румынский каскадер Саболч Чех со своей командой, сербские каскадеры (Миня Войводич и др.).

Первый «индейский фильм» снял чешский режиссер Йозеф Мах, однако ведущими постановщиками стали Готтфрид Кольдитц и Конрад Петцольд.

  Режиссер Готтфрид Кольдитц на съемках фильма 'След Сокола'
Режиссер Готтфрид Кольдитц на съемках фильма
«След Сокола» / Spur des Falken (1968)

За аутентичные декорации и костюмы почти во всех фильмах отвечали Хайнц Рёске, Пауль Леман и Гюнтер Шмидт.

Главные сцены фильмов всегда выглядели впечатляющими благодаря профессиональной операторской работе Отто Ханиша, Эберхарда Боркмана и Хельмута Бергмана.

Самую запоминающуюся музыку написали: Карл-Эрнст Зассе, Гюнтер Фишер и Ганс-Дитер Хозалла.

Съёмочной площадкой для студии ДЕФА служили не только югославские пейзажи — боснийские горы, хорватские равнины и водопады. Знаменитый «дом на озере», где обитал жаждущий индейских скальпов старик Хаттер, стоял посреди словацкого озера Штрбске-Плесо, а храбрый воин Чингачгук лихо скользил в каноэ по бурной горной реке Дунаец, извивающейся вдоль северной границы Пьенинского народного парка. Ареной трагической борьбы дакота с белыми завоевателями послужило грузинское ущелье Пасанаури.

Выезжали и в румынские Карпаты,  и в Болгарию, и в Узбекистан. А вот индейский «священный город» Типпеканоэ построили в Крыму под Ялтой.

Много снимали и у себя, в ГДР. Кулисами для съёмок неоднократно становились окрестности Потсдама и Саксонской Швейцарии. Знаменитое нападение Зоркого Сокола и его воинов на поезд «Юнион Пасифик» произошло между городками Моцен и Тёпхин на территории нынешней земли Бранденбург.

Вообще, в поисках натуры для «индейских фильмов» немецкие киношники не только исколесили Восточную Европу, но даже забрели в Монголию и добрались до берегов Кубы.

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ

Июн 11

На Кубу за "Оцеолой"!

Гойко МитичИНТЕРВЬЮ / ПЕРСОНЫЮбилеи

13 июня легендарному Гойко Митичу исполняется 80 лет. К юбилею знаменитого киноиндейца мы подготовили эксклюзивный материал, ни разу не публиковавшийся на русском языке! Это отрывок из книги воспоминаний Митича, рассказывающий о необычных приключениях во время поездки на Кубу, где должны были пройти съемки фильма "Оцеола".

Сен 14

Film heute und morgen 1969: «Белые волки»

FILM HEUTE UND MORGENСТАРЫЕ ЖУРНАЛЫ

«Белые волки» – насколько увлекательный, настолько и реалистичный приключенческий фильм... Анонс фильма «Белые волки» в гэдээровском журнале Film heute und morgen №2 (1969).

Окт 19

Держись в седле, ковбой!

ДЕФАКАК И ГДЕ СНИМАЛИ

Немецкий актер Хельмут Шрайбер рассказывает о съемках в Югославии летом 1965 года первого фильма «про индейцев» студии ДЕФА «Сыновья Большой Медведицы».

Мар 03

Filmski svet 1965: Дублёр Корнела Уайлда. Наш герой в иностранном фильме

FILMSKI SVETСТАРЫЕ ЖУРНАЛЫ

1965 год. Одна из первых статей о Гойко Митиче, напечатанная в югославском журнале Filmski svet, где Митич рассказывает о съемках в фильмах по романам Карла Мая и о своей первой главной роли в ленте «Сыновья Большой Медведицы».