1965 — 1985
«Индейские фильмы»
с участием Гойко Митича
и других
Ошеломляющий успех западногерманского «Виннету» не мог остаться незамеченным и в странах социалистического лагеря. Многие ленты по романам Карла Мая с аншлагами демонстрировались в Чехословакии, Польше, Румынии, Венгрии и СССР. А вот партийное руководство восточногерманского соседа не могло решиться на официальный показ экранизаций «идеологически вредного» писателя вплоть до 1980-х годов. Однако именно в ГДР появились свои собственные Indianerfilme — «индейские фильмы», ставшие не менее популярными не только среди подростков.
В феврале 1966 года гэдээровская киностудия ДЕФА в противовес западногерманскому «Виннету» выпустила свой первый вестерн «Сыновья Большой Медведицы». С этого момента и вплоть до начала 1980-х югославский актёр Гойко Митич, снявшийся в 12-ти из 16-ти «индейских фильмов» ДЕФА, оставался едва ли не самым популярным кинокумиром среди подростков из стран социалистического лагеря.
«Историю индейцев невозможно рассказать отдельно от истории Америки. И это история классовой борьбы», — так утверждал сценарист лучших фильмов ДЕФА Гюнтер Карл. Ленты из ГДР не могли похвастать постановочным размахом, были в определенной степени идеологизированы, однако оказались исторически более достоверными, нежели вестерны их коллег из ФРГ, и имели оригинальные сюжеты. Героями становились не вымышленные полусказочные персонажи, а реальные индейские вожди, такие как Текумсе, Оцеола или Ульзана.
С 1966 по 1985 гг. ГДР совместно с другими странами соцсодружества выпустила 17 кинофильмов (не считая телевизионной продукции), в большей или меньшей степени касающихся тематики Дикого Запада.
Идея создания «индейских фильмов» принадлежит Хансу Малиху, заведующему кинопроизводством студии ДЕФА. Именно он открыл и будущую «звезду» восточногерманских лент — спортсмена Гойко Митича, обладавшего отличными актерскими данными.
Как и вестерны западногерманских коллег, «индейские фильмы» отличались интернациональным составом исполнителей. Кроме таких известных характерных немецких актеров, как Рольф Хоппе, Хельмут Шрайбер, Ханьо Хассе, Хорст Шульце, Армин Мюллер-Шталь, Рольф Рёмер, Герри Вольф, и американца Дина Рида, снимались: Иржи Врштяла (Чехословакия), Леон Немчик и Мечислав Каленик (Польша), Амза Пелля (Румыния), Бруно Оя и Отар Коберидзе (СССР), Милан Бели (Югославия) и многие другие.
Белых и краснокожих красоток Дикого Запада играли: Рената Блюме, Аннекатрин Бюргер, Лило Гран (ГДР), Барбара Брыльска и Кристина Миколаевска (Польша), Андреа Драхота (Венгрия), Пепа Николова и Искра Радева (Болгария), Лали Месхи (СССР), Кати Шекели, актриса венгерского происхождения, родившаяся и выросшая в США и Мексике…
Исполнители из Югославии (Слободан Димитриевич, Мавид Попович, Предраг Милинкович), Румынии (Коля Рэуту, Дорел Якобеску) и Чехословакии (Милан Яблонски, Йозеф Майерчик, Йозеф Адамович) воплощали свободолюбивых и гордых индейцев.
В нескольких лентах участвовали такие мастера, как специалисты по конным трюкам Вильфрид Цандер, Герд Гжещак, румынский каскадер Саболч Чех со своей командой, сербские каскадеры (Миня Войводич и др.).
Первый «индейский фильм» снял чешский режиссер Йозеф Мах, однако ведущими постановщиками стали Готтфрид Кольдитц и Конрад Петцольд.
За аутентичные декорации и костюмы почти во всех фильмах отвечали Хайнц Рёске, Пауль Леман и Гюнтер Шмидт.
Главные сцены фильмов всегда выглядели впечатляющими благодаря профессиональной операторской работе Отто Ханиша, Эберхарда Боркмана и Хельмута Бергмана.
Самую запоминающуюся музыку написали: Карл-Эрнст Зассе, Гюнтер Фишер и Ганс-Дитер Хозалла.
Съёмочной площадкой для студии ДЕФА служили не только югославские пейзажи — боснийские горы, хорватские равнины и водопады. Знаменитый «дом на озере», где обитал жаждущий индейских скальпов старик Хаттер, стоял посреди словацкого озера Штрбске-Плесо, а храбрый воин Чингачгук лихо скользил в каноэ по бурной горной реке Дунаец, извивающейся вдоль северной границы Пьенинского народного парка. Ареной трагической борьбы дакота с белыми завоевателями послужило грузинское ущелье Пасанаури.
Выезжали и в румынские Карпаты, и в Болгарию, и в Узбекистан. А вот индейский «священный город» Типпеканоэ построили в Крыму под Ялтой.
Много снимали и у себя, в ГДР. Кулисами для съёмок неоднократно становились окрестности Потсдама и Саксонской Швейцарии. Знаменитое нападение Зоркого Сокола и его воинов на поезд «Юнион Пасифик» произошло между городками Моцен и Тёпхин на территории нынешней земли Бранденбург.
Вообще, в поисках натуры для «индейских фильмов» немецкие киношники не только исколесили Восточную Европу, но даже забрели в Монголию и добрались до берегов Кубы.
13 июня легендарному Гойко Митичу исполняется 80 лет. К юбилею знаменитого киноиндейца мы подготовили эксклюзивный материал, ни разу не публиковавшийся на русском языке! Это отрывок из книги воспоминаний Митича, рассказывающий о необычных приключениях во время поездки на Кубу, где должны были пройти съемки фильма "Оцеола".
«Белые волки» – насколько увлекательный, настолько и реалистичный приключенческий фильм... Анонс фильма «Белые волки» в гэдээровском журнале Film heute und morgen №2 (1969).
Немецкий актер Хельмут Шрайбер рассказывает о съемках в Югославии летом 1965 года первого фильма «про индейцев» студии ДЕФА «Сыновья Большой Медведицы».
1965 год. Одна из первых статей о Гойко Митиче, напечатанная в югославском журнале Filmski svet, где Митич рассказывает о съемках в фильмах по романам Карла Мая и о своей первой главной роли в ленте «Сыновья Большой Медведицы».