Спагетти-вестерны

Spaghetti
Итальянский стиль

Спагетти-вестерны,
снятые в Италии, Испании
и в других странах

Перечислять все когда-либо снятые спагетти-вестерны (а их более 400!) — занятие неблагодарное и смысла не имеющее. И не только из-за огромного их количества, а потому что самая подробная база данных по фильмам на сегодняшний день находится здесь: The Spaghetti Western Database.

 Джанго / Django
Франко Неро в вестерне
«Джанго» / Django (1966), Италия — Испания

В представленный ниже список фильмов вошли самые известные и наиболее интересные ленты жанра, по тем или иным причинам выбранные нашей редакцией. Вверху списка перечислено несколько ранних итальянских вестернов. Далее — фильмографии хорошо потрудившихся в жанре кинорежиссеров (разбивки по актерам мы посчитали избыточными), первый из которых — Серджио Леоне. Под ними — другие избранные спагетти-вестерны, достойные упоминания. В самом низу – более поздние фильмы.

  • Леди Запад / Una signora dell’Ovest (1942), Италия
  • Мальчишка с Запада / Il fanciullo del West (1942), Италия
  • Утомленный бандит / Il bandolero stanco (1952), Италия
  • Террор в Оклахоме / Il terrore dell’Oklahoma (1959), Италия
  • Шерифка / La Sceriffa (1960), Италия
  • Дуэль в Техасе / Duello nel Texas (1963), Италия — Испания
  • Пистолет не знает аргументов / Le Pistole non discutono (1964), Италия — Испания — ФРГ
  • Стрелки из Аризоны / Pistoleros de Arizona / 5.000 dollari sull’asso (1964), Испания — Италия — ФРГ
  • Буффало Билл — герой Дальнего Запада / Buffalo Bill, l’eroe del far west (1964), Италия — Франция — ФРГ
  • Дорога к Форту Аламо / La strada per Fort Alamo (1964), Италия — Франция
  •  Дуэль в Техасе / Duello nel Texas
    Джакомо Росси-Стюарт, Мария Уэртас и Ричард Харрисон в вестерне
    «Дуэль в Техасе» / Duello nel Texas (1963), Италия — Испания
  • За пригоршню долларов / Per un pugno di dollari (1964), Италия — Испания — ФРГ
  • На несколько долларов больше / Per qualche dollaro in più (1965), Италия — Испания — ФРГ
  • Хороший, плохой, злой / Il buono, il brutto, il cattivo (1966), Италия — Испания — ФРГ
  • Однажды на Диком Западе / C’era una volta il West (1968), Италия — США
  • За пригоршню динамита / Пригнись, придурок! / Giù la testa (1971), Италия — Испания
  •  Однажды на Диком Западе / C'era una volta il West
    Чарльз Бронсон и Джейсон Робардс в вестерне
    «Однажды на Диком Западе» / C’era una volta il West (1968), Италия — США
  • Резня в Большом Каньоне / Massacro al Grande Canyon (1964), Италия-Югославия
  • Земля Миннесоты / Minnesota Clay (1964), Италия — Франция — Испания
  • Джонни Оро / Johnny Oro (1965), Италия
  • Джанго / Django (1966), Италия — Испания
  • Навахо Джо / Navajo Joe (1966), Италия — Испания
  • Жестокие / I Crudeli (1967), Италия — Испания
  • Великое молчание / Il Grande silenzio (1968), Италия — Франция
  • Наемник / Il Mercenario (1968), Италия — Испания
  • Специалисты / Gli Specialisti (1969), Италия — Франция — ФРГ
  • Напарники / Vamos a matar, compañeros (1970), Италия — ФРГ — Испания
  • Сонни и Джед / La Banda J. & S. cronaca criminale del Far West (1972), Италия — ФРГ — Испания
  • Какое отношение мы имеем к революции? / Che c’entriamo noi con la rivoluzione (1972), Италия — Испания
  • Белый, желтый, черный / Il Bianco, il giallo, il nero (1974), Италия — Испания — Франция
  •  Великое молчание / Il Grande silenzio
    Фрэнк Вольф в вестерне
    «Великое молчание» / Il Grande silenzio (1968), Италия — Франция
  • Сдавайся и расплатись/ La Resa dei conti (1966), Италия — Испания
  • Лицом к лицу / Faccia a faccia (1967), Италия — Испания
  • Беги, человек, беги / Corri uomo corri (1968), Италия — Франция
  •  Лицом к лицу  / Faccia a faccia
    Джан Мария Волонте и Томас Милиан в вестерне
    «Лицом к лицу» / Faccia a faccia (1967), Италия — Испания
  • Смерть верхом на лошади / Da uomo a uomo (1967), Италия
  • И крышей будет небо, полное звезд / …e per tetto un cielo di stelle (1968), Италия
  • Ночь змей / La notte dei serpenti (1968), Италия
  • Тепепа / Tepepa (1968), Италия — Испания
  • Жизнь порой очень сурова, не так ли, Провидение? / Vita, a volte, è molto dura, vero Provvidenza (1972), Италия — Франция — ФРГ
  •  Тепепа / Tepepa
    Томас Милиан в вестерне
    «Тепепа» / Tepepa (1968), Италия — Испания
  • Всё ради убийства / Per il gusto di uccidere (1966), Италия — Испания
  • Дни гнева / I giorni dell’ira (1967), Италия — ФРГ
  • Цена власти / Il prezzo del potere (1969), Италия — Испания
  • Зачем жить, зачем умирать / Una ragione per vivere e una per morire (1972), Италия — Франция — Испания — ФРГ
  • Меня зовут Никто / Il mio nome è Nessuno (1973), Италия — Франция — ФРГ
  •  Цена власти / Il prezzo del potere
    Джулиано Джемма в вестерне
    «Цена власти» / Il prezzo del potere (1969), Италия — Испания
  • Джанго, эта пуля для тебя! / Pochi dollari per Django (1966), Италия — Испания
  • Семь винчестеров для битвы / Sette winchester per un massacro (1967), Италия
  • Иди… убей его и вернись / Vado… l’ammazzo e torno (1967), Италия
  • Убей всех и вернись один / Ammazzali tutti e torna solo (1968), Италия — Испания
  • Джонни Гамлет / Quella sporca storia nel West (1968), Италия
  • Te deum / Te deum (1972), Италия — Испания
  • Кольт из луковицы / Cipolla Colt (1975), Италия — Испания — ФРГ
  • Кеома / Keoma (1976), Италия
  • «Джонатан — друг медведей» / Jonathan degli orsi (1993), Италия — Россия
  •  Иди... убей его и вернись / Vado... l'ammazzo e torno
    Эдд Бернс в вестерне
    «Иди… убей его и вернись» / Vado… l’ammazzo e torno (1967), Италия
  • Кольт пропел о смерти и… наступило время резни / Le colt cantarono la morte e fu… tempo di massacro (1966), Италия
  • Белый клык / Zanna Bianca (1974), Италия-Испания-Франция
  • Возвращение Белого Клыка / Il ritorno di Zanna Bianca (1974), Италия-ФРГ-Франция
  • Четыре всадника Апокалипсиса / I quattro dell’apocalisse (1975), Италия
  • Серебряное седло / Sella d’argento (1978), Италия
  •  Серебряное седло / Sella d'argento
    Джулиано Джемма в вестерне
    «Серебряное седло» / Sella d’argento (1978), Италия
  • Пистолет для Ринго / Una pistola per Ringo (1964), Италия — Испания
  • Возвращение Ринго / Il ritorno di Ringo (1965), Италия — Испания
  • Живым или предпочтительно мертвым / Vivi o, preferibilmente, morti (1969), Италия — Испания
  • Да здравствует смерть… твоя! / Viva la muerte… tua! (1971), Италия – ФРГ — Испания
  • Зорро / Zorro (1975), Италия – Франция
  • Текс и повелитель глубин / Tex e il signore degli abissi (1985), Италия
  •  а здравствует смерть… твоя / Viva la muerte... tua
    Франко Неро и Илай Уоллак в вестерне
    «Да здравствует смерть… твоя!» / Viva la muerte… tua! (1971), Италия – ФРГ — Испания
  • Если встретился с Сартаной, молись о смерти / …Se incontri Sartana prega per la tua morte (1968), Италия – Франция — ФРГ
  • Сабата / Ehi amico… c’è Sabata. Hai chiuso! (1969), Италия
  • Прощай, Сабата / Indio Black, sai che ti dico: Sei un gran figlio di… (1970), Италия — Испания
  • Возвращение Сабаты / È tornato Sabata… hai chiuso un’altra volta (1971), Италия – Франция — ФРГ
  •  Сабата  / Ehi amico... c'è Sabata
    Уильям Бергер в вестерне
    «Сабата» / Ehi amico… c’è Sabata. Hai chiuso! (1969), Италия
  • Аризона Кольт / Arizona Colt (1966), Италия — Франция
  • Приятель, держись от меня подальше / Amico, stammi lontano almeno un palmo (1972), Италия — Франция
  • Калифорния / California (1977), Италия — Испания
  • Бадди едет на Запад / Occhio alla penna (1981), Италия
  •  Бадди едет на Запад / Occhio alla penna
    Амиду и Бад Спенсер в вестерне
    «Бадди едет на Запад» / Occhio alla penna (1981), Италия
  • Техас, прощай! / Texas, addio (1966), Италия — Испания
  • Маленькая Рита на Диком Западе / Little Rita nel West (1967), Италия
  • Возненавидь ближнего своего / Odia il prossimo tuo (1968), Италия
  • Приготовь гроб! / Preparati la bara! (1968), Италия
  • Забытый стрелок / Il pistolero dell’Ave Maria (1969), Италия — Испания
  • Слепой / Blindman (1971), Италия — США
  • Карамболь / Carambola (1974), Италия
  • Карамболь, философия… и правая луза / Carambola, filotto… tutti in buca (1975)
  • Без жалости / Get Mean (1975), Италия
  • Comin’ at Ya! (1981), Италия — США — Испания
  •  Техас, прощай / Texas addio
    Франко Неро в вестерне
    «Техас, прощай!» / Texas addio (1966), Италия — Испания
  • Меня зовут Троица / Lo chiamavano Trinità… (1970), Италия
  • Безбожная четверка / Ciakmull — L’uomo della vendetta (1970), Италия
  • Меня всё ещё зовут Троица / …continuavano a chiamarlo Trinità (1971), Италия
  • Человек с Востока / …e poi lo chiamarono il Magnifico (1972), Италия – Франция — Югославия
  • Троица и Малыш… и теперь все зависит от нас! / Trinità & Bambino… e adesso tocca a noi! (1995), ФРГ – Италия — Испания
  •  Человек с Востока / ...e poi lo chiamarono il Magnifico
    Теренс Хилл в вестерне «Человек с Востока» / …e poi lo chiamarono il Magnifico (1972), Италия – Франция — Югославия
  • Мальчишка с Запада / Il fanciullo del West (1942), Италия
  • Прострелянный доллар / Un dollaro bucato (1965), Италия — Франция
  • Ради нескольких долларов / Золото форта Юма / Per pochi dollari ancora (1966), Италия – Испания — Франция
  • В розыске / Wanted (1967), Италия
  • Стрелок, посланный богом / Il pistolero segnato da Dio (1968), Италия
  •  В розыске / Wanted
    Джулиано Джемма и Бенито Стефанелли в вестерне
    «В розыске» / Wanted (1967), Италия
  • В тени кольта / All’ombra di una colt (1965), Италия — Испания
  • Прощай, гринго! / Adiós gringo (1965), Италия – Франция — Испания
  • Гроб для шерифа / Una bara per lo sceriffo (1965), Италия — Испания
  • Покойся с миром / Requiescant (1966), Италия – ФРГ
  • Доллары текут рекой / Un fiume di dollari (1966), Италия
  • Золотая пуля / Кто знает? / Пуля для генерала / Quien sabe? (1966), Италия
  • Наемный убийца / Цена жизни / The Bounty Killer / El precio de un hombre (1967), Италия — Испания
  • Долгие дни мести / I lunghi giorni della vendetta (1967), Италия — Испания
  • Ринго – маска мести / Ringo, il volto della vendetta (1967), Италия — Испания
  • Баллада о стрелке / Ballata per un pistolero (1967), Италия – ФРГ
  • Большое ограбление на Диком Западе / La più grande rapina del West (1967), Италия
  • Бог простит. Я – нет! / Dio perdona… io no! (1967), Италия — Испания
  • Сегодня — я, завтра — ты / Oggi a me… domani a te! (1968), Италия
  • Джо… выбери место своей смерти! / Joe… cercati un posto per morire! (1968), Италия
  • По ту сторону закона / Al di là della legge (1968), Италия – ФРГ
  • Козырной туз / I quattro dell’Ave Maria (1968), Италия
  • Гора сапог / Золотые копи / La collina degli stivali (1969), Италия
  • Гарринго / Garringo (1969), Испания — Италия
  • Человек по прозвищу Кувалда / A Man Called Sledge (1970), Италия
  • Джанго против Сартаны / Django sfida Sartana (1970), Италия
  • Один проклятый день в аду… Джанго встречает Сартану / Quel maledetto giorno d’inverno… Django e Sartana… all’ultimo sangue! (1970), Италия
  • Это Сартана… Заложи пистолет и купи могилу / Стальной кулак Джанго / C’è Sartana… vendi la pistola e comprati la bara (1970) , Италия
  • Пуля для незнакомца / Gli fumavano le Colt… lo chiamavano Camposanto (1971), Италия
  • …и звался он Святой Дух / …e lo chiamarono Spirito Santo (1971), Италия
  • Джо — Святая Вода / Acquasanta Joe (1971), Италия
  • Друзья / Los amigos (1972), Италия
  • Ты можешь это… амиго / Si può fare… amigo (1972), Италия – Испания — Франция
  • Большая дуэль / Il grande duello (1972), Италия – ФРГ — Франция
  • Бездельник / Scalawag (1973), Италия – Югославия — США
  • Трюкач Дики / Lo chiamavano Tresette… giocava sempre col morto (1973), Италия
  • Трюкач один, других нет / Di Tresette ce n’è uno, tutti gli altri son nessuno (1974), Италия
  • Гений, два земляка и птенчик / Un genio, due compari, un pollo (1975), Италия – Франция -ФРГ
  • Маннайя / Человек по имени Блейд / Mannaja (1977), Италия
  •  Золотая пуля / Кто знает? / Пуля для генерала / Quien sabe?
    Лоу Кастель и Джан Мария Волонте в вестерне
    «Золотая пуля» / Quien sabe? (1966), Италия
  • Белый апач / Bianco Apache (1987), Италия — Испания
  • Скальпы / Scalps (1987), Италия — Испания
  • Джанго снова наносит удар / Джанго 2: Возвращение / Django 2 — Il grande ritorno (1987), Италия
  • Счастливчик Люк / Lucky Luke (1991), Италия
  • Любители неприятностей / Рождественская заварушка / Botte di Natale (1994), Италия
  • Только Бог знает / Dio Solo Sa (1997), Италия — Венесуэла
  • Мой Дикий Запад / Il mio West (1999), Италия
  • Белый ад / Inferno Bianco (2007), Италия
  •  Любители неприятностей / Рождественская заварушка / Botte di Natale
    Бад Спенсер и Теренс Хилл в вестерне
    «Рождественская заварушка» / Botte di Natale (1994), Италия

Удивительно, но больше всех в Европе в «ковбойском» жанре потрудились итальянцы. Первые итальянские вестерны появились еще в 1940-е годы, но это — считанные единицы. В 1960-е и 1970-е годы в Италии совместно с другими европейскими киностудиями было выпущено огромное количество фильмов, которые можно отнести к категории так называемого спагетти-вестерна, или «вестерна по-итальянски».

 Пистолет не знает аргументов / Le Pistole non discutono -1964-
Пистолет не знает аргументов / Le Pistole non discutono (1964), Италия — Испания — ФРГ

Поначалу на волне евровестерна итальянские ковбои не сильно отличались от американских или, скажем, испанских, немецких, французских. После 1964 года все изменилось — на итальянском экране неожиданно появились совсем другие герои: мрачноватые парни с темным прошлым, одержимые мстители, молчаливые странники, а чаще — «охотники за головами», вовсе не стремящиеся вершить справедливость ради справедливости. Нарочитая жестокость, жажда денег, никаких сентиментов и лишней болтовни.

 На несколько долларов больше / Per qualche dollaro in più -1965-
На несколько долларов больше / Per qualche dollaro in più (1965), Италия — Испания — ФРГ

Стрельба в спину. Фантастическая меткость. Даже звуки выстрелов не те, что раздавались с экрана раньше. Всякого рода трюки и технические «штучки» для ликвидации противников. Совершенно новое, новаторское музыкальное сопровождение, своими акцентами претендующее на самостоятельное действие. Религиозные образы, имена и вызывающие названия…

 Верный слуга смерти / 100.000 dollari per Lassiter - 1966-
Верный слуга смерти / 100.000 dollari per Lassiter (1966), Италия — Испания

Пока одни критики твердили, что итальянцы убили вестерн, другие – что они его воскресили, ошеломленный зритель потянулся в кинозалы. А продюсеры, вовсю потакая вкусам широкой публики, подсчитывали выручку. Дальнейшие поиски шокирующих моментов и другие эксперименты «а-ля постмодерн» ограничивались только фантазией постановщиков. И те выкачали из жанра все, что только могли, прежде чем спагетти-вестерн как массовая продукция перестал существовать.

 Хороший, плохой, злой / Il buono, il brutto, il cattivo -1966-
Хороший, плохой, злой / Il buono, il brutto, il cattivo (1966), Италия — Испания — ФРГ

Приобретшие скандальную славу фильмы довольно долгое время были запрещены к показу в отдельных странах. В СССР спагетти-вестерны официально не демонстрировались, увидеть некоторые из них на языке оригинала можно было только на редких закрытых показах или во время Московских кинофестивалей.

 Приготовь гроб / Preparati la bara -1969-
Приготовь гроб! / Preparati la bara! (1969), Италия

Так или иначе, но спагетти-вестерн оставил заметный след в истории кино и наметил ориентиры для других жанров. Многочисленные подражания периодически возникали не только в Европе, но и в США, Южной Америке, Японии…

 Сукияки Вестерн Джанго / Sukiyaki Western Django  -2007-
Сукияки Вестерн Джанго / Sukiyaki Western Django (2007), Япония

Даже в наши дни время от времени продолжают появляться фильмы, сработанные по канонам жанра. Целый ряд спагетти-вестернов давно уже считается классикой. О них и об их создателях мы будем рассказывать на наших страницах.

Известно, что отсчет эры спагетти-вестерна начался с фильма режиссера Серджио Леоне «За пригоршню долларов» (1964), неожиданно привлекшего внимание публики и критиков после дюжины проходных итальянских «ковбойских» фильмов начала 1960-х. Успех закрепили две следующие ленты Леоне: «На несколько долларов больше» (1965) и «Хороший, плохой, злой» (1966). Однако, справедливости ради стоит отметить, что самый первый итальянский вестерн под названием «Леди Запад» режиссера Карла Коха вышел на экраны еще в 1942 году. В том же году появился «Мальчишка с Запада» — первая пародия патриарха Джорджио Феррони, через четверть века под псевдонимом Келвин Джексон Педжет полностью переключившегося на спагетти-вестерны с Джулиано Джеммой.

 Серджио Леоне и Клаудия Кардинале на съемках
Серджио Леоне и Клаудия Кардинале на съемках фильма
«Однажды на Диком Западе» / C’era una volta il West (1968), Италия — США

По стопам Серджио Леоне и его «долларовой трилогии», а кое-где и совсем рядом, зашагали режиссеры Серджио Корбуччи, Джулио Петрони, Тонино Валерии, Энцо Дж. Кастеллари. Появились «политические» вестерны Серджио Соллима. Подтянулись и крепкие профессионалы второго ряда: Джанфранко Паролини, Микеле Лупо, Фердинандо Бальди, Лючио Фульчи, Джузепе Колицци, Марио Кайано, Примо ЗеглиоДуччо Тессари снял первые ленты о Ринго, а позже представил самого Алена Делона в популярнейшем в СССР «полувестерне» «Зорро» (1975). Еще раньше европейские экраны заполонили зубодробильные пародии Энцо Барбони

 Серджио Корбуччи и Джонни Холлидей на съемках фильма 'Специалисты'
Серджио Корбуччи и Джонни Холлидей на съемках фильма
«Специалисты» / Gli Specialisti (1969), Италия — Франция — ФРГ

В 1960-1970-е снимать вестерны в Италии стало настолько модно, что к ним обращались даже такие бескомпромиссные мастера политического кино, как Дамиано Дамиани («Золотая пуля», 1966; «Гений, два земляка и птенчик», 1975) и Карло Лидзани («Покойся с миром», 1966; «Доллары текут рекой», 1966).

Мрачноватые герои итальянских вестернов под странными именами (Джанго, Сабата, Сартана, Кеома, Троица и т.п.) или вовсе без оных сделали «звездами» Клинта Иствуда, Ли Ван Клифа, Франко Неро, Теренса Хилла (Марио Джироти), Бада Спенсера (Карло Педерсоли), Томаса Милиана, Джорджа Хилтона, Энтони Стеффена, Джанни Гарко, Гая Мэдисона,
Уолтера Барнеса и многих других.

 Теренс Хилл на съемках фильма 'Меня зовут Никто'
Теренс Хилл на съемках фильма
«Меня зовут Никто» / Il mio nome è Nessuno (1973), Италия — Франция — ФРГ

Быстро растущая слава спагетти-вестерна позволила привлечь к съемкам Генри Фонду, Чарльза Бронсона, Илай Уоллака, Джеймса Кобурна и Рода Стайгера. Самую долгую «ковбойскую» кинокарьеру за все это время сделал итальянский актер Джулиано Джемма. Снимались в лентах и такие европейские «звезды», как Джан Мария Волонте, Жан-Луи Трентиньян, Клаус Кински, Клаудия Кардинале, Марио Адорф, Фернандо Рей.

 Композитор Эннио Морриконе
Композитор Эннио Морриконе

Важнейшая и очень сильная составляющая спагетти-вестернов — музыка, которая нередко оказывалась лучше самих фильмов. Здесь плодотворно потрудились как новаторы, так и корифеи музыки: Эннио Морриконе, Франческо Де Мази, Бруно Николаи, Риц Ортолани, Карло Рустикелли, Пьеро Пиччиони, Армандо Тровайоли, Карло Савина, Пьеро Умилиани, Джанни Феррио, Нико Фиденко и многие-многие другие. В наши дни саундтреки из этих фильмов ценятся (теми, кто в теме) очень высоко!

Натурные съемки часто происходили в Испании. Больше всего снимали в окрестностях города Альмерия, например, в пустыне Табернас, Картихо-дель-Фраиле, Картихо-дель-Ромераль, Полопосе, Печине. Не обошли вниманием и мадридские окрестности: Нуэво-Бастан, Контрерас, Карасо и, конечно же, знаменитый Мансанарес-эль-Реаль.

Кроме того, натуру снимали в итальянских Альпах, бывшей Югославии, на Канарах, в Израиле, США, Аргентине и даже… в Северной Африке.

 Вид с воздуха на ковбойский городок Эсплугас-Сити
Вид с воздуха на «ковбойский» городок Эсплугас-Сити (Барселона), специально построенный в 1964 году для съемок испанских и итальянских вестернов. Хорошо видно, что возведены только фасады зданий. Здесь было снято около 200 фильмов / © Más allá de Esplugas City.

Для массового кинопроизводства в Испании специально воздвигли «ковбойские» городки:

  • «Эсплугас-Сити» (Барселона), просуществовавший с 1964 по 1972 год.
  • Ойо-де-Мансанарес (Мадрид), где среди прочих вестернов сняли «За пригоршню долларов» (1964).
  • Кольменар-Вьехо (Мадрид), где среди прочих вестернов сняли два других леоновских «долларовых» фильма.
  • «Флегстоун-Сет» (Ла-Калахорра, окрестности Гаудикса).
  • Лас-Солинильяс (Альмерия).
  • «Чино-Таун» (Альмерия).
  • «Техас-Голливуд» (Альмерия).
  • «Мини-Голливуд» (Альмерия). Кстати, в «Мини-Голливуде», расположенном в 35 километрах от Альмерии, точно на месте киношного Эль-Пасо открыт большой «вестерн-парк» развлечений с настоящим «ковбойским» городом.

 так выглядит «Мини-Голливуд» сегодня
Так выглядит испанский «Мини-Голливуд» (Альмерия) сегодня. Обновленные здания стоят в тех же местах, что и во времена съемок фильмов Серджио Леоне

Павильонные съемки в основном проводились на римских киностудиях «Чинечитта», «Студия Дино де Лаурентиса», «Элиос», «Каве», где также имелись различные «ковбойские» постройки.