Спагетти-вестерны,
снятые в Италии, Испании
и в других странах
Перечислять все когда-либо снятые спагетти-вестерны (а их более 400!) — занятие неблагодарное и смысла не имеющее. И не только из-за огромного их количества, а потому что самая подробная база данных по фильмам на сегодняшний день находится здесь: The Spaghetti Western Database.
В представленный ниже список фильмов вошли самые известные и наиболее интересные ленты жанра, по тем или иным причинам выбранные нашей редакцией. Вверху списка перечислено несколько ранних итальянских вестернов. Далее — фильмографии хорошо потрудившихся в жанре кинорежиссеров (разбивки по актерам мы посчитали избыточными), первый из которых — Серджио Леоне. Под ними — другие избранные спагетти-вестерны, достойные упоминания. В самом низу – более поздние фильмы.
Удивительно, но больше всех в Европе в «ковбойском» жанре потрудились итальянцы. Первые итальянские вестерны появились еще в 1940-е годы, но это — считанные единицы. В 1960-е и 1970-е годы в Италии совместно с другими европейскими киностудиями было выпущено огромное количество фильмов, которые можно отнести к категории так называемого спагетти-вестерна, или «вестерна по-итальянски».
Поначалу на волне евровестерна итальянские ковбои не сильно отличались от американских или, скажем, испанских, немецких, французских. После 1964 года все изменилось — на итальянском экране неожиданно появились совсем другие герои: мрачноватые парни с темным прошлым, одержимые мстители, молчаливые странники, а чаще — «охотники за головами», вовсе не стремящиеся вершить справедливость ради справедливости. Нарочитая жестокость, жажда денег, никаких сентиментов и лишней болтовни.
Стрельба в спину. Фантастическая меткость. Даже звуки выстрелов не те, что раздавались с экрана раньше. Всякого рода трюки и технические «штучки» для ликвидации противников. Совершенно новое, новаторское музыкальное сопровождение, своими акцентами претендующее на самостоятельное действие. Религиозные образы, имена и вызывающие названия…
Пока одни критики твердили, что итальянцы убили вестерн, другие – что они его воскресили, ошеломленный зритель потянулся в кинозалы. А продюсеры, вовсю потакая вкусам широкой публики, подсчитывали выручку. Дальнейшие поиски шокирующих моментов и другие эксперименты «а-ля постмодерн» ограничивались только фантазией постановщиков. И те выкачали из жанра все, что только могли, прежде чем спагетти-вестерн как массовая продукция перестал существовать.
Приобретшие скандальную славу фильмы довольно долгое время были запрещены к показу в отдельных странах. В СССР спагетти-вестерны официально не демонстрировались, увидеть некоторые из них на языке оригинала можно было только на редких закрытых показах или во время Московских кинофестивалей.
Так или иначе, но спагетти-вестерн оставил заметный след в истории кино и наметил ориентиры для других жанров. Многочисленные подражания периодически возникали не только в Европе, но и в США, Южной Америке, Японии…
Даже в наши дни время от времени продолжают появляться фильмы, сработанные по канонам жанра. Целый ряд спагетти-вестернов давно уже считается классикой. О них и об их создателях мы будем рассказывать на наших страницах.
Известно, что отсчет эры спагетти-вестерна начался с фильма режиссера Серджио Леоне «За пригоршню долларов» (1964), неожиданно привлекшего внимание публики и критиков после дюжины проходных итальянских «ковбойских» фильмов начала 1960-х. Успех закрепили две следующие ленты Леоне: «На несколько долларов больше» (1965) и «Хороший, плохой, злой» (1966). Однако, справедливости ради стоит отметить, что самый первый итальянский вестерн под названием «Леди Запад» режиссера Карла Коха вышел на экраны еще в 1942 году. В том же году появился «Мальчишка с Запада» — первая пародия патриарха Джорджио Феррони, через четверть века под псевдонимом Келвин Джексон Педжет полностью переключившегося на спагетти-вестерны с Джулиано Джеммой.
По стопам Серджио Леоне и его «долларовой трилогии», а кое-где и совсем рядом, зашагали режиссеры Серджио Корбуччи, Джулио Петрони, Тонино Валерии, Энцо Дж. Кастеллари. Появились «политические» вестерны Серджио Соллима. Подтянулись и крепкие профессионалы второго ряда: Джанфранко Паролини, Микеле Лупо, Фердинандо Бальди, Лючио Фульчи, Джузепе Колицци, Марио Кайано, Примо Зеглио… Дуччо Тессари снял первые ленты о Ринго, а позже представил самого Алена Делона в популярнейшем в СССР «полувестерне» «Зорро» (1975). Еще раньше европейские экраны заполонили зубодробильные пародии Энцо Барбони…
В 1960-1970-е снимать вестерны в Италии стало настолько модно, что к ним обращались даже такие бескомпромиссные мастера политического кино, как Дамиано Дамиани («Золотая пуля», 1966; «Гений, два земляка и птенчик», 1975) и Карло Лидзани («Покойся с миром», 1966; «Доллары текут рекой», 1966).
Мрачноватые герои итальянских вестернов под странными именами (Джанго, Сабата, Сартана, Кеома, Троица и т.п.) или вовсе без оных сделали «звездами» Клинта Иствуда, Ли Ван Клифа, Франко Неро, Теренса Хилла (Марио Джироти), Бада Спенсера (Карло Педерсоли), Томаса Милиана, Джорджа Хилтона, Энтони Стеффена, Джанни Гарко, Гая Мэдисона,
Уолтера Барнеса и многих других.
Быстро растущая слава спагетти-вестерна позволила привлечь к съемкам Генри Фонду, Чарльза Бронсона, Илай Уоллака, Джеймса Кобурна и Рода Стайгера. Самую долгую «ковбойскую» кинокарьеру за все это время сделал итальянский актер Джулиано Джемма. Снимались в лентах и такие европейские «звезды», как Джан Мария Волонте, Жан-Луи Трентиньян, Клаус Кински, Клаудия Кардинале, Марио Адорф, Фернандо Рей.
Важнейшая и очень сильная составляющая спагетти-вестернов — музыка, которая нередко оказывалась лучше самих фильмов. Здесь плодотворно потрудились как новаторы, так и корифеи музыки: Эннио Морриконе, Франческо Де Мази, Бруно Николаи, Риц Ортолани, Карло Рустикелли, Пьеро Пиччиони, Армандо Тровайоли, Карло Савина, Пьеро Умилиани, Джанни Феррио, Нико Фиденко и многие-многие другие. В наши дни саундтреки из этих фильмов ценятся (теми, кто в теме) очень высоко!
Натурные съемки часто происходили в Испании. Больше всего снимали в окрестностях города Альмерия, например, в пустыне Табернас, Картихо-дель-Фраиле, Картихо-дель-Ромераль, Полопосе, Печине. Не обошли вниманием и мадридские окрестности: Нуэво-Бастан, Контрерас, Карасо и, конечно же, знаменитый Мансанарес-эль-Реаль.
Кроме того, натуру снимали в итальянских Альпах, бывшей Югославии, на Канарах, в Израиле, США, Аргентине и даже… в Северной Африке.
Для массового кинопроизводства в Испании специально воздвигли «ковбойские» городки:
Павильонные съемки в основном проводились на римских киностудиях «Чинечитта», «Студия Дино де Лаурентиса», «Элиос», «Каве», где также имелись различные «ковбойские» постройки.