06.02.2016 | 2012 - Хорватия | 19 коммент. | Автор: Dzhotti, Big Chief
6 февраля 2016 года ему исполнилось бы 87 лет, а тогда, в июне 2012-го, он стал почетным гостем первого международного фестиваля «По следам Виннету в Хорватии», проходившего в прибрежном городке Стариград-Пакленица. 120 участников из 12 стран, в том числе из России и Литвы, с чувством нереальности происходящего ожидали в зале отеля «Алан» уникальнейшей встречи, которой суждено было остаться в памяти на всю жизнь.
Из путевого дневника нашей встречи с Пьером Брисом
…Невыносимо долго тянулись минуты ожидания. До последнего не верилось, что эта встреча состоится. Встреча с живой Легендой — Пьером Брисом, нашим Виннету…
Знаменитый актер, будучи в преклонном возрасте, – а с момента выхода первой немецкой экранизации Карла Мая прошло полвека, – даже теперь старался не уронить в наших глазах образ благородного вождя: держал спину прямо, шаг – уверенным, а взгляд – пронзительным. При этом он продолжал оставаться самим собой. Едва покинув серебристого стального «мустанга», Пьер Брис тотчас приветствовал всех, торжественно подняв руку, как это делал Виннету. Его верный белокурый (или все же белокрылый?) ангел, любящая супруга Хелла светилась от счастья, прекрасно понимая, что означало для ее Пьера возвращение в Хорватию, в наполненные воспоминаниями любимые места.
Пьер Брис входил в зал по красной ковровой дорожке под бурю оваций. Фоном звучала «Мелодия Виннету» композитора Мартина Бётхера. «Живой, настоящий Пьер Брис с нами! Здесь и сейчас! Мечты сбываются!» Когда мы еще детьми смотрели его фильмы в далеком от тогдашних ФРГ и Югославии Советском Союзе, даже и помыслить не могли, что однажды, спустя десятилетия, увидим своего героя наяву. Невероятно! Организаторы фестиваля, энтузиасты Ульрих Вирзинг и Сандро Флорит выбрали слова «Живи своей мечтой!» девизом праздника не просто так.
Сандро: «Идея сделать такой фестиваль в Хорватии пришла мне и Ульриху еще в 2007 году. На первой встрече присутствовали каскадеры из фильмов о Виннету. Дни, проведенные с ними, были прекрасными и наполненными впечатляющими историями. Не хватало лишь одной главной «звезды». Величайшая мечта каждого фана — попасть однажды вместе с Пьером Брисом на места съемок и вместе сфотографироваться, но до сих пор в этом почти всем было отказано. Как же это сделать? Мы были на нескольких фестивалях, которые проходили в Берлине. Но там невозможно сфотографироваться со своим кумиром. Устроителям безразлично, получил ли ты фото или автограф… Единственная возможность что-то изменить была в организации… и проведении собственного фестиваля. Подготовка конвенции 2012 года с Пьером Брисом заняла 18 месяцев. Мы трудились дни и даже ночи… Мы были одержимы этой идеей. Сегодня мы можем с гордостью сказать, что нам это удалось… Встреча с Пьером Брисом в 2012 году стала чем-то особенным!»
Ульрих: «Во время наших туров по местам съемок мы с друзьями часто говорили о том, как было бы здорово однажды в Хорватии встретиться с Пьером Брисом. Идея будоражила нас в течение нескольких лет. В 50-летнюю годовщину фильма «Сокровище Серебряного озера» мы решили организовать юбилейный фестиваль в Хорватии. Обязательной кульминацией нашего феста должна была стать встреча поклонников со своим героем и кумиром, любимцем публики Пьером Брисом. Это желание, или, точнее, МЕЧТА уже целого поколения почитателей, должна была, наконец, осуществиться. Почетные гости, участники и организаторы были поражены, что приехали почитатели со всей Европы. Сам Пьер Брис не ожидал такого… Виннету объединил границы».
Полностью оба интервью читайте здесь
Пьер неторопливо продвигался к сцене, стараясь охватить взглядом все происходящее: и ликующих участников фестиваля, и богато декорированный архивными фотоматериалами зал. А у сцены его ждали старые сотоварищи хорваты: художник-постановщик десяти экранизаций Карла Мая Владимир Тадей, актер Мирко Боман — исполнитель яркой роли поэта Дяди Шомпола, и каскадер, специалист по автомобильным трюкам Милан «Эмиль» Микульян. Очаровательная актриса Гордана Цейтц-Чеко, в 16-летнем возрасте прыгавшая в ледяной водопад вместо Далии Лави в фильме «Виннету — вождь апачей» (1963), тоже была приглашена на эту встречу. Но незримо присутствовал еще один знаменитый персонаж, которому Пьер Брис выказал особое почтение. Поднявшись на сцену, он увидел огромный постер из фильма «Сокровище Серебряного озера» (1962), где Виннету плыл в каноэ вместе со своим кровным братом Олд Шеттерхэндом, а по жизни – партнером и другом Лексом Баркером. Пьер прикоснулся ладонью к неживому лицу, безмолвно обращаясь к нему, и, наверное, не было в зале ни одного человека, у кого в этот момент не сжалось бы сердце…
Ну, можно выдохнуть… Долгожданная встреча состоялась. А когда Хелла поинтересовалась, кто из каких стран прибыл, мысли вернулись к реальности. Наша малочисленная по сравнению с немцами русская команда из четырех человек произвела впечатление не только на Хеллу, но и на других гостей, воспринявших нас почти как «пришельцев из космоса». С тех пор мы обрели замечательных друзей как среди публики, так и среди знаменитых участников.
И все же сегодняшний герой – Пьер Брис. Впереди нас ждал целый день волшебного путешествия по лучшим местам съемок вместе с Виннету!
Меж высоких скал серебристой лентой вьется изумрудная река Зрманя — популярнейший природный киномотив. Во время съемок первой и третьей части «Виннету» на высоком плато Парижевичева главица (Pariževićeva glavica) располагались декорации пуэбло апачей – деревни, в которой по сюжету жил Виннету, его отец Инчу-Чуна и сестра Ншо-Чи. Для Пьера Бриса Зрманя навсегда осталась одним из любимейших мест. Для актера, который по-настоящему проживает свою роль, это неудивительно, и места съемок спустя годы продолжают «говорить»: в памяти всплывают дорогие сердцу события и люди. Сегодня над обрывом белело лишь одинокое индейское типи, а бывшую деревню апачей наводнили шумные бледнолицые, снующие со своими фотоаппаратами и камерами в поисках лучших ракурсов. Нас высадили из автобусов на равнину под нещадно палящим солнцем, но никого это не трогало — каждый уже был «на самой высокой ноте».
Вождь апачей долго не появлялся. Зато, когда он прибыл, мы все успели проникнуться не только красотой пейзажа, но и благодарностью к Маниту за этот уникальный Шанс. Конечно, Пьер Брис был поражен, увидев на месте своего «киношного» пуэбло более сотни почитателей. Однако его глаза выдавали и более глубокие чувства, которые он не скрывал. Он, как и его вечный герой, снова пытался охватить взором масштаб происходящего, чтобы не упустить ни одной, даже малозначимой детали. Он неторопливо шел вдоль длинной людской цепи, вглядываясь в умиротворенные лица, и светло улыбался в ответ. Пройдя несколько шагов, он останавливался, давая возможность спокойно себя сфотографировать. Вот он – герой нашего детства, когда-то недосягаемый на экране, — всего в двух шагах от нас!
Стойко перенося тридцатиградусную жару, 83-летний актер не спешил удалиться. Еще около часа продолжалась утомительная для пожилого человека фотосессия, во время которой каждый смог сказать Пьеру Брису самые главные слова и скрепить их крепким рукопожатием. Узнав, что мы из России, Пьер посмотрел изумленными глазами и с придыханием произнес: «О, Россия! Прекрасная страна!» Он, действительно, был поражен, что мы, оказывается, тоже имели возможность смотреть его фильмы в том далеком для него СССР.
По правде говоря, Пьера Бриса с Россией связывали особые узы. На заре молодости его первой наставницей и большим другом стала русская княгиня Александровская (Ирина Строцци), внебрачная внучка царя Александра III, которой когда-то посвящал стихи Александр Вертинский. «На ее примере я вполне мог изучать новый мир, – писал Пьер Брис в автобиографии «Виннету и я». – Мир русской эмиграции, глубину славянской души, русское кабаре, звучание балалайки и водку. Ирина преподавала мне манеры и этикет. Я обязан ей всем». Вместе с Ириной Строцци Брис даже поставил спектакль «Парижане», где играли русские актеры-эмигранты. Актер Григорий Хмара, некогда игравший в московском Театре имени Станиславского, давал ему в Париже уроки актерского мастерства и ставил правильную речь. Свои первые роли Пьер Брис сыграл в сценических постановках по произведениям Толстого, Чехова и Достоевского. Оказавшийся в Европе после революции кинорежиссер Виктор Туржанский задействовал Пьера Бриса в фильмах «Казаки» (1959) и «Женщина фараона» (1960).
Ну, а самой судьбоносной для Пьера оказалась встреча с продюсером Хорстом Вендландтом, сыном русского переселенца Григория Губанова, пригласившего француза на роль Виннету. Позже в фильме «Нефтяной принц» (1965) партнершей Пьера стала француженка Маша Мериль, урожденная русская княжна Мария Гагарина. Да и, вообще, Пьер всю жизнь обожал музыку Чайковского…
Сегодняшняя индейская стойкость Пьера Бриса поражала. На нестерпимом пекле он мужественно старался выглядеть бодро, его глаза озарялись радостью при общении лично с каждым из 120 участников фестиваля, и только в секундные промежутки позволял себе осторожно и расслабленно выдохнуть. Тогда рядом тотчас оказывалась Хелла, своей заботой и вниманием вдохновлявшая его на новые подвиги, вдыхая в него силы и энтузиазм своим искрометным юмором, и следила за разлетевшейся от ветра прической.
Так или иначе, но Пьер Брис снова сыграл перед нами своего Виннету. Единственное, от чего он все-таки отказался, — от ииндейского костюма, предложенного ему организаторами. Он лишь попозировал с ним в руках. После этого у него, наконец, появилась короткая возможность подойти к краю каньона и полюбоваться на Зрманю, где полвека назад состоялся решающий бой Шеттерхэнда с вождем апачей Инчу-Чуной, за которым Виннету наблюдал из каноэ. С плато вся панорама реки просматривается отлично.
Прежде чем отправиться дальше по следам Виннету, Пьер Брис сфотографировался со всеми зрителями и даже разглядел в их рядах собаку. Потрепав добродушного пса за ухо, он пару минут давал ему ценные наставления, жестикулируя указательным пальцем перед его мордой. В доме у Пьера всегда жили собаки, поскольку они с Хеллой очень любят животных. И только после этого под наше дружное индейское улюлюканье Пьер Брис отбыл на следующее место дислокации у подножия вершины Мали Алан.
«Виннету здесь родился и здесь умер», — писал в своих мемуарах художник-постановщик Владимир Тадей о местах съемок на Туловой гряде у подножия вершины Мали Алан. По частоте появления на экране эти скалы занимают едва ли не первое место. Ведущая к ним петлистая насыпная дорога, проложенная еще при Наполеоне французскими солдатами, круто поднимается вверх, оставляя далеко внизу широкую равнину и плато «Пуэбло». Острые вершины причудливой формы видны издалека. Они хранят молчаливую память о событиях не только полувековой давности. В 1990-е годы во времена войны эта горная территория была основательно заминирована, да и сегодня проход в глубь скал и скрывающихся за ними лугов запрещен. Поэтому наш путь лежал только к безопасной долине, где высятся два рукотворных каменных кургана — символические отметки мест гибели Ншо-Чи — сестры Виннету и его отца. Годом позже мы встретимся здесь же с исполнительницей роли юной индианки, французской актрисой Мари Версини.
Мы ждали Пьера Бриса у длинной стены, защищающей долину от сильных ветров и камнепада. На ней были развешаны афиши всех «майевок», а вдоль нее расставлены реющие на ветру флаги стран, где эти фильмы демонстрировались, в том числе и красное полотнище с серпом и молотом. Пьер Брис очень внимательно рассматривал каждый плакат и, замечая на них Олд Шетерхэнда — Лекса Баркера, гладил его по лицу. Сфотографировавшись на фоне вершины Мали Алан вместе с организаторами встречи под французским флагом, а потом и со всеми собравшимися, Пьер Брис сел в джип, чтобы добраться до места в объезд, а мы, как индейские герои Карла Мая, ступая след в след, отправились в долину узкой пешей тропой.
Спускаться вниз по скрытым в высокой траве валунам и острым камням Пьеру Брису было опасно, поэтому его машина остановилась в отдалении на холме. Оттуда открывался изумительный по красоте вид на окрестности. Пьер не торопился покидать авто, из которого снова тихо раздавалась «Мелодия Виннету». Что он испытывал в тот момент, не может сказать никто, но его глаза выдавали сильную ностальгию.
На этом месте организаторы запланировали необычную церемонию: Пьер Брис должен был оставить отпечатки своих рук на звезде, изготовленной из очень мелкой каменной крошки, которую получили из камней, собранных на плато «Пуэбло» и на Туловой гряде. Эту «Звезду Героя» планировалось оставить в Музее Виннету, что в Стариград-Пакленице. Мы окружили Пьера Бриса плотным кольцом, ловя последние мгновения общения с ним, потому что где-то понимали, что такая встреча едва ли повторится в будущем. За торжественными тостами с красным вином Пьер искренне поблагодарил за все, что произошло в его жизни в последние два дня, за теплую дружескую встречу. А Хелла подбадривала уставшего супруга оптимистичными предположениями, когда они смогут еще раз вернуться. Решили, что это будет в дни «золотого» юбилея последнего фильма трилогии «Виннету».
Через три года, 6 июня 2015 года по окончании фестиваля «По следам Виннету», посвященного именно этому фильму, мы узнали страшную новость — Пьера Бриса не стало…
Вечером в отеле «Алан» нас ждал еще один сюрприз. Ульрих Вирзинг, завидя нашу компанию, доложил: «Пьер Брис специально для вас, четырех русских гостей, оставил свои фотографии с автографами». Мы были потрясены… Спасибо, дорогой Пьер, наш благородный Виннету, за те волшебные и трогательные дни в Хорватии, что мы провели вместе.
ПРИКЛЮЧЕНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
На пятую встречу «друзей Карла Мая» в День памяти Пьера Бриса, 6 июня 2016 года, в Стариград-Пакленицу вернется его супруга Хелла. Она приедет туда одна, неся в своем сердце единственную настоящую Любовь своей жизни…
*** © Winnetou.Ru При полной или частичной перепечатке материалов ссылка (гиперссылка) обязательна
Однажды мне приснился сон. В огромном зале огромное количество зрителей, все ждут прибытия главного героя. Я пробираюсь к сцене и совсем рядом вижу… Пьера Бриса. Он общается со всеми, окружившими его людьми, а потом медленно удаляется. И я чувствую, что навсегда. Фотоаппарата у меня нет, и единственная память, что мне остается — это волшебное мгновение. Где-то через месяц (уже наяву) мы узнали, что в Хорватии состоится фестиваль «По следам Виннету», на который прибудет… Пьер Брис! Вещий сон? Мы должны были туда поехать! Друзья настойчиво советовали мне брать с собой два фотоаппарата, чтобы не было подобной осечки. Но главное произошло — встреча действительно состоялась. Это были очень дорогие для нас моменты, которые никогда не забыть. И прекрасные узы, которые завязались с замечательными людьми.
Правда ли, что Пьер Брис однажды и очень кратковременно был в Москве? И о чем фильм «Казаки»? Какую роль играет в нем Пьер Брис?
Dzhotti, Big Chief, вы стали свидетелями уникальной встречи, для кого-то единственной, но на всю жизнь запавшей в душу. Благодаря вашей сплочённой группе энтузиастов из России огромное число россиян может теперь узнать о событиях тех дней и многом другом, не менее интересном, и кому-то дорогом, в том числе и мне. От кого ещё можно было узнать как не от вас, живых свидетелей встречи, о столь трепетном отношении Пьера Бриса к Лексу Баркеру, когда он, останавливаясь возле каждого плаката с изображением Лекса, бережно гладил его по лицу, ведя немой диалог. Такой доброй памяти о давно ушедшем человеке можно лишь с грустью порадоваться. Особая человечность Пьера Бриса прослеживалась и в его герое — Виннету, и по жизни, вне кино в благотворительных миссиях в отношении к близким, родным, любимым и животным. Всё-таки эпоху СССР можно отблагодарить за то, что в советском прокате особую нишу заняли фильмы о Виннету, открывшие нам доброе имя Пьера Бриса! Отдельное спасибо вам за проект.
Уважаемый Творец! Большое спасибо Вам за эти теплые слова. Есть один момент, который не вошел явно в этот текст. Это неимоверно трогательная и бережная любовь Хэллы и Пьера. Она проговаривала в каждой строчке автобиографии Пьера Бриса «Виннету и я», когда я ее читала. Это открылось потрясающей светлой явью, когда мы увидели их наяву. Хэлла жила своим супругом, она ловила каждый его вздох, она озаряла его сердце своей улыбкой, лучистым взглядом, она, действительно, была его ангелом-хранителем. Трогательно до слез. Да, Судьба подарила нам эту встречу. Она незабываема. Каждый из нас до сих пор помнит теплое рукопожатие Виннету и восторженные слова о нашей стране. Удивительно, что основные вехи его жизни были связаны с людьми, в той или иной степенью связанными с Россией.
Высокие отношения и настоящая ЛЮБОВЬ !
Письмо Хеллы Пьеру Брису, когда он был с опасной благотворительной миссией в Боснии во время войны.
Высокая ЛЮБОВЬ:
«Я должна тебе сказать, что ты для меня человек, к которому я испытываю величайшее на свете уважение. Ты делаешь столько важного для меня и для всего мира. Я надеюсь, что многие люди будут брать с тебя пример, mersi. Я твоя жена и очень горжусь тобой. Я всегда буду поддерживать тебя и твои замечательные идеи. Мне хотелось бы быть сейчас рядом с тобой, чтобы тебе помочь, чтобы помочь. Ради этого я и люблю тебя. Ты мужчина, о котором я всегда мечтала – и я его обрела. Ты превратил мою жизнь в мечту. Пока ты в пути, я каждую ночь представляю, как будто бы ты рядом со мной. Я живу тобой! Твой дух живет во мне. Я никогда и никого так не любила. Я желаю тебе удачной поездки. Каждый вечер я в своих мыслях ласково целую тебя, твое сердце и твою душу. Мой ангел всегда будет с тобой, я отдала его тебе на это путешествие и навсегда, потому что я люблю тебя».
Вдохновенные строки. Нынче влюблённые практически перестали писать письма, вкладывать в конверт цветок, старательно выводить каждую букву идущих от сердца слов, да и почерк любимого человека не радует глаз на конверте с адресом. Самые дорогие письма складывались стопкой перевязывались ленточкой и от случая к случаю заново перечитывались на протяжении жизни позволяя вновь окунуться в ушедшие времена. Сегодня — печатный текст смс сообщений, прочитал — удалил — освободил память и забыл. Конец истории.
К вопросу о дружбе Пьера Бриса и Лекса Баркера. В своей автобиографии «Winnetou und ich» (2004) Пьер рассказал следующую историю. В перерыве съемок «Сокровища Серебряного озера» (1962) они на своих автомобилях поехали в Италию. Пьер Брис сидел за рулем нового Facel Vega Cabriolet, последнего писка моды парижского автосалона; Лекс ехал на своем Lancia. По дороге из Риеки они задержались, чтобы заправиться. «Киношные» кровные братья, взглянув на свои авто, смеясь, заключили пари: чья машина быстрее? И на разбитой хорватской дороге началась гонка. Вот что сам Пьер Брис пишет, чем это закончилось: «Прошел сильный дождь, асфальт был скользким, и два идиота мчались по рытвинам. На полной скорости я попытался обогнать Лекса. Когда я объезжал его Lancia, я был на середине поворота. Машину занесло влево, вправо, она стукнулась о периллы моста, и ее вынесло на другую полосу. От удара со встречным автомобилем моя прекрасная новая Facel Vega врезалась в дерево. После столкновения я вылетел из машины и совершил грубую посадку на землю. Я пошевелил руками и ногами – все было в порядке. Ясно, что я не пострадал. Я увидел Лекса, который бросился ко мне. Я поднялся, на его лице был написан ужас, и я увидел, как этот атлет ростом 1,93 метра посреди трассы бессильно падает в обморок. И я, пострадавший, должен был приводить его в чувство. Когда он открыл глаза, по его лицу потекли слезы. Я взял его за руку, он зарыдал. В тот вечер мы «вдарили» в ресторане итальянского вина за жизнь, счастье и дружбу».
Непростительное мальчишество. Гойко Митич ясно себе представлял степень ответственности перед съёмочной группой за выход из строя главного героя картины. Все идут домой. Конец истории.
Превосходнейший актер Пьер Брис!!!!!
Вопросы и просьба к завсегдатаям:какой фильм,в котором он играл я мог пропустить в перечне ПРО ИНДЕЙЦЕВ:Сокровище серебряного озера,Виннету-сын Ин Чучуна,Апачи,Виннету-вождь апачей,Верная рука-друг индейцев……
Почему ничего не известно о Лексе Баркере,умер в 48,а что и как,почему?
К вопросу о экранизациях Карла Мая. Всего фильмов 11:
«Сокровище Серебряного озера» — “Der Schatz im Silbersee” (1962)
«Виннету — сын Инчу-Чуна» (первая часть) — “Winnetou 1. Teil” (1963)
«Виннету — вождь апачей» — “Old Shatterhand” (1964)
«Виннету — сын Инчу-Чуна» (вторая часть) — “Winnetou 2. Teil” (1964)
«Среди коршунов» — ”Unter Geiern” (1964)
«Нефтяной принц» — “Der Ölprinz” (1965)
«Виннету. Часть 3» — “Winnetou 3. Teil” (1965)
«Верная Рука — друг индейцев» — “Old Surehand 1. Teil” (1965)
«Виннету и полукровка Апаначи» — “Winnetou und das Halbblut Apanatschi” (1966)
«Виннету и его друг Олд Файерхэнд» — “Winnetou und sein Freund Old Firehand” (1966)
«Виннету и Олд Шеттерхэнд в Долине Смерти» — “Winnetou und Shatterhand im Tal der Toten” (1968)
На «старости лет»- мне 55- гожусь в сыновья Пьеру- совершенно случайно, в интернете, увидел ссылку на фильм 1998 года «Возвращение Виннету» … Посмотрел… Было трогательно и грустно- как быстро всё проходит на земле… Фильм не ахти- но Пьер, очень даже хорош в образе Виннету- состаревшегося, но всё также мудрого и физически не слабого человека. Окунулся одновременно и в детство, и в действительность.
Впервые фильмы про Виннету смотрел в 1975 году. Образ Виннету вселял веру в торжество добра, а также в возможность оставаться неуязвимым в самых опасных переделках. Фильмы поставлены очень удачно, это и игра актеров, а также правильно подобранное музыкальное сопровождение в зависимости от эпизодов.
Так получилось, что в детстве и юности не довелось посмотреть все фильмы про Виннету, потому не знал, что есть, оказывается, фильм, где он погибает, прикрывая собой своего кровного брата Олд Шеттерхенда. Этот фильм довелось посмотреть уже в 21 веке. Думаю, это было только к лучшему: Виннету всегда оставался в памяти живым, неуязвимым героем, появлявшимся всегда в нужном месте в нужное время.
Пьер Брис был не только замечательным актером, но и замечательным, светлым человеком, и вовсе не случайно, что именно ему довелось быть в роли «главного индейца Европы» Виннету — вождя мескалерских апачей. Пусть земля будет ему пухом, а его межзвездный путь — всегда светлым…