07.08.2016 | 2016 — Хорватия, ПОЕЗДКИ | 41 коммент. | Автор: Dzhotti, Big Chief
Начинаем публикацию подробного отчета об июньской поездке в Хорватию на очередной фестиваль «По следам Виннету». Наша белая сестра Dzhotti любезно передала нам эксклюзивное право на публикацию ее дневниковых записей. Этот насыщенный интересными подробностями материал можно будет прочитать только на сайте Winnetou.Ru!
Итак, 5-й юбилейный фестиваль «По следам Виннету в Хорватии», посвященный 50-летию двух фильмов по мотивам произведений Карла Мая — «Виннету и полукровка Апаначи» и «Виннету и его друг Олд Файерхэнд» — торжественно стартовал в хорватском городке Стариград-Пакленица 4 июня 2016 года.
Открытый бассейн отеля «Алан» снова стал местом встречи старых и новых почитателей, приехавших из разных уголков Европы, чтобы вместе пережить грядущую неделю теплых встреч, сюрпризов и настоящих приключений. 150 сегодняшних участников – абсолютный рекорд за все предыдущие конвенции «друзей Карла Мая» и достойнейший венец за огромные усилия, кропотливую работу и энтузиазм немецких организаторов: Ульриха Вирзинга (Нюрнберг) и Сандро Флорита (Ломар), на протяжении четырех лет воплощавших в жизнь свои отважные идеи. Между собой мы всегда называли их кровными братьями – настолько тесно, сплоченно и последовательно возводили они фундамент храма, который сегодня почти полностью готов. Неслучайно к неизменному девизу фестиваля «Живи своей мечтой» теперь добавилось: «С нами мечта станет реальностью». Очень жаль, что теперь их пути разошлись. И все же этим «пионерам» хорватского Дикого Запада, которые решились в 2012 году на казавшийся тогда фантастическим шаг – пригласить на первую встречу самого Пьера Бриса, исполнителя роли Виннету, удалось сплотить большую международную команду и открыть для нас не только затерянные в песках, скалах и лесах тайные индейские тропы, – места съемок любимых фильмов, – но и организовать удивительные встречи с легендарными актерами и каскадерами.
В прошлом году эти ряды пополнили возмужавшие сыновья двух участников съемочной группы, братья Йоахим и Томас Гитт, а также Фред Фехтнер. Полвека назад отец первых двух Эрвин Гитт являлся бессменным производственным продюсером «майевок», а Отто Фехтнер – ответственным за реквизит. Неудивительно, что их дети, проводившие дни и ночи на съемочной площадке, в той или иной мере оказались приобщенными к магическому киношному процессу и сохранили в памяти много интересных историй, которыми неустанно с нами делились. Они вновь приехали на фестиваль и вместе со всеми участниками поднимали бокалы с шампанским в честь его открытия.
Стало традицией проводить первую встречу в новом месте и с новым оформлением. Большая площадка перед бассейном была обрамлена развевающимися на ветру флагами стран, из которых мы приехали, а в центре внимания висел новый баннер с фотографиями из юбилейного фильма «Виннету и полукровка Апаначи». С декоративного горбатого мостика, словно из капитанской рубки, новая расширенная команда организаторов сердечно приветствовала гостей, интригуя нас грядущими путешествиями и прибытием на фестиваль двух главных героинь – супруги Пьера Бриса Хеллы и немецкой актрисы Урсулы (Уши) Глас, исполнительницы роли Апаначи.
6 июня в годовщину смерти Пьера Бриса ожидался грандиозный вечер с открытием памятной доски и масштабной световой инсталляцией на Туловой гряде – популярнейшим мотивом из фильмов о вожде апачей Виннету. Год назад в глубоких чертогах этого скального титана мы театрально разыграли сцену прощания с Великим Вождем на месте его «киношной» гибели, не ожидая, что утром следующего дня этот мир покинет сам Пьер Брис. Поэтому фестиваль «По следам Виннету – 2016» должен был стать особенным во всех аспектах.
Дружеские объятия, сияющие глаза, обмен подарками, первые памятные фотографии и море положительных эмоций от общения друг с другом – вот атмосфера долгожданного вечера, который, наконец, наступил. Зародившиеся некогда узы стали еще крепче, а друзей заметно прибавилось. Фестиваль, который четыре года назад планировался как разовая акция встречи с Пьером Брисом, естественным ходом истории породил своего рода сообщество людей, хотя и говорящих на разных языках, но разделяющих одни идеалы и мечты. Как говорил известный поэт: «есть границы между языками, но нет границ между сердцами».
Ближе к ночи торжественный вечер плавно перетек в большой зал отеля «Алан», куда были приглашены более десятка представителей прессы, в дальнейшем постоянно сопровождавшие нашу интернациональную команду. Еще не успел закончиться фестиваль, а в СМИ уже мелькали горячие «репортажи с передовой». Большой зал едва вместил полторы сотни участников.
В «красном углу» почетно располагался большой плакат с девизом феста, написанным на десяти языках, в том числе и на русском. Он был оформлен сине-бело-красными воздушными шарами – цветами французского флага, родины Пьера Бриса. По залу были развешаны фотографии из фильма про Апаначи, а также представлены личные вещи Пьера Бриса, подготовленные Хеллой для благотворительного аукциона. Выставлялись копии его картин, книги, одежда, сувениры из различных поездок, реквизиты из фильмов, пластинки, фотографии, предметы обихода, его любимый парфюм и вино…
Таким образом Хелла Брис исполняла завещание супруга: все эти вещи должны оказаться у его любимых поклонников как частички его самого, как его невидимое присутствие. Впоследствии аукцион проводил хороший друг семьи Брис, профессиональный аукционист Михаель Лербергер, при участии импресарио Томаса Глассена. Это было поистине зажигательное шоу, в которое он умело втягивал новых и новых участников, организуя между ними задорную конкуренцию, ловко увеличивая ставки и разжигая дух настоящей борьбы за вожделенный приз. Делал это он настолько азартно и с юмором, что вдребезги разбил бокал, по которому стучал ручкой. Тогда ему вынесли графин. Оставшиеся лоты позже были разыграны в лотерее.
Стоит отметить, что часть вырученных от аукциона средств ушла на оплату организации светового шоу на Туловой гряде, а другую перевели на счет медвежьего питомника в Румынии, основанного Пьером Брисом за несколько лет до смерти.
По традиции вечер открывал фильм официального оператора фестиваля Рольфа Пишеля о конвенции 2015 года. Воспоминания о радостных моментах были сопряжены с горьким чувством невосполнимых утрат. Хорватский каскадер Лука Кнежевич, который шутил и улыбался нам с экрана, ушел от нас в сентябре прошлого года по какой-то нелепой случайности. Сколько раз в кино он выполнял опасные трюки, не получив ни царапины, а в свои 77 лет выглядел спортивным и крепким. Никто и предположить не мог такого скорого финала… Наш дорогой Лука, мы благодарны тебе за мгновения, проведенные вместе, за твое добродушие, юношеский пыл и мальчишеское хулиганство, которые продолжали жить в твоем открытом сердце, за все минуты общения и свет, который излучали твои глаза! Легкой тебе звездной дороги…
Так получилось, что на прошлогоднем фестивале не было главной «звезды», но дорогим подарком той встречи стал целый «букет» именитых гостей: словенский актер Миха Балох (Веллер / «Среди коршунов», Гомес / «Виннету III», Юдж / «Апаначи», капитан Куилвера / «Олд Файерхэнд»), сербская актриса Елена Жигон (Делия / «Верная Рука – друг индейцев»), француженка Софи Харди (Энн / «Виннету III») и хорватский каскадер Шимун Ягаринец (участник всех «майевок» кроме «Виннету – вождь апачей»). Вездесущая камера Рольфа запечатлела эти памятные моменты, и мы снова погрузились в чарующую атмосферу событий годичной давности, будто все было только вчера. Братья Гитт и Фред Фехтнер снова основательно подготовились и захватили с собой «золотые ларцы» архивных фото- и киноматериалов, продемонстрировав нам редкие кадры со съемок, свидетелями которых они были. Забегая вперед скажем, что все трое с удовольствием согласились на обстоятельные интервью с Big Chief, состоявшиеся несколькими днями позже. Со временем они будут опубликованы на страницах сайта.
А теперь пара слов о фильмах-юбилярах: «Виннету и полукровка Апаначи» / Winnetou und das Halbblut Apanatschi, «Виннету и его друг Олд Файерхэнд» / Winnetou und sein Freund Old Firehand. С некоторыми из участников съемок мы уже имели возможность встретиться на предыдущих фестивалях: Мари Версини, Миха Балох, Шимун Ягаринец, Иво Криштоф, Милан Микульян, Стьепан Хргович, Звонимир Кузмич и легендарный художник Владимир Тадей. Стоит упомянуть, что оба фильма у нас в прокате не демонстрировались.
«Виннету и полукровка Апаначи» – лента, снятая не по произведениям Карла Мая, а по самостоятельному сценарию. Его предложили написать Фреду Денгеру, который бледнолицым братом Виннету вывел Олд Файерхэнда. Однако подходящую кандидатуру на эту роль найти не успели, и сценарий был срочно переписан под Олд Шеттерхэнда. На роль Апаначи пригласили никому неизвестную юную баварку, смугленькое личико которой еще светилось детской непосредственностью, – Уши Глас. Ей было непросто обрести твердую почву под ногами в сплоченной актерской команде, поэтому Пьер Брис и Лекс Баркер сразу же взяли над ней опеку. Также с «семьей Карла Мая» вновь воссоединились Гётц Георге, Ральф Вольтер, Миха Балох и Уолтер Барнес.
Режиссером фильма поначалу выступил патриарх Пауль Май. Предприимчивый продюсер Хорст Вендландт надеялся, что «два Мая» в титрах сулят фильму непременный успех. Три крепких профессионала: Харальд Райнль, Альфред Форер и Харальд Филипп отлично сработались с командой «Ядран-фильма» во время съемок предыдущих картин. Но в этот раз не заладилось с самого начала. Получив тревожный сигнал, Вендландт тотчас вылетел в Югославию. Опытный и дальновидный продюсер, умеющий ценить время и деньги, привез с собой Харальда Филиппа, хорошо знакомого съемочной группе. Пока обескураженный Пауль Май с дочерью и чемоданами в руках торопился успеть на обратный поезд, Харальд Филипп уже принимал руководство над съемками. Такой быстрой замены режиссера прежде не случалось. Далее работу продолжили, как будто ничего не произошло.
Сюжет фильма классический для своего жанра: двадцатилетняя Апаначи, дочь охотника, женатого на индианке, в день своего рождения получает от отца неожиданный подарок – он открывает ей тайну золотого месторождения. Ее младший брат Хэппи (Маринко Чосич) становится случайным свидетелем происходящего, а вчерашние друзья, узнав про золотую жилу, превращаются во врагов. Жестокая банда Кёрли Билла начинает свою охоту на Апаначи и Хэппи, на помощь которым приходят Виннету и Олд Шеттерхэнд. Как всегда премьера фильма проходила в кинодворце Mathäser Filmpalast в Мюнхене, и как обычно восхищенная публика в пылу страсти штурмовала сцену и осыпала актеров цветами. В Штутгарте пресса организовала необычную трамвайную поездку через весь город, где Пьер Брис исполнял роль водителя, а Уши Глас – кондуктора…
Поскольку наш фестиваль в основном был посвящен «Апаначи», относительно следующего фильма «Виннету и его друг Олд Файерхэнд» ограничимся словами самого Пьера Бриса:
Проект уже совсем не имел отношения к Карлу Маю. Он основывался на романе «Гром на границе» (Thunder at the Border), написанном двумя американскими авторами Дэвидом ДеРешке и С.Б. Тейлором. Вендландт купил права на экранизацию романа в Колумбии, и Харальду Г. Петерссону оставалось только написать сценарий. Чтобы приблизить его к Карлу Маю, в него были вплетены роли Виннету и Ншо-Чи. Героем романа стал Олд Файерхэнд, и, таким образом, родилась новая «майевка». Съемки этого фильма и моя жалкая роль привели к разногласиям с Хорстом Вендландтом и к окончанию нашей совместной работы. «Виннету и его друг Олд Файерхэнд» стал моим последним фильмом с «Риальто».
(Из автобиографической книги Пьера Бриса «Виннету и я» / Pierre Brice. Winnetou und ich, 2004)
Но все же вернемся в большой зал отеля «Алан». Под занавес организаторы презентовали полную программу фестиваля, акцентируя особое внимание на множестве важных моментов. Итак, в ближайшие дни нас ждало большое приключение:
В самом отеле «Алан» в Стариград-Пакленице планировалось проведение аукциона и лотереи, часовые автограф-сессии с главными гостями, а в паре километров в небезызвестной конобе «Марасович» одним из вечеров ожидалась костюмированная вечеринка с живой кантри-музыкой. Вдохновленные предстоящими событиями, мы расходились в глубокой ночи – кто в пул, а кто в свои номера, чтобы за оставшиеся несколько часов восполнить силы перед новым грандиозным путешествием.
Мы продолжаем публиковать отчет о путешествии в Хорватию по случаю 50-летия выхода на киноэкраны фильма «Виннету и полукровка Апаначи». В этот раз нас ожидало большое морское путешествие по Адриатике.
Харальд Филлип или как его там. изувечил все снятые им фильмы о Виннету!Жаль что ему доверили съёмки! Как его перенес Стюарт Грейджер на съёмках «Нефтяного принца»?
Эти тупые вставки из первых фильмов Райнля просто позорят фильмы о Виннету!
КТО? Продюссеры заставили?
Впервые такую «***» из вставок отработанного материала использовал сам дедушка Харальд Райнль в своем же «Виннету-2» из фильма «Сокровище Серебряного Озера» Они думали что зрители -дебилы! Мы знали каждый кадр великого фильма!
Уважаемый EJERONIMO, а какими, по-Вашему мнению, должны были быть тогда фильмы о Виннету? Каким критерием «изувеченности» Вы лично руководствуетесь? И, пожалуйста, без крепких выражений. Здесь все люди интеллигентные.
Извиняюсь за крепкие выражения.Последние фильмы о Виннету начали страдать очень слабыми сценариями.Штамповали по шаблону. в погоне за прибылью. В этом угасание франшизы. Даже сам Х.Райнль снял «Виннету и Шаттерхенд в долине смерти» использовав переработанный сценарий»Сокровище Серебряного Озера» Поменяв местами действия Шаттерхенда и Виннету. Обидно!
Нужно отдать должное советским прокатчикам,что самые достойные фильмы о Виннету были закуплены для проката в СССР.
Согласен что в советский прокат закупиои лучшие фильмы из франшизы. И согласен с тем что «Виннету-3» мог бы украсить наш прокат того времени. На мой взгляд это один из лучших фильмов серии. Даже сейчас он смотрится великолепно. Сцены экшена сняты достойно для того времени. Да и теперь они смотрятся волнительно. Вопрос к Джеронимо. В вашем посте вы упомянили фильмы, которые снимаете: «Ненавижу ХАЛТУРУ! И всегда борюсь с ней! В своих фильмах не позволяю себе такого.» Что за кино вы снимаете?
Они не хотели,чтобы мы узнали,что Виннету погиб!
Когда я купил на пиратском видеорынке видеокассету»Виннету 3″ и начал её смотреть-то меня охватило странное чувство с самого начала фильма.-я сразу почувствовал,Что произойдет что то невероятное.До этого не знал.что Виннету погибнет.
О «Виннету 3» Когда я делал звуковую дорожку к этому фильму,то выделил эту финальную сцену -усилил выстрел.сдвинул закадровый текст и сделал диалог Виннету-Шаттерхенда практически ДУБЛИРОВАННЫМ
Сейчас снимаю криминально-комедийный сериал «ПЕС 2» по заказу НТВ.
Какие жаркие дебаты. Мы слишком стали взрослыми, что так критично разбираем по косточкам любимые фильмы детства и юношества. В каждом из нас сидит режиссёр, но первым быть всегда сложней.Опять же, менталитет народа отдельно взятой страны, одни режиссёры серьёзно подходят к материалу, другие, рассматривают его как развлекательное «пиф-паф» кино лишая его глубокой смысловой и моральной нагрузки. Разве в детстве мы искали в титрах имя режиссёра ? Нет. Любимых актёров — да ! Стю́арт Гре́йнджер не смотря на излишнюю приторность всё же внёс в образ Верной Руки больше характерного разнообразия в отличии от брутального Лекса Баркера, хотя тандем Баркера и Бриса лучший в сериях о Виннету, они действительно братья, по крови и духу. Грейнджер — Верная Рука более человечный, с юмором, самоуверенный, опытный и когда надо жёсткий, он многогранен и интеллектуален. Я сторонник Лекса Баркера, но Грейнджер всё же не самый плохой режиссёрский выбор в развлекательном кино, а то, что его не любили на съёмочной площадке это зазеркалье к которому не стоит относиться серьёзно дабы не портить впечатление от фильма с его участием. Что сделано то сделано. Пьер Брис к сожалению совсем не смотрелся в поздних телеверсиях с воскресшим Виннету, как бы мы его не любили. Всему своё время.
О, огромное спасибо за такие правильные слова!!! Конечно, я полностью согласна с тем, что фильмы несовершенны, ни один из них «не тянет» на мой взгляд до глубины романа Карла Мая.Такой задачи, наверно, и не было. Но мы, действительно, судим не только с позиций сегодняшнего дня, но и нашего возраста, отличного от того, в котором мы эти фильмы смотрели. Разве раньше, когда мы были детьми, все эти ляпы были так заметны? Или так важны? На тот момент это был большой прорыв в послевоенном кинематографе, сейчас же больше половины тех сцен были бы сняты при помощи компьютерной графики. А они снимались вживую! Для меня первый увиденный фильм «Среди коршунов» был верхом совершенства тогда. А спустя 30 лет я была практически разочарована, увидев его снова. Мир изменился. Люди меняются. То же произошло с «Виннету — сын Инчу-Чуна». Эта лента так была не похожа на потрясающую, мою любимейшую книгу! Да еще перевод закадровый был не очень, как у всех пиратских копий. А потом посмотрела с нашим дубляжем, и все встало на свои места. От перевода тоже многое зависит. Но во всем этом есть главный плюс — Герои. Воплощение настоящей Дружбы, красивейших поступков и качеств. Да и Пьер Брис, и Лекс Баркер — красавцы! Если их герои помогли кому-то измениться и иначе посмотреть на мир — значит, задача фильма выполнена. А я уверена, что во многом это именно так.
Совершенно верно, Dzhotti !
Согласен с вами. Мы в детстве получили очень качественную прививку в виде этого великолепного приключенческого кино. Где все красиво. Герои, поступки.
И то что сейчас в нас есть хорошее, наверняка заслуга немалая этого кино.
Лично для меня эти фильмы нисколько не устарели! Всегда пересматриваю их с тем же восприятием и отношением как и впервые их увидел в 70-е годы.
Да мы счастливое поколение в отличии от нынешнего, мы воспитывались на фильмах с благородными героями которые и сегодня, в 21 веке нового столетия не дают нам покоя, заставляя активно делиться своими воспоминаниями, мнениями, симпатиями и антипатиями, раскрывая новые интересные факты из биографии задействованных в фильмах актёров, благодаря интернету и группе энтузиастов создавших информационно тематические сайты подобных этому. Спасибо всем, кто любезно предоставил документальные материалы на сайт Winnetou.ru
Сегодня случайно узнал,что 22 мая ушел из жизни легендарный югославский актер Бата Живоинович. VELIMIR ‘BATA’ ŽIVOJINOVIĆ
Знаменитый «Вальтер»,который защищает Сараево.
В наших фильмах он исполнил роль вожака бандитов Поттера из»Верной Руки-друг индейцев»
А на мой взгляд фильмы по Карлу Маю (я имею ввиду .те сценарии по которым они снимались) намного превосходят романы Карла Мая. Они намного глубже, содержательнее и увлекательнее. Романы немного примитивные и по сюжету и по событиям.Очень был разочарован ,когда читал Карла Мая.. Исключение -первый роман Мая «Виннету»-он самый оригинальный!.В кино этот сюжет практически был точно использован («Виннету 1»-«Виннету-сын Инчу-Чуна»-первая серия) Остальные фильмы — очень хорошая фантазия сценаристов. Кроме конечно последних фильмов,о которых я уже упоминал.
Про прошлое Карла Мая не надо рассказывать. Мы знаем это тоже давно. И наверняка пораньше некоторых. Для меня его произведения намного лучше Фенимора Купера. Майн Рида и Густава Эмара. Их книги были практически доступны Карл Май появился после распада Союза,хотя его книги читали в дореволюционной России .Знаем и почему он был запрещён в СССР
Позвольте мне самой решать, что рассказывать, а что нет. Мир почитателей Виннету, Карла Мая и т.д. состоит не из одного Джеронимо.
Ну в 1984 я только мечтал за любые деньги почитать Карла мая. А уже 3-4 года спустя он появился!
Купер по поводу экранизаций уступает Маю и очень намного. Его (Купера) всегда обрабатывали и усовершенствовали.Особо снимаемый роман «Последний из Могикан» .И тот толком не снят.
Для всех интересующихся темой очень рекомендую статью «Радебойль. Триумф и трагедия Карла Мая», опубликованную в журнале «Человек без границ»: http://www.bez-granic.ru/index.php/2013-08-04-13-26-15/lichnostivistorii/950-triumf-i-tragediya-karla-maya Фото автора.
Спасибо Великому Фантазеру. Без него никто бы никогда не придумал наших любимых героев!