29.04.2017 | 2016 — Хорватия, ПОЕЗДКИ | 0 коммент. | Автор: Dzhotti, Big Chief
Последняя глава нашего путешествия в Хорватию по случаю 50-летия выхода на киноэкраны фильма «Виннету и полукровка Апаначи». Раштевич и окрестности.
Читайте начало: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6.
Наш последний маршрут не сулил больше никаких экстремальных приключений. Не нужно было подниматься в горы, карабкаться среди нагромождений скальных пород, прокладывать тропы в непроходимой густой траве и диких зарослях, тащить на себе увесистую поклажу с теплой одеждой, дабы не закоченеть от леденящих порывов ветра, — и все это только ради того, чтобы добраться до мест съемок полувековой давности.
Сегодня мы ехали налегке, да и погода щадила: после вчерашней грозы попрохладило, солнце то и дело ныряло за облака, не позволяя нам спечься в бескрайних можжевеловых плато, раскинувшихся за деревенькой Раштевич / Raštević. Здесь, вблизи города Бенковац / Benkovac, на железнодорожной линии Задар — Книн / Zadar – Knin до сих пор стоит давным-давно заброшенная станция, рядом с которой полвека назад сняли несколько зрелищных эпизодов из фильмов «Верная Рука – друг индейцев» (1965) и «Виннету и полукровка Апаначи» (1966). Отличную работу тогда проделали в них хорватские каскадеры – гости предыдущих конвенций «друзей Карла Мая» — Иво Криштоф, Лука Кнежевич, Эмиль Микульян и Шиме Ягаринец.
Одного из главных злодеев в последнем фильме сыграл словенский актер Миха Балох, с которым нам довелось познакомиться в рамках прошлогоднего фестиваля. Художник-постановщик этих лент Владимир Тадей тоже приезжал в Стариград-Пакленицу на первую юбилейную встречу в 2012 году. А совсем недавно мы с горечью узнали, что и он покинул этот мир… Сегодня с нами путешествовали Маринко Чосич и Фред Фехтнер, сын легендарного реквизитора «майевок» Отто Фехтнера.
Прибыв в Раштевич, первым делом мы отправились к стоящему на окраине каменному дому, возле которого на лавочке сидел простенько одетый пожилой мужчина — хозяин Иво. Этот дом, покрытый традиционной оранжевой черепицей, – дом его отца — на момент съемок был любезно предоставлен Пьеру Брису и Уши Глас для облачения главных героев в их сценические костюмы. Сегодня жилище выглядит ухоженным, но более чем скромным: каменный пол, старая, видавшая виды мебель, в интерьере только самое необходимое и далекое от уюта. Видно, что о своем жилище он заботится — налицо следы затянувшегося ремонта. Однако условия спартанские – да и как иначе прожить в одиночку на низкую пенсию?.. Единственное спасение – редкие туристы, заглядывающие к Иво «на огонек» за скромную плату. Вот и мы зашли к нему, а потом в саду сделали общий снимок на память.
В двух шагах от этого дома, под мостом автомагистрали через небольшие каньоны проходит железная дорога. При строительстве автострады «хвостовую часть» одного из них изрядно подрубили, и мост символически разделил места съемок пополам: тот каньон, что слева, в большинстве своем имел отношение к «Верной Руке», а тот, что справа, — к «Апаначи». Лежавшая между ними прерия, куда мы и держали путь дальше, также относилась к последнему фильму. Рядом с опорами нынешнего моста 50 лет назад возвели декорации лагеря строителей железной дороги под названием Роки-Граунд. По сути он состоял из трех грубо сколоченных из досок деревянных домов (одним из них служила задекорированная трансформаторная будка), навеса для кузни и пары больших палаток. Прямо под мостом, в отсутствующей сегодня части каньона бандиты с «главарем мафии всей Аризоны» Кёрли Биллом (Илия Джувалековский) и Юджем (Миха Балох) вели наблюдение за лагерем, выжидая удобный момент, чтобы напасть и взять в заложники укрывшихся там Апаначи и ее брата Хэппи.
После лихого налета Апаначи оказалась в крепких руках шефа каскадерской группы Иво Криштофа, а Хэппи легко подхватил к себе в седло Шимун Ягаринец. Здесь же, в лагере строителей, фокусник Джефф (Гётц Георге) вовремя опознает среди рабочих одного из бандитов шайки, и Милан Микульян, исполнитель привычной для себя роли негодяя, будет посажен под замок старым Сэмом Хокенсом (Ральф Вольтер). В другой сцене он вместо Пьера Бриса выпрыгнет в окно, а дальше его, объятого пламенем, сначала окунут в бочку с водой, а потом оглушат крепким ударом кулака.
Следующее знаковое место у железной дороги – «ковбойский» городок Роки-Таун, состоящий только из одной улицы, вдоль которой декораторы выстроили фасады отеля, салуна, банка, магазина, парикмахерской и склада. В самом начале улицы, почти у железнодорожной насыпи поставили деревянную часовню и соорудили кладбище.
По немецким кинематографическим канонам каждый совместный фильм должен был хотя бы частично сниматься в ФРГ, иначе возникали проблемы с продюсированием и с немецкой «пропиской». Обычно внутренние декорации строили на студии CCC-Film, находящейся в Шпандау, на окраине Западного Берлина, а экстерьеры находили в бывшей Югославии. В этот раз подвал салуна, где бандиты держали взаперти Апаначи и Хэппи, сняли в школьном спортивном зале городка Бибинье под Задаром.
Вот что вспоминает о строительстве Роки-Тауна художник-постановщик Владимир Тадей:
Деревянные конструкции зданий, обшитые досками снаружи и изнутри, строились на бетонных фундаментах. Внешние доски соединялись внахлест, а внутренние – встык. Постройки покрывались двускатными дощатыми крышами, которые со стороны улицы плавно переходили в навесы. Дощатые полы внутри зданий переходили перед уличными и задними фасадами в веранды, c которых на землю спускались несколько лестничных ступенек… В стены были встроены окна и двери из дерева и металла, а потолки из-за осветительных приборов вообще не выводились. Наклонный навес веранды опирался на обточенные деревянные столбы, поддерживаемые «консолями»… Все наружные стены и крыши были окрашены влагостойкими красками, а внутренние обработаны морилкой. Для защиты от дождя крыши покрывались толем.
Vladimir Tadej, Damir Gabelica: Auf den Spuren Winnetous in Kroatien, 2007
Стоит отметить, что место, где строились декорации, расположено вдали от побережья на широком можжевеловом плато. Воду для различных нужд приходилось доставлять на съемочную площадку из Раштевича. Запас воды на случай пожара постоянно хранился в дюжине открытых бочек – на такой жаре огонь мог вспыхнуть в любой момент. Но однажды неприятностей избежать не удалось. Немецкий пиротехник Эрвин Ланге экспериментировал со взрывчаткой в непосредственной близости от Роки-Тауна, когда одна искра слетела в сторону и подожгла сухую стружку. Огонь распространился быстро и тотчас принялся за декорации. Хотя пламя сбили за пять минут, водный запас полностью иссяк. Радоваться было рано – предательский огонь продолжал тлеть внутри декораций. Когда наружу выбились новые языки пламени, рабочие беспомощно переглянулись. К счастью, вспомнили, что в одной из палаток хранились ящики с пивом, без которого мастер рабочей бригады «Ядран-фильма» Франьо Курент, ну, просто жить не мог. Он же был первым, кто зубами откупорил бутылку и начал заливать горящие декорации ее пенистым содержимым.
Примеру Франьо последовали и остальные. Первую, вторую, третью,.. десятую,.. двадцатаую бутылки вылили на пламя. Мастер остался без своего любимого напитка, зато «ковбойский» городок был спасен! На съемочной площадке долго раздавались бурные аплодисменты в честь блестящей придумки Франьо и удачной борьбы с пожаром…
Нам тоже не удалось избежать приключений на свою голову. Если опасности не было, то ее надо выдумать! А потому наши товарищи-энтузиасты решили разыграть одну из киносцен, когда строители железной дороги бросаются через рельсы на засевших в городе бандитов. Они залегли на насыпи в засаду и по команде предводителя, коим в фильме являлся Виннету, а у нас – Ульрих Вирзинг, — быстро рванули вперед из своего укрытия. Последствий никто заранее не просчитал: рыхлый щебень осыпался под ногами, и несколько наших отчаянных бойцов рухнули наземь, будто скошенные пулями головорезов Кёрли Билла.
Смешного оказалось мало: раны, которые они получили, проехавшись открытыми участками тела по камням, были самыми что ни на есть настоящими. Хорошо, что под руками оказались спиртовые салфетки, бинты, — и первую помощь раненым оказали сразу же на месте. Однако инцидент нисколько не омрачил нашего путешествия, и мы двинулись по шпалам дальше, в сторону небольшого каньона.
Туда, в самом финале фильма, по железнодорожному полотну с набитыми золотом сумками в руках ринулся Юдж, сподручный Кёрли Билла, спасавшийся от нагонявшего его неуправляемого локомотива. Конечно, наши ребята не смогли пройти мимо – тут же разыграли трагическую развязку, сверяя точное место с раскадровками из фильма…
Паровоз, «снимавшийся» в «Апаначи», уже появлялся на экране годом ранее в начале фильма «Верная Рука – друг индейцев», когда на него напали бандиты из шайки «Генерала». Действие происходило по другую сторону путепровода – правда, ни моста, ни автострады тогда еще не было, – среди искромсанных скальных пород второго каньона, куда мы, авторы этого репортажа, не могли не заглянуть хотя бы на пару минут, пока основная часть «скаутов» исследовала место гибели Юджа.
«Прогулявшись» по прерии, где бандиты из «Апаначи» растянувшейся неверной цепочкой волокли свое золото, добытое еще на перевале Презид / Prezid, через сплетение колючих кустов мы пробрались на каменное плато над каньоном, чтобы сверху рассмотреть место захвата почтового поезда. Вот здесь, угадывали мы, Иво Криштоф поджигал динамит под передними колесами локомотива, а там – проскочивший по крыше вагона Лука Кнежевич после короткой схватки с Миланом Микульяном сбрасывал его с паровоза на камни, едва присыпанные песком. Другой наш знакомец, каскадер Шимун Ягаринец, при падении с поезда получил перелом лодыжки, однако продолжал сниматься дальше. Каскадеры – парни храбрые и рисковые. Милан Микульян в нашем интервью так говорил о своих напарниках: «Должен сказать, тогда мы были очень дружны и всегда держались большой группой. Присматривали друг за другом, помогали. Очень слаженная команда была. Общались как настоящие приятели» (полностью интервью читайте здесь).
Сделав несколько живописных кадров, мы решили не возвращаться обратно тем же путем сквозь кустарник, а экстремально, по-каскадёрски спустились к железной дороге по острым выступам камней с трехметровой высоты каньона. Остается добавить, что во время одного из предыдущих фестивалей «По следам Виннету» мы совершали незабываемую поездку на местном балканском поезде по маршруту от Книна до несуществующей станции «Россвель» — к тому самому месту, где стоял знаменитый «ковбойский» город из фильма «Виннету I» (1963).
Во второй половине дня мы прибыли в местечко Мичанови двори/ Mićanovi dvori, где нас на открытом воздухе ждал настоящий обед истинных вестменов: фасолевый суп-солянка, сыр, пршут, овощи, ветчина – короче, официанты отеля «Алан» позаботились о нашем пропитании на славу. Мы проследовали со своими тарелками по узкому проходу вдоль каменной кладки и неожиданно оказались на смотровой площадке, с которой открылся изумительный вид на скалистое побережье Новиградского моря, рыбацкий поселок Новиград Далматинский с возвышавшимися над ним древней крепостью и длинной вереницей Велебитских гор.
С высокого холма мы любовались чудесными панорамами изумрудного моря и удивительного городка, вытянувшегося вдоль побережья узкой лентой. Дома – как на ладони – близко ютились друг к другу; их архитектура и колорит очень напоминали город Обровац, что в низине каньона реки Зрманя. Новиград Далматинский построили на месте крепости XIII века, стены которой веером спускались с холма до самого моря. В прежние века Новиград служил важным опорным пунктом на венецианской границе с Османской империей. Крепость не раз подвергалась нападениям врагов и пала лишь однажды – когда ее ненадолго оккупировали турецкие войска Ибрагим-паши. В 1386 году в Новиградской крепости вместе со своей дочерью Марией была заключена некоронованная королева Елизавета Боснийская, вдова короля Венгрии и Польши Людовика I. Там она позже и погибла. Во время последней Балканской войны в Новиграде разворачивались ожесточенные бои между хорватами и сербами за важный стратегический объект – трехсотметровый Масленицкий мост, соединяющий берега Новского пролива. Сейчас по этому мосту проходит главная автомагистраль страны Загреб – Задар – Сплит.
Впереди нависали черные грозовые тучи, издали было хорошо видно темную дождевую завесу, образовавшуюся между нами и дальними горными склонами. Природная палитра красок поражала многообразием фантастических цветов и оттенков. Но нам надо было спешить, поскольку оставалось еще одно важное место – заброшенная бокситная фабрика близ Оброваца, в окрестностях которой снимались сцены из «Апаначи», где бандиты, захватившие Апаначи и Хэппи, встречаются среди сосен с лошадью, несущей подстреленного Пинки.
Здесь же в начале фильма «Виннету I» скакал на своем мустанге Черный Орел с поручением от Виннету передать золото Инчу-Чуне.
Сегодня от сосновой рощи мало что осталось – несколько редких деревьев, да и только. Хорошенько разведать это место нам так и не удалось – хлынул ливень. Под дождь на улицу из автобусов вышли только самые стойкие. Уже через пять минут мы ехали дальше.
Когда дождь немного успокоился, организаторы предложили нам заглянуть по пути на место еще одной излучины реки Зрманя, «киношной» Рио-Пекос. Оно связано сразу с несколькими вестернами: «Сокровище Серебряного озера» (бандиты скачут вдоль края каньона, разыскивая дорогу к тайным индейским сокровищам), «Виннету и полукровка Апаначи» (шайка Кёрли Билла преследует Апаначи с братом), «Верная Рука – друг индейцев» (место встречи Олд Шурхэнда с золотоискателем Беном О’Брайеном). И сегодня это плато выглядит точно так же, как и пятьдесят лет назад: каменистая прерия с высохшей травой, колючими кустами можжевельников да вековыми скалами Велебита с индейским гребнем Туловой гряды на заднем плане.
Стоило еще раз вернуться сюда, чтобы полюбоваться нетронутой средиземноморской природой, заменившей в свое время на экране вольные прерии Аризоны и Техаса, Скалистые горы, широкие плоскогорья и каньоны американского Дикого Запада. Переполненные впечатлениями к вечеру мы возвратились в отель «Алан». Хелла Брис, которая провела в Стариград-Пакленице всю эту неделю, напоследок устроила лотерею, где каждый желающий за «символическую» плату в 10 евро мог поучаствовать и даже приобрести что-нибудь из вещей Пьера Бриса — после благотворительного аукциона осталось несколько неразыгранных лотов.
Время пролетело быстро – сегодня уже закрытие нашего фестиваля. Как и в первый день, после лотереи мы встретились у бассейна, и команда организаторов торжественно пообещала, что в следующем году место встречи остается неизменным, а, значит, есть надежда на новое незабываемое приключение.
Забегая вперед, скажем, что на самом деле следующий фестиваль 2017 года пройдет уже не в Стариград-Пакленице, а в Биограде под Задаром.
На прощание нас ждали приятные сюрпризы: Хелла подписала для каждого памятные фотографии, а потом официанты торжественно вынесли высоченный праздничный торт, глазированный разноцветным шоколадом и декорированный чем-то еще съедобным. Венчало композицию стилизованное изображение горной вершины, на которой примостился знаменитый орел Питер, а со снежного склона бурным потоком бил голубой пенистый водопад.
«А где же золото?» – спросите вы. Добытое в Презид золото Апаначи и Хэппи подарили жителям Роки-Тауна, чтобы те заново могли отстроить красивый город. 😉
Авторы сердечно благодарят идейного вдохновителя и главного организатора фестиваля «По следам Виннету» Ульриха Вирзинга, прекрасных дам – администраторов отеля «Алан» Зринку Катич и Зринку Зубчич, «тяжелую артиллерию» в лице директора кемпинга «Алан» Йоле Петричевича и незаменимого хранителя Музея Виннету Звонимира Чубелича за помощь и содействие, чтобы наша мечта побывать на хорватской земле апачей вновь стала реальностью. Спасибо дорогим гостям и всей нашей интернациональной команде за прекрасное путешествие, наполненное незабываемыми моментами, прожитыми вместе. Да пребудет с нами Дружба! Хуг!