«Виннету»
(1962 — 1968)
и другие фильмы,
снятые в разное время
В конце 1962 года на западногерманских экранах появился первый фильм о легендарном вожде апачей Виннету, положивший начало самой успешной киносерии немецкого послевоенного кино, которая получила название Karl-May-Filme.
Киношный Дикий Запад впервые так громко заговорил по-немецки, а фильмы по мотивам произведений самого читаемого среди немецких подростков писателя Карла Мая (1842-1912) демонстрировались во многих странах мира, даже в Африке. 8 первых фильмов были закуплены компанией «Метро-Голдвин-Майер» / Metro-Goldwyn-Mayer для проката на родине вестерна — в США. С большим успехом 6 из них шли и на советских экранах.
За шесть лет немцы сняли не только 11 вестернов о Виннету, но и обратились к другим сочинениям Мая, в том числе и к «восточному циклу».
Позже было выпущено несколько фильмов, часто не имевших ничего общего с книгами Карла Мая (пародии в том числе), кроме имени знаменитого индейского вождя.
Крёстным отцом киноэкранизаций Карла Мая, да и вообще немецкого вестерна, по праву можно назвать одного из самых успешных кинопродюсеров Европы Хорста Вендландта, сына русского крестьянина из Смоленска. Он же дал «путевку в жизнь» и французу Пьеру Брису, исполнителю роли вождя Виннету.
Немецкие вестерны 1960-х отличались интернациональным составом исполнителей. Кроме американца Лекса Баркера, снискавшего небывалую славу в ФРГ, и англичанина Стюарта Грейнджера, для которого «майевки» стали лебединой песней, на экране появлялись известные исполнители из ФРГ, республик бывшей Югославии, Италии, Франции и других стран.
Героев и злодеев воплощали такие знаменитости, как Марио Адорф, Герберт Лом, Эльке Зоммер, Мари Версини, Гётц Георге, Рик Батталья, Гойко Митич, Марио Джиротти, Клаус Кински, Ральф Вольтер, Карин Дор, Род Камерон, Энтони Стил, Лэрри Пеннелл, Гай Мэдисон, Далия Лави, Крис Хоуланд, Чарльз Фосетт, Миха Балох, Эдди Арендт, Деметер Битенц, Уолтер Барнес, Владимир Медар, Жерар Баррэ, Хайнц Эрхардт, Маша Мериль и многие другие.
Ведущую троицу кинорежиссеров — Харальд Райнль, Альфред Форер, Харальд Филипп — отлично дополнили Роберт Сиодмак, Хуго Фрегонезе и Георг Маришка.
Ответственными за аутентичные декорации, выстроенные на фоне живописнейших югославских пейзажей, стали Владимир Тадей, Душан Яричевич и Отто Пишингер.
За камерой стояли крепкие профессионалы: Эрнст Вильгельм Калинке, Карл Лёб, Зигфрид Хольд.
Великолепно себя проявила команда каскадеров загребского «Ядран-фильма» во главе с Иво Криштофом (он и сегодня в строю как старейший каскадер Хорватии) и трюкачи с белградской студии «Авала-фильм».
Ну и конечно же музыка. Без чарующей музыки талантливых композиторов Мартина Бётхера, Петера Томаса и Рица Ортолани это было бы совсем другое кино.
О местах съемок скрупулезно заботились заранее (в этом западным немцам активно помогали сотрудники загребской киностудии «Ядран-фильм»), благодаря чему в фильмах ни одна сцена на натуре не выглядит случайной.
Снимали кинематографисты из ФРГ на территории республик бывшей Югославии, в основном в Хорватии, неповторимыми красотами которой были покорены все участники съемочной группы, а также в Боснии и Герцеговине. Национальный парк Плитвицкие озера, ущелье Пакленица, водопады Крка. Динарское нагорье со сказочными вершинами Туловой гряды, хребтами Динары и «прерией» Врлика. Каньоны рек Зрманя и Цетина, перевал Презид, долины Попово поле и Зупци… В наши дни это уже культовые места для «фэнов», полку которых всё прибывает.
Кроме того, кое-что подходящее для Дикого Запада обнаружилось в Словении, Черногории и Сербии.
Древний город инков Мачу-Пикчу и американский Гранд-Каньон «сыграли» сами себя, а вот латиноамериканскую обстановку сумели воссоздать не только в Перу и в Мексике, но и в Болгарии.
Два «восточных» фильма, некоторые сцены «мексиканского цикла» и более поздние киноленты были сняты там, где и большинство спагетти-вестернов, – в Испании.
А вот телевидение ГДР, решив экранизировать ранние произведения Мая, отличилось и «нашло» Мексику в Туркмении и Узбекистане.
Во второй части подробного рассказа о западногермано-югославском вестерне "Верная Рука - друг индейцев" речь пойдет о первом этапе югославских съемок в Словении в августе - сентябре 1965 года.
Подробный рассказ о съемках западногермано-югославского вестерна «Верная Рука – друг индейцев» / Old Surehand 1. Teil (1965), в котором Стюарт Грейнджер сыграл своего героя последний раз.
Западногерманский журнал Hobby рассказывает о съемках в Югославии в 1964 году фильма «Виннету II», вышедшего у нас в прокате как вторая часть двухсерийной ленты «Виннету - сын Инчу-Чуна». Уникальные фотографии со съемок.
Интервью-признание Пьера Бриса, которое он в 1963 году дал репортерам старого немецкого кинообозрения Illustrierter Film-Kurier, посвященного выходу на западногерманский киноэкран фильма «Виннету I».
На страницах немецкого журнала BRAVO (1971) французский актер Пьер Брис вспоминает о том, как он превратился в Виннету - самого знаменитого киноиндейца.
1964 год. Легендарный исполнитель роли Олд Шеттерхэнда Лекс Баркер дает интервью корреспонденту журнала Illustrierter Film-Kurier.
1963 год. Короткое интервью Пьера Бриса, взятое у него корреспондентами журнала Filmski svet в Югославии во время съемок фильма «Виннету I».