22.04.2018 | 2017 - Хорватия, ПОЕЗДКИ | 2 коммент. | Автор: Dzhotti, Big Chief
Вот уже который раз убеждаемся, с какой страстью и энтузиазмом сегодняшние «наследники Виннету» мечтают побывать на местах съемок любимых экранизаций Карла Мая и встретиться с легендарными актерами. В 2017 году в Хорватии прошли целых два международных фестиваля «По следам Виннету». О празднике в городке Биоград-на-Мору мы уже рассказывали. Теперь на очереди фестиваль в Стариград-Пакленице.
Именно в Стариград-Пакленице — 15 лет назад! — возникла гениальная идея проводить здесь, на «хорватской родине апачей», международные встречи поклонников «майевок» и начать другие многочисленные проекты, связанные с этой темой. Так стремление одной гостьи из Кёльна, некогда приехавшей сюда воочию насладиться знаменитыми по фильмам ландшафтами Туловой гряды и Зрмани, дало естественный импульс к походам по следам Виннету и осознанному розыску нехоженых троп, скрытых в скалах и прериях.
К проекту охотно подключились отели «Алан» (где не раз проживала съемочная группа) и «Райна» совместно с агентством по туризму Стариграда при поддержке Хорватского туристического сообщества и Министерства туризма Республики Хорватия. На протяжении всех этих лет команда организаторов работала с хорошими знатоками фильмов о Виннету из Германии и Австрии, способными идентифицировать многие, ставшие со временем неузнаваемыми места съемок. Благодаря такой информационной и дружеской поддержке как любителей, так и членов съемочной группы, каждые последующие встречи «друзей Карла Мая» становились все более насыщенными и креативными, а позже переросли в официальный международный фестиваль.
Именно здесь при содействии киностудии «Ядран-фильм» 12 апреля 2009 года в здании старого мотеля открылся Музей Виннету, сохраняющий «индейский дух», которым населили эти края его носители – живые и ушедшие участники чародейства под названием кино.
Они предоставили музею раритетные фотографии и съемочный реквизит, а художник-постановщик Владимир Тадей даже создал своеобразную карту близлежащего каньона Большая Пакленица / Velika Paklenica с описанием конкретных мест съемок фильмов «Сокровище Серебряного озера» (1962), «Среди коршунов» (1964), «Верная Рука – друг индейцев» (1965), «Виннету и Шеттерхэнд в Долине Мёртвых» (1968).
Более подробно Владимир Тадей совместно с коллегой-сценографом Дамиром Габелицей изложил свои воспоминания о работе над знаменитыми вестернами в книге «По следам Виннету в Хорватии» / Vladimir Tadej, Damir Gabelica: Auf den Spuren Winnetous in Kroatien, 2007.
Тогда я проехал с оператором по всей Югославии, от Дубровника до Риеки, специально расспрашивая местных жителей об отдельных местах. В поисках таких мест мы обычно ходили пешком. Позже я озвучил мои предложения в Берлине. Работа в итоге была выполнена очень точно, а результат стал настоящей легендой. Как трогательно, что все эти люди помнят то замечательное время…
Так рассказывал Тадей в одном из интервью.
Во всяком случае, и по сей день в этой части Хорватии легенды и анекдоты о съемках фильма о вожде Виннету, герое из романов знаменитого Карла Мая, рассказывают не только местным жителям, но и приезжающим со всех частей света туристам. Кто знает, может быть, они повезут эти истории дальше, за границы Хорватии. Это гарантировало бы Великому вождю Виннету бессмертие!
Vladimir Tadej, Damir Gabelica: Auf den Spuren Winnetous in Kroatien, 2007
«Дух Виннету — это путь для следующих поколений», — так считают организаторы. Венцом не имеющего аналогов проекта стало открытие в 2016 году на Туловой гряде Мемориальной доски в память о Пьере Брисе, исполнителе роли Виннету, ушедшем годом ранее в Страну Вечной Охоты. А заинтересованное участие в ежегодных встречах журналистов из Германии, Австрии и Швейцарии, организованное хорватской Ассоциацией туризма, только способствует сохранению памяти о любимых многими фильмах и уникальных природных красотах, служивших девственными кулисами для хорватского «Дикого Запада».
Недавно вышел документальный фильм производства ZDF «Sehnsuchtsorte an der Adria» (2013) о жемчужинах Адриатики, в котором один из героев — хранитель Музея Виннету Звонимир Чубелич / Zvonimir Čubelić — сопровождает съемочную группу. По его словам, только за один 2013 год Стариград-Пакленицу посетило несколько телекомпаний: ARD, ZDF, NDR, MDR, BR, HR, ORF, Sky TV, Prima TV и Nova TV, привлекаемых местным колоритом и темой, связанной с Виннету.
Нельзя не сказать, что нашлись достойные продолжатели традиции, немецкие энтузиасты Сандро Флорит из Ломара и Ульрих Вирзинг из Нюрнберга, разработавшие свою концепцию праздников, посвященных золотым юбилеям «майевок». Правда, в настоящий момент их пути разошлись, но, к счастью, остались лежать «в одном фарватере». Сегодня у нашего лагерного костра мы поведаем о фестивале в Стариград-Пакленице, где Сандро оказывал посильную поддержку хорватским организаторам (см. иллюстрированный рассказ самого Сандро на немецком языке).
«Старая гвардия», корифеи: Йоле Петричевич / Jole Petričević (директор кемпинга Alan), Марин Марасович / Marin Marasović (директор отеля Rajna), Марьяна Марасович / Marijana Marasović (директор туристического агентства Стариграда) и Звонимир Чубелич с 5 по 10 июня 2017 года провели альтернативную встречу, бросив клич: «Возвращение к истокам — в гостях у друзей». Гости должны снова стоять в центре предстоящих событий, снова превратиться в команду.
В этот раз в распоряжении гостей на все дни оказался Эмир Муллер / Emir Muller, участник новой экранизации «Виннету» телекомпании RTL (2016), на некоторое время к ребятам присоединилась и хорватская актриса Гордана Цейтц-Чеко / Gordana Zeitz-Čeko.
В качестве жилья гостям предоставили уютный кемпинг отеля «Алан», ничуть не уступающий последнему в вопросах комфорта и расположенный в красивом сосновом бору рядом с морем. Каждый домик оборудован двумя спальнями и ванной комнатой, а также гостевой зоной и мини-кухней. В новой конобе «Батела» / Batela утром и вечером всех обеспечивали вкусным питанием: на завтрак — «шведский стол», а вечером — суп, салат, мясо или рыба — выбор на любой вкус.
Праздник проходил под девизом «У каждого поколения свой Виннету» — классические оригинальные фильмы из 60-х встретились в одном пространстве с современными ремейками от RTL. После торжественного фуршета с шампанским и национальными блюдами, посещения Музея Виннету, где появилась новая экспозиция — фотогалерея «золотых юбилеев», организаторы представили первого героя — хорватского актера Мирко Кралева, и вечернее мероприятие с ним продолжилось в «Подземном городе» / Podzemni grad Национального парка «Пакленица» в двух километрах от Стариграда.
Уникальный природный массив «Пакленица», в котором сняты четыре «майевки», является частью горного района Велебит, второго по величине заповедника Европы, в 1978 году внесенного в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Площадь парка, включающего в себя два великолепных карстовых каньона Большая и Малая Пакленица, составляет 102 км2. Каньон Большой Пакленицы простирается на 14 км, а вертикальные карстовые скалы, густо покрытые сосновым лесом, поднимаются на высоту более 700 м. В парке около 70 пещер и обширная система тоннелей, некогда созданных для бывшего югославского правительства в качестве атомного убежища. В 1951 — 1953 гг. после конфликта руководителя коммунистической партии Югославии Иосипа Броза Тито с Иосифом Сталиным в каньоне Большая Пакленица на глубине 250 м под горой соорудили бункер — «Подземный город» — площадью 1800 м2. Тогда его в глубокой тайне возводили заключенные. Сегодня он преобразован в музей Велебита с большим презентационным залом.
В 2012 году нашим гостем в ущелье стал хорватский актер Мирко Боман, а на площадке перед бункером, где вестмены заманили в ловушку индейцев племени юта, чтобы выкурить с ними трубку мира, под звездным небом показали первый юбилейный фильм «Сокровище Серебряного озера».
В 2014-м «Каньон Духов» посетил Гойко Митич, исполнитель роли Вокаде («Среди коршунов»), который дикой горной тропой вел воинов-шошонов к индейским захоронениям.
На поляне у старой мельницы, где по фильму располагался салун, голливудская звезда Эльке Зоммер поделилась воспоминаниями о съемках полувековой давности. В вестерне «Виннету и Шеттерхэнд в Долине Мёртвых» в глубокой скальной расщелине на плато перед «Подземным городом» было спрятано золото, а в «Верной руке» в ней скрывался Джереми Сандерс (Уоббл), друг Олд Шурхэнда.
И сюда же направились на джипах участники фестиваля сегодня, где ознакомились с подробной программой:
Почетные гости фестиваля
Само собой, ко всему прочему организаторы запланировали вечерние мероприятия в деревне Марасовичи и конобе «Батела» с живой музыкой в стиле кантри и различными фильмами, подарочные карты-автографы, фотосессии и пресс-конференции с артистами, в том числе Skype-конференцию с Кристианом Бекером, продюсером новой трилогии «Виннету» (2016).
Сюрпризом первого вечера стала пресс-конференция, плавно перетекшая в автограф-сессию с хорватским актером Мирко Кралевым, сыгравшем в двух вестернах: «Среди коршунов» (бандит Билл) и «Виннету и Шеттерхэнд в Долине Мёртвых» (поселенец Адамс).
Когда-то он учился в Академии театрального и киноискусства в Загребе, основную часть своего творческого пути провел на театральных сценах Городского театра молодежи и Хорватского национального театра в Сплите, появлялся в местных телесериалах. Перед началом беседы с почетным гостем показали небольшую презентацию об актере, который оказался явно растроган и взволнован, а затем делился своими воспоминаниями о съемках и рассказывал веселые анекдоты.
Отдавая дань памяти Владимиру Тадею, организаторы подобрали эксклюзив — документальную хронику о Мастере и его работах, а также документальный материал самого Тадея «Мы снимали фильмы о Виннету». Знаменитый художник «майевок» должен был принимать активное участие в конвенции 2017 года, но 1 марта за три месяца до события Великий Маниту призвал и его в свои чертоги…
Будучи художником-декоратором, я сам оказался под сильным впечатлением от «Виннету». Я ощущал существование бытия, созданного в богатом воображении большого писателя Карла Мая. Читая сценарий очередного фильма, я всегда вспоминал мысль великого французского писателя и философа Жана-Жака Руссо. Почувствовав, что нашему земному шару грозит потеря своего естества, он призвал: «Возвращайтесь к природе». Карл Май, настоящий мыслитель, не высказывал этого напрямую, но его популярные истории говорили о том же. Только он выразил это лучше, чем Руссо, — и людям оказалось намного легче понять эту философию!
Vladimir Tadej, Damir Gabelica: Auf den Spuren Winnetous in Kroatien, 2007
Продолжение — см. Закладки вверху страницы.
Мы благодарим наших добровольных осведомителей Сандро Флорита / Sandro Florit и Сабрину Крецшмар / Sabrina Kretzschmar за предоставленные фотографии и интересный рассказ.
Каким способом колоритнее всего передвигаться по каменистым тропам балканского «Дикого Запада», чтобы в полную силу насладиться суровой красотой горных ландшафтов и простирающихся до горизонта вольных прерий? За неимением лошадей, конечно, на джипах. Чем не вереница индейских вороных мустангов, под клубами пыли след в след продвигающихся друг за другом по можжевеловому плато «Парижевичева главица» или по крутому скальному серпантину Туловой гряды? Фото-сафари на этих культовых местах съемок дало красивый старт фестивалю «По следам Виннету-2017», посвященному в этот раз не только старым экранизациям Карла Мая, но и современной трилогии телекомпании RTL.
Премьера состоялась в декабре 2016 года, вызвав бурную неоднозначную реакцию зрителей. Волей-неволей напрашивалось сравнение с фильмами из 60-х, где главные роли исполняли Пьер Брис и Лекс Баркер, давшие героям Карла Мая лицо и душу. Создатели ремейка сами дали повод проложить мост из прошлого в будущее: вернулись в Хорватию, «освежили» аранжировки легендарной музыки Мартина Бётхера и даже привлекли к съемкам народных любимцев: Марио Адорфа (Сантер-старший), Гойко Митича (вождь апачей Инчу-Чуна), Мари Версини (дама в поезде) и каскадера Иво Криштофа.
Но дело не только в лицах. Для Пьера Бриса роль Виннету стала ролью его жизни, путем, открывшим ему смысл его дальнейших шагов. Осознание сделанного выбора пришло позже, но стало жизненным кредо: «…Я использую преданность и любовь моей публики, чтобы передать послание дальше. Послание, которое я вынашиваю под сердцем как ребенка. Мир, свобода, права человека, терпимость и уважение к другим. Одним словом: Любовь. Любовь, которая сегодня так нужна людям» (из благодарственной речи Пьера Бриса по случаю вручения премии Scharlich). В этом смысле грань между литературным персонажем и реальностью стиралась абсолютно.
Пьер Брис не воплощал своего героя, он им просто был. Желая остаться в памяти своего зрителя Виннету, Брис отверг предложение режиссера Филиппа Штёльцля сыграть роль старого мудрого вождя Инчу-Чуна и призывал ответственно отнестись к его миссии: все люди могли бы быть братьями. Символично, но Пьер Брис ушел из жизни, когда съемки ремейка только начались.
У недавней интерпретации, естественно, нет старинного флера, тех самых «старческих морщин», что создают иллюзию срока давности. Она снята на основе современных технологий, динамично, вызывающе, широко, красочно и зрелищно. Каждая сцена отточена, композиции абсолютно выверены. Масштабные декорации, 3D-графика, спецэффекты не забивают действие, в котором больше трагизма, чем романтизма ранних картин (это заметно даже в музыке, если слушать все треки сразу независимо от фильма).
Но не только «экшеном» жив фильм, главное — идея, которую стремились донести до зрителей его создатели. Что принесет неотвратимый «новый мир» краснокожим и бледнолицым? За что действительно надо бороться не сразу понявшему это инженеру-идеалисту Карлу Маю / Олд Шеттерхэнду? Последнее как раз и явилось «яблоком раздора» между «друзьями Карла Мая» и следствием крайне полярных мнений. Причина сокрыта не столько в привязанности к давно привычному, сколько в правдивом отображении литературного сюжета. А он-то в современном «Виннету» сильно отличается от произведений писателя, но не в их сути.
Участница фестиваля из Германии Сабрина Крецшмар / Sabrina Kretzschmar:
Я думаю, надо смотреть новые фильмы как нечто самобытное. Это не ремейк. Истории разные, герои интерпретируются по-другому… Эти фильмы не имеют ничего общего с экранизациями 1960-х, но я бы рекомендовала дать им хотя бы один шанс. Вытеснить старые ленты или предать их забвению — вовсе не цель новых картин. Это попытка возродить миф в настоящем.
Я считаю, это удалось очень хорошо. Дружба, нравственность, справедливость, честность и т.д. актуальны и сегодня. И привнесены все эти качества сюда красиво. Меня очень тронули сцены кровного братства и смерти Виннету. Конечно, есть вещи, которые мне не так понравились и выглядят может быть даже немного наивно.
Но у каждого из нас собственный вкус и собственные представления…
Наш друг и завсегдатай путешествий по местам съемок из Австрии Курт Хаммер / Kurt Hammer имеет другое мнение:
Новые фильмы «Виннету» для меня лично абсолютно ничего не стоят! Олд Шеттерхэнд просто трус, ни к чему не приспособлен и постоянно ноет! У него нет статуса героя! Никакой гордости и на него нельзя положиться! Он угощал индейцев шоколадом и рассматривал коллекционные картинки-вкладыши! Смешно. Вообще фильм очень какой-то мутный и темный, кругом грязь!
Во второй части «серебряное ружье» представлено совершенно в ином свете — его владелец какой-то мексиканский бандит, а не отец Виннету… А Виннету захватил это «серебряное ружье», когда комично выиграл поединок… Олд Шеттерхэнд перед индейской палаткой читал ежедневные газеты, где говорилось, что в Нью-Йорке только что построен небоскреб — это полный маразм. В третьей серии команчи выглядели ужасно, черные как уголь, будто в фильме ужасов! Просто невероятно! Кровное братство заключили практически в конце, а потом Виннету застрелили.
Лично для меня это худший фильм всех времен! Но ведь кому-то он нравится… В таком случае его следует спросить, был ли он вообще любителем старых фильмов с Пьером Брисом?
Оставим пока эту полемику для размышлений, поскольку индейская тропа уже привела нас на плато «Парижевичева главица» над рекой Зрманя.
В свете «майевок» («Виннету I», «Виннету III», «Верная Рука — друг индейцев», «Виннету и Шеттерхэнд в Долине Мёртвых») об этом месте мы уже рассказывали.
Теперь сюда постоянно водят экскурсии, а информационный стенд дает краткое описание многих сцен, снятых в бутафорском пуэбло апачей. Впрочем, можно упомянуть и еще об одной — в фильме «Тайна Серебряного озера» (2016) сестра Виннету Ншо-Чи как шаманка племени совершает некий ритуал на жертвенном камне над рекой, оставляя тайный знак своим друзьям, идущим по следу бандитов.
Среди апачей у провидицы неоспоримый авторитет, она — посредник между мирами духов и людей, знает толк в древних обрядах исцеления. Бесспорно, «Прекрасный День» Мари Версини — абсолютно другой образ, более близкий писателю Карлу Маю.
Но в том-то и суть оригинальной концепции путешествия «По следам Виннету», что оно дает «широкий» непредвзятый взгляд, без привязки к конкретным образам, за полвека твердо укоренившимся в сознании зрителей.
Например, Тулова Гряда, индейская «Наггит-Циль», куда после подкрепления сливовицей и медом лежал дальнейший путь участников фестиваля, в новой версии фильма подтвердила свой статус мистического места, потому что шаманка Ншо-Чи в тех же скальных чертогах призывала «брата Орла» указать дорогу к сокровищам Серебряного озера, которых так жаждали бандиты.
Тулова гряда — это образец красивейших карстовых отложений Велебита, известнякового массива, знаменитого разнообразием причудливых форм природных «сооружений». Скалы, луга и кратер служили прекрасными кулисами всех трех частей «Виннету», «Среди коршунов», «Верная Рука — друг индейцев», «Виннету и полукровка Апаначи». Программой фестиваля был предусмотрен обзор популярных достопримечательностей этого сакрального места.
«Следопыты» разделились на две группы и с проводниками в лице Сандро Флорита и Звонимира Чубелича смогли посетить места съемок в зависимости от своих предпочтений. И, конечно, не обошлось без приятного сюрприза: по возвращении подкрепившись вкусными блюдами местной кухни и напитками, все гости могли сфотографироваться верхом на лошадях на фоне любимого мотива из большинства «майевок».
Прекрасным завершением насыщенного дня стали приятные посиделки у Марина Марасовича за чтением отрывков из книги Мая «Сокровище Серебряного озера», задавшей хороший тон следующему дню.
Еще один наш знакомец из Страсбурга Клаус Бернхардт / Claus Bernhardt, в детстве побывавший на премьерах «Сокровища» и «Виннету I», хорошо помнит, как зрители штурмовали кинотеатры:
Я вырос на старых экранизациях «Виннету». Успех их по тем временам феноменальный. Замечательно было всё: цветная пленка, широкий экран, великолепные пейзажи Югославии (ныне Хорватия), замечательная музыка Мартина Бётхера и даже исполнители главных ролей, которые, однако, сильно отличались от описаний Карла Мая в его произведениях. Начиная с «Виннету II» уже почти ничего с книгами не совпадало. Но производственная машина была на ходу и до 1968 года запустили еще несколько фильмов о Виннету. Теперь пара слов о новых фильмах.
Для нашего времени это грандиозная современная интерпретация! Хотя многое также не соответствует романам Карла Мая: например, полностью отсутствует роль Клеки-Петры. Ншо-Чи (Иазуа Лариос) не будет убита Сантером, а выйдет замуж за Олд Шеттерхэнда, и они построят ферму. Появится и новый главный герой: старший Сантер (его роль отлично играет Марио Адорф — Сантер из «Виннету I»). Инчу-Чуну (Гойко Митич) внезапно застрелит Раттлер… Похоже, этими изменениями RTL хотела сделать сагу о Виннету ближе молодому поколению. К сожалению, дружба между Виннету (Ник Хэлилай) и Олд Шеттерхэндом (Вотан Вильке Мёринг) представляет собой нечто «странное», а эпизодическая роль Мари Версини в поезде слишком коротка!
Но должен сказать, что это хороший фильм, и лично мне он понравился. Мне посчастливилось быть приглашенным Андреасом Шуманом (контролер-приемщик всех трех серий, а также участник юбилейных фестивалей «Виннету в Хорватии») на премьеру в Берлин 14 декабря 2016 года. В конце фильма раздались оглушительные аплодисменты, после чего режиссер представил команду и исполнителей главных ролей. Я имел возможность поговорить со всеми и поблагодарить их за актерское мастерство.
Сегодня мы много говорим о новой трилогии от RTL, потому что дальнейшее путешествие выведет наших следопытов к оригинальным местам съемок именно этих фильмов, и иные сюжеты окажутся в центре всеобщего внимания. Встреча старого и нового неизбежна — тем интереснее ожидаемое приключение в диких хорватских прериях, сулящих массу приятных неожиданностей.
А под финал предлагаем еще одно мнение от просмотра. Наш друг Люк Вультепутте / Luc Wulteputte из Бельгии, который в этом году путешествовал по индейским следам с командой из Биограда, сказал вот что:
Я считаю фильм «Виннету. Новый Свет» очень удачным. Олд Шеттерхэнд / Карл Май выглядит как настоящий Май. Тут можно забыть фильмы 1960-х годов, потому что это совершенно иная история, более реалистичная. Декорации и пейзажи очень красивы, даже если видишь их на фотографиях со съемок. История «Тайны Серебряного озера» также красочна, а злодей El Mas Loco действительно сумасшедший. Декорации грота с сокровищами изумительны, много лучше, чем в «Сокровище Серебряного озера» (1962). Но от самой книги тут только название. Вся история придумана заново. Так, Виннету обретает свое «серебряное ружье» из рук бандита, а кровное братство будет заключено в последней серии, хотя уже в первой части оба главных персонажа относятся друг к другу с уважением. Но здесь Олд Шеттерхэнд отнюдь не Супергерой. В «Виннету. Последний бой» Марио Адорф в роли старшего Сантера довольно убедителен.
Сцена гибели Виннету тоже поставлена очень сильно, действительно лучше, чем в «Виннету III». Олд Шеттерхэнд гораздо более эмоционален. Некоторые не согласны, что он станет новым вождем апачей, но я думаю, так оно и было задумано в книге. Некоторые тезисы соответствуют действительности: Америке нужна нефть, и она — на земле апачей. Поэтому апачей надо изгнать из их страны. Они живут не в пуэбло, как в «Виннету I» и «Виннету III», а в типи. Много критики, что это кино снято не по Карлу Маю. Но в титрах ведь и нет ссылки «по мотивам романов Карла Мая», как раньше. «Виннету — вождь апачей», «Виннету и полукровка Апаначи», «Виннету и его друг Олд Файерхэнд», «Виннету и Шеттерхэнд в Долине Мёртвых» тоже воспринимались как самостоятельные картины. Надо смотреть эти серии как хорошо сделанные фильмы, и не сильно сравнивать их с вестернами 1960-х. Я надеюсь, продолжение еще впереди.
Мы давно живем в «новом мире» XXI века — прямо из шоколадной коллекции «нового» Олд Шеттерхэнда и являемся свидетелями того, какие из его мечтаний наряду с ценностями Виннету от Пьера Бриса увидели будущее. Креативность современной трактовки постепенно становится привычной, и классические вестерны-шестидесятники с позиции сегодняшнего дня смотрятся уже под другим ракурсом. Главное — у каждого есть возможность сравнить и выбрать. Если эту тему продолжают обсуждать — значит, затронуло…
Продолжение — см. Закладки вверху страницы.
Мы благодарим наших добровольных осведомителей Сандро Флорита / Sandro Florit и Сабрину Крецшмар / Sabrina Kretzschmar за предоставленные фотографии и интересный рассказ.
Национальный парк Плитвицкие озёра / Plitvička jezera – изумительное по красоте место, райский уголок первозданной Природы. Согласно хорватской легенде, когда иссякла Черная река в Плитвице, явилась Черная Королева, внявшая мольбам людей, чтобы исполнить их просьбу. Она долго орошала землю дождем, пока ни образовались 16 новых, соединенных друг с другом, изумрудных озёр. А исторически это название, обозначенное в летописи католическим священником Домиником Вукасовичем, известно с XVIII века. Плитвицкие озёра образованы слиянием трех рек, создавших многочисленные пороги, по которым на протяжении пятнадцати километров, как по ступеням, струятся водопады Верхних и Нижних озёр. В силу своего известнякового происхождения водопады каждый год меняют свои очертания, а окаменелые природные останки способствуют поиску новых выходов для непрерывного потока воды. .
Одни из главных достопримечательностей Плитвицких озёр: Большой водопад / Veliki slap и озеро Калуджеровац / Kaluđerovac. Интересно, что название озера происходит от слова kaluđer, что означает «монах» – отшельник, живший когда-то здесь в одной из пещер. Не в той ли, куда гости фестиваля «По следам Виннету» держали свой дальнейший путь, отправившись по местам съемок «Сокровища Серебряного озера» (1962), «Виннету II» (1964) и «Виннету III» (1965)?
Из двух сотен пещер парка грот, что над озером Калуджеровац, самый посещаемый, ведь в нем по сюжету хранитель сокровищ Большой Медведь оберегал индейское золото от непрошенных гостей. На самом деле, впечатляющие внутренние интерьеры тайной пещеры декораторы создавали в техническом помещении пожарной части города Цриквеница / Crikvenica в заливе Кварнер. С картины «Сокровище Серебряного озера» началось большое сотрудничество между киностудиями «Ядран-фильм» (Загреб) и «Риальто-фильм» (Гамбург, позже Берлин). Над экранизациями попеременно работали как немецкие, так и хорватские художники-постановщики, а к первому фильму эскизы разрабатывал Душко Еричевич. Ему удалась найти и оформить все объекты достоверно и очень реалистично.
Осмотрев небольшой глухой темный грот, участники фестиваля по деревянным экологичным мосткам отправились к Большому водопаду, на фоне которого не раз появлялся на экране вождь апачей Виннету, попутно вспоминая и другие эпизоды фильмов, снятые в чарующих пейзажах Плитвицких озёр.
Тогда как волшебные ландшафты художники-декораторы находили в бывшей Югославии, интерьерные съемки часто велись на студии «Риальто-фильм» в ФРГ, чтобы фильмы имели немецкую «прописку» с вытекающими отсюда возможностями финансирования и проката. А вот посетить хорватскую киностудию «Ядран-фильм» и ознакомиться с оригинальными реквизитами из фильмов оказалось возможным только в рамках путешествия «По следам Виннету-2017». С этой целью вереница автобусов с участниками международной встречи отправилась в 300-километровый путь из Стариград-Пакленицы через Плитвицкие озёра в столицу Хорватии – Загреб.
«За горой» – так переводится имя этого города, впервые упомянутого в летописях 1094 года, который волею истории стал точкой встречи Восточной и Западной Европы. Объединение двух соседних и постоянно конфликтующих между собой поселений Каптол / Kaptol и Градец / Gradec во время борьбы с турками оформило исторический центр Загреба, а современный облик города с музеями, театрами, галереями, библиотеками, университетами сложился после 1830 года. Король Венгрии Ладислав основал в нем первую епархию, свободным королевским городом Загреб был провозглашен в XIII веке при хорватско-венгерском короле Бела IV в благодарность за то, что жители предоставили ему надежное убежище во время турецкого нашествия. После официального разрыва связей с Австро-Венгрией Загреб стал принадлежать Королевству сербов, хорватов и словенцев, выдержал Первую и Вторую мировую войну, эпидемию чумы, землетрясение, гражданскую войну за независимость и только в 1991 году XX века стал столицей Хорватии, переживая новый этап культурного, политического и экономического возрождения.
Известная всей Европе киностудия «Ядран-фильм» в загребском районе Дубрава основана в 1946 году. Здесь с начала 1960-х и до конца 1980-х годов снято более двухсот собственных и совместных международных кинопроектов. Наряду с белградским «Авала-фильмом» производственная компания «Ядран» являлась главной киностудией, выпускающей кино- и анимационную продукцию в Югославии. Благодаря разнообразным хорватским лагдшафтам, позволяющим изображать как Древний Рим, так и Дикий Запад, она долгое время была кузницей широкомасштабных исторических и приключенческих картин. А легендарная серия о вожде апачей Виннету считается предтечей итальянского жанра спагетти.
После распада страны в 1990-х большая часть имущества «Ядран-фильма» оказалась либо проданной, либо пришла в негодность, количество сотрудников уменьшилось с 300 до 80 человек, однако киностудия продолжала делать фильмы главным образом совместного производства, хотя их выпуск катастрофически сократился. Позже земельный участок в Дубраве на востоке столицы, который когда-то использовался в качестве съемочной площадки, был продан и превратился в торговый центр.
После экскурсии по немногим сохранившимся павильонам «Ядран-фильма», где творили настоящие мастера, организаторы фестиваля Йоле Петричевич, Марин Марасович и Марьяна Марасович подарили всем приятный сюрприз: ужин с большими и почетными гостями, коими оказались сценограф Дамир Габелица, каскадер Домагой Вукушич и актер-каскадер Мирослав Бухин. Формат встреч «вопрос-ответ», автограф- и фотосессии давно стали неотъемлемой частью всех конвенций «друзей Карла Мая» – без теплых посиделок и задушевных воспоминаний не обошлось и теперь.
Дамир Габелица / Damir Gabelica (род. 1959 в Загребе) – хорватский художник-декоратор, сценограф, киноархитектор, а также арт-директор новых фильмов «Виннету» (2016). Карьера выпускника строительного факультета началась в качестве свободного художника в Союзе кинематографистов Хорватии, а в 1984 году он перешел на «Ядран-фильм» на должность киноархитектора и работал над многими хорватскими и зарубежными фильмами. Вот только некоторые из них: «Антиказанова» / Antikasanova (1985), «Земля обетованная» / Obećana Zemlja (1986), «Грязная дюжина: Смертельное задание» / Dirty Dozen: The Deadly Mission (1987), «Война и воспоминание» / War and Remembrance (1988), «Время судьбы» / A Time Of Destiny (1988) и другие. После того как Габелица активно проявил себя при планировании и оформлении комплекса Studio 2 на территории киностудии «Ядран» (1987 — 1988), молодой специалист стал главным декоратором, а позже – директором новой студии, одновременно участвуя в совместных проектах: спорной шпионской ленте «Дело чести» / Honor Bound (1988) и фантастическом боевике «Капитан Америка» / Captain Amerika (1990), а также являлся сценографом телефильма «Всё проходит» / Prolazi sve (1995).
На «Ядран-фильме» Дамир Габелица оставался до 2000 года, после чего вернулся обратно в Союз кинематографистов и занялся международными проектами «В тылу врага» / Behind Enemy Lines (2001), «Чёрный ястреб» / Black Hawk Down (2001) и «Царство небесное» / Kingdom of Heaven (2005). В 2003 году его пригласили арт-директором в мини-сериал «Мадемуазель Мушкетёр» / La Femme Musketeer, а в 2005 году он снова занял пост арт-директора «Ядран-фильма» и занялся разработкой декораций к «Сокровищу Трои» / Der geheimnisvolle Schatz von Troja (2007) и «Охоте Ханта» / Spring Break in Bosnia (2007). Также Дамир Габелица является автором книги «Сценография в эскизе» / Szenografija u skici, в которой помимо теории создания эскизов декораций представлены хронологически упорядоченные работы по оформлению сцены, начиная с Концертного зала им. Ватрослава Лисинского в Загребе и заканчивая кинопроектами конца XX века.
Родившийся в селе Ябланац в 1938 году хорватский каскадер Домагой Вукушич / Domagoj Vukuŝić известен во всем мире (снимался в Югославии, ФРГ, Италии, США, СССР и Польше). Свою карьеру он начал в 21 год и стал рекордсменом по свободному падению на картонные коробки с высоты 30 метров.
На заре молодости он был участником исторического «пеплума» «Константин Великий» / Costantino il Grande (1961), а затем выполнял трюки в вестерне «Сокровище Серебряного озера». Позже сыграл во многих кинофильмах (более 200) различных жанров от мелодрам до военных. Наиболее известны: «Операция «Стадион» / Akcija Stadion (1977), «Непокорённый город» / Nepokoreni grad (1982), «Воздушная дорога в Китай» / High Road to China (1983), «Надя» / Nadia (1984), «Король Артур» / Arthur the King (1985), «Выбор хорватов» / Horvatov izbor (1985), «Грязная дюжина: Смертельное задание» / The Dirty Dozen: The Fatal Mission (1988), «Орёл» / Orao (1990). Домагой сотрудничал с такими звездами, как Роберт Митчем, Джеймс Мейсон, Софи Лорен, Джеймс Коберн, Род Стайгер и Пирс Броснан. В каскадерской среде он известен как Том Вукушич.
Третий почетный гость фестиваля в особом представлении не нуждается – каскадер и актер Мирослав Бухин / Miroslav Buhin (род. в 1943 году) знаком нам сразу по нескольким «майевкам»: «Виннету» (все три части), «Среди коршунов», «Верная Рука – друг индейцев», «Виннету и Шеттерхэнд в Долине Мёртвых». В свое время он окончил каскадерскую школу в словенской Любляне. По завершении съемок в экранизациях Карла Мая остался верен профессии. Свое прозвище «Иисус» получил за аскетичное телосложение, светлые волосы и бороду, которую во время съемок в «майевках» вынужден был сбрить.
Бухин хорошо знает немецкий и английский, поэтому часто был востребован в совместных и зарубежных постановках, среди которых «Закон любви» / Banović Strahinja (1981), телесериал «Мадемуазель Мушкетёр» / La Femme Musketeer (2003), «Игра престолов» / Game of Thrones (2014), «Гора и Змей» / The Mountain and the Viper (2014). Его жена Йоланда в кино работала визажисткой. Несколько лет назад супруги исполнили свою мечту, построив недалеко от Загреба семейный дом, и занялись выращиванием и продажей цветов. Их свечи ручной работы известны далеко за пределами родного города.
Насыщенный впечатлениями день на киностудии «Ядран» завершила демонстрация в оригинальном кинозале фильма «Последний индеец Плитвицы» оператора фестивалей «По следам Виннету» нашего доброго приятеля Ханса-Вернера Фриза. А следующее утро началось с посещения могилы художника-постановщика Владимира Тадея на Мирогойском кладбище / Mirogoj, которое создано в Загребе еще в 1876 году и считается одним из красивейших парковых кладбищ Европы. Здесь похоронены известные актеры, поэты, писатели, музыканты, ученые, спортсмены, политические деятели…
На «Ядран-фильме» Владимир Тадей работал главным архитектором, дизайнером, художником по костюмам, сценаристом, режиссером. Он основал особую художественно-декораторскую и мультипликационную школу, зародившуюся в рамках хорватской кинематографии. Фильмы о Виннету – его первый опыт работы в жанре вестерн, и этот свой жизненный этап Тадей считал самым удачным и красивым за все время служения миру искусства. После незабываемых встреч с Мастером в 2007 и 2012 годах, организаторы вновь предложили Владимиру Тадею стать главным гостем фестиваля в Стариград-Пакленице, но… Судьба внесла свои коррективы. Ребята специально приехали с должным уважением попрощаться с патриархом югославского кино, возложили цветы и поставили свечу от имени всех поклонников.
Далее всех участников фестиваля ожидал сюрприз – их пригласили посетить дом хорватского актера и каскадера Валента Боровича, который сегодня, к сожалению, прикован к инвалидному креслу. За неспешной приятной беседой пожилой весельчак угощал гостей напитками и закусками, а по завершении встречи всех ждали карточки с автографом гостеприимного хозяина.
Валент Борович / Valent Borović родился 10 февраля 1938 года в маленьком городке Лудбрег / Ludbreg на севере Хорватии. В двух своих первых фильмах он снялся еще во время военной службы в 1958-1960 годах. Затем переехал в Загреб и начал работать в компании «Дубрава-фильм» / Dubrava Film, пока не перешел на студию «Ядран», где работал до 1970 года. Помимо «Сокровища Серебряного озера» он выступал каскадером и актером эпизода во всех «майевках», производством которых занимался «Ядран-фильм», появлялся и на югославском телевидении. В 1965 году во время съемок «Виннету III» в Солине близ Сплита познакомился со своей будущей супругой Янкой, с которой они отметили 45-летие свадьбы. Их единственный сын Желько более двадцати лет живет с семьей в австралийском Сиднее.
Казалось бы, переизбытка впечатлений от двух дней уже хватает с лихвой – настолько плотной получилась программа захватывающего приключения с дальними переездами, информационной наполненностью, почти круглосуточным общением, фонтаном положительных эмоций… Но в команде все оставались бодры, веселы и готовы к продолжению освоения хорватских троп «Дикого Запада», связанных уже с новой темой современной трилогии «Виннету», с ее неразведанными ранее индейскими прериями.
Продолжение — см. Закладки вверху страницы.
Мы благодарим наших добровольных осведомителей Сандро Флорита / Sandro Florit и Сабрину Крецшмар / Sabrina Kretzschmar за предоставленные фотографии и интересный рассказ.
Говорят, что путь домой всегда короче, но эта история не про наших путешественников по следам Виннету, возвращавшихся из столицы Хорватии окольными путями. Создатели нового ремейка «Виннету» (2016) нанесли на индейскую карту пункты, доселе остававшиеся вне зоны интереса поклонников прежних экранизаций Карла Мая. Да и как обещал режиссер Филипп Штёльцль, его картина разительно отличается от привычных сценариев любимых вестернов о Великом Вожде из 1960-х, не говоря уже о выборе оригинальных мест съемок.
Вместо культового пуэбло-плато над рекой Зрманя, «замещавшей» Рио-Пекос, фантазия Штёльцля перенесла индейский лагерь апачей на берег небольшого озера возле местечка Мрзла Водица / Mrzla Vodica, североамериканский городок Розуэлл из диких прерий Зечево / Zečevo вырос в горной долине Фужине / Fužine, недалеко от которой лежит вход в пещеру Врело / Vrelo – современную реинкарнацию затерянного грота с сокровищами. Зимнее тайное убежище племени поменяло свою дислокацию с Туловой гряды на район Горски Котар / Gorski Kotar, а «Долина Духов» из каньона Большая Пакленица плавно «перетекла» на плато Велико Руйно / Veliko Ruijno того же Природного парка «Велебит».
Следуя литературной мысли выдумщика писателя Карла Мая, создатели телевизионной саги отправили его как молодого геодезиста на Дикий Запад строить «новый мир». Итак, инженер крупной железнодорожной компании по имени Карл (Вотан Вильке Мёринг) наивно мечтает приручить обширные, нетронутые прерии и сделать их пригодными для жизни, не подозревая, что там уже живут люди, пусть и «дикие», охраняющие свои земли от белых завоевателей. Он попадает в деревню апачей, его завораживает чуждая ему культура, но вместе с тем приходит осознание, что же на самом деле принесет «Огненный Конь» индейским племенам. Любовь к прекрасной шаманке Ншо-Чи (Иазуа Лариос) и дружба с Виннету (Ник Хэлилай) в корне меняют его представления о главных ценностях. Вождь Инчу-Чуна (Гойко Митич) вопрошает его: «Наши дети ездят верхом прежде, чем научатся ходить. Они знают каждого зверя, каждое растение. Они умеют охотиться, ловить рыбу, читать следы. Наша шаманка приносит нам помощь богов. Зачем нам Огненный Конь?» Так начинается тернистый путь совместной справедливой борьбы за свободу, который приводит к нерушимому пакту – кровному братству Виннету и Олд Шеттерхэнда.
Священные узы заключаются у подножия горной пещеры в окружении густого леса. Пещеру создатели третьей части новой трилогии «Виннету» нашли на севере Хорватии в природном парке Голубиняк / Golubinjak, имеющем богатую историю. Первыми, кто пришли на эти дикие земли и стали основывать поселения, были иллирийцы. В XV веке Горски Котар подвергся турецкому нападению, что привело к возведению на переднем крае многочисленных крепостей. Во время Второй мировой войны в этих лесах и скалах на обширной территории Горски Котара действовали партизанские отряды. Кто только не владел бывшей иллирийской провинцией: римляне, французы, сербы, словенцы, австрийцы, итальянцы… пока в 1991 году Горски Котар окончательно не стал принадлежать Хорватии.
Гидами по кинодостопримечательностям парка Голубиняк являлись непосредственные участники экранизации и прекрасные знатоки всех мест съемок: статист Эмир Муллер и арт-директор проекта Дамир Габелица. Они не только показали, где в лесной глуши располагался временный лагерь апачей, вынужденных покинуть свои вигвамы из-за вероломства бледнолицых, но и наглядно продемонстрировали сцену, как Виннету и Олд Шеттерхэнд становятся кровными братьями.
Виннету несет ответственность за судьбу целого народа и должен всеми средствами защитить свое племя от белых даже ценой собственной жизни. Апачи готовы бороться до последнего. Этот момент явился камнем преткновения среди поклонников старых экранизаций, потому что противоречит главным ценностям, которыми жил литературный вождь апачей: Виннету (Пьер Брис) всегда призывал вождей индейских племен к миру. Виннету (RTL) отправляется к вождям за помощью, чтобы начать войну.
Следующее живописное место на границе моря и гор, куда отправились участники фестиваля, – долина Шпичунак / Špičunak вблизи горного поселения Фужине, где до сих пор для туристов сохранены декорации «ковбойского» городка Розуэлл с салуном, магазином, геодезическими палатками, участком железнодорожного полотна и другими необходимыми постройками.
При постройке городка, служившего небольшим лагерем для строителей железной дороги, 300 кубометров древесины «ушло» в расчищенном огромном участке земли на создание масштабных декораций, в разработке которых принимал активное участие Дамир Габелица, теперь выступавший в роли всезнающего проводника в дуэте с Эмиром Муллером.
Но в группу входил и еще один непосредственный свидетель съемочного процесса, наш немецкий друг Сандро Флорит / Sandro Florit. Долгое время он являлся соорганизатором юбилейных фестивалей «По следам Виннету», проводимых в Стариград-Пакленице, а теперь активно помогал хорватской команде советами и опытом.
Все интерьерные съемки городка Розуэлл велись на MMC Studio в Кёльне, и Сандро, даже не раздумывая, принял приглашение из агентства приехать на кастинг для нового фильма «Виннету», хотя в тот момент держал путь в Берлин – там должно было уйти с молотка личное имущество Пьера Бриса, и участие в аукционе Сандро считал своим долгом. В результате с аукционом не получилось, но зато сбылась его давняя мечта…
Рассказывает Сандро Флорит:
В сентябре 2015 года я получил приглашение от моего знакомого Йоле Петричевича. Йоле – бывший директор отеля «Алан» и мой хороший друг на протяжении последних 17 лет. Йоле тогда являлся сотрудником команды Rat Pack, одной из фирм-продюсеров ремейка «Виннету». На тот момент вся команда на три недели разместилась в отеле «Алан». Однако, когда меня пригласили посмотреть натурные съемки на месте, моя радость оказалась сдержанной: наших кумиров из «Виннету» заменяют два совершенно новых героя… Это немыслимо! И все же я провел пять увлекательных дней на съемочной площадке, став свидетелем процесса.
Наблюдать за жизнью во время съемок, работой актеров и массовки очень интересно. С тяжелым сердцем по окончании я уезжал обратно на родину. Конечно, после увиденного напряжение ожидания от новых фильмов о Виннету возросло в сотню раз. Несколько недель спустя у озера Фюлингерзее, недалеко от Кёльна, RTL проводила кастинг на роли статистов в новом «Виннету». В тот день я сидел за рулем в пути, когда мне позвонили из моего нынешнего агентства и спросили, интересно ли мне провести три дня на съемках в MMC? До сих пор не знаю, кому я обязан тем, что смог оказаться там. 24 ноября 2015 года в 16:00 Сандро Флорит перевоплотился в железнодорожного рабочего компании Central Pacific Railroad. На следующее утро в 7:00 вместе с другими 150 статистами с фальшивыми бакенбардами и наклеенной бородой он заступил на службу в салуне Розуэлла в Кёльне.
Перед камерой всегда преобладает некоторое напряжение и стресс. После инструктажа с ассистентом режиссера нас разделили. Игроки в покер, игроки «в ножики», те, кто торчат у стойки, толпятся в салуне, ну и тому подобное… Конечно, мы были очень рады увидеть Юргена Фогеля (Рэттлер) и Вотана Вильке Мёринга (Олд Шеттерхэнд). Моя первая съемка – и уже с главными действующими лицами! Однако на съемочной площадке царило строгое правило: не обращаться к актерам и не фотографировать их. Конечно, это очень сложно. Но мне и тут повезло – фото со звездами во время съемок – что может быть лучше для настоящего фана Виннету?! Но и мое участие в каждой конкретной сцене тоже было наполнено счастьем. Я очень комфортно чувствовал себя на съемочной площадке – будь я игроком в покер, участником драки в салуне или в качестве пьяного бригадира, сидящего за столом с Белле…
Я очень горд и благодарен судьбе, что имел возможность быть там. Новые экранизации точно так же займут свое место, как и ленты с Пьером Брисом и Лексом Баркером, но я не хотел бы их сравнивать. У каждого поколения свой Виннету. Большое спасибо Кристиану Бекеру и RTL за эти фильмы. Я хотел бы надеяться, что эти истории будут иметь продолжение, да и статисты всегда нужны. Может и мое путешествие на съемочной площадке продолжится. Мне бы это очень хотелось…
Первый кастинг албанца Ника Хэлилая на роль Виннету мистическим образом состоялся в день смерти Пьера Бриса, и Ник еще не предполагал, фигуру какого масштаба ему предстоит перевоплотить на экране. Его партнером по первой части саги являлся легендарный актер, патриарх индейского кино – Гойко Митич, вновь примеривший на себя головной убор вождя Инчу-Чуны из орлиных перьев.
В одном из интервью для немецкого журнала Ник отзывался о нем, как о человеке с фантастической аурой, готовом в любой момент поддержать коллегу словом и делом, поделиться своим богатым опытом, поднять настроение в команде своевременной шуткой. А также восхищался его прекрасной физической формой. Так, в сцене, когда бандит Рэттлер убивает вождя апачей, приехавшего со своим сыном на переговоры в Розуэлл, Виннету водружает его тело на коня, но лошадь спотыкается, и Инчу-Чуне грозит нелепое падение. Мало того, что Гойко Митич не позволил себе в прямом и переносном смысле этого слова упасть лицом в грязь, он ловко соскочил с лошади, воскликнув при этом: «Ник, а ты что тут делаешь?»
Гойко Митич в эксклюзивном интервью рассказал нам, что поначалу ему предлагали сразу две роли:
— Да, это правда. Я должен был сыграть еще и Тангуа, но этого не произошло. Изначально мы говорили с режиссером, что я буду играть две роли. На самом деле гораздо лучше было бы сосредоточиться на одной. Даже с технической точки зрения возникли бы большие трудности. На перегримировку Тангуа нужно тратить уйму времени, ведь он спившийся индеец. Для меня, как актера, должен сказать, эта фигура интереснее. Собственно, в его судьбе проявилась судьба всех индейцев, которых доконала «огненная вода». Мне кажется, фильм будет интересным. Здесь и Виннету представлен по-другому, нежели мы привыкли, и сама история тоже будет где-то отличаться.
Среди природных достопримечательностей обширной горной территории Горски Котар, которая разделяет Хорватию на континентальную часть со среднеевропейским климатом и береговую средиземноморскую, особенно выделяется пещера Врело (Шпиля Врело / Ŝpilja Vrelo). Вход в нее расположен недалеко от местечка Фужине в хорватском регионе Кварнер. Пещеру Врело обнаружили в 50-х годах прошлого века случайно во время строительства водохранилища на озере Байер. Возраст скального грота, уходящего почти на 300-метровую глубину, оценивается археологами в 3,5-4 млн. лет. Из-за разнообразия сталактитовых форм его еще называют «Малая Постойна». Температура в пещере Врело не поднимается выше 8 градусов, поэтому участники фестиваля быстро облачились в теплые одежды.
Пещера Врело послужила съемочной площадкой для второй части нового «Виннету» («Тайна Серебряного озера»). В ее чреве все еще можно увидеть Священный Тотем – индейское божество, охраняющее скрытые в ней сокровища.
Легенда апачей из фильма гласит: «Много лет назад испанский завоеватель Кортес напал со своими солдатами на эту землю. Дикий шаман сказал апачам: «Он всех нас убьет из-за нашего богатства. Откажитесь от своих сокровищ»…
…И апачи принесли шаману все свои сокровища, чтобы он с ними направился к месту жертвоприношений. А оттуда его путь направляли духи. Сначала его вел Ветер, затем – Орёл, пока он не добрался до потайного озера и не предстал там перед страшным богом Ктулху. Шаман отдал ему все золото, бог его проглотил и за это подарил апачам свое покровительство. Кортес и его люди не нашли у апачей ни песчинки золота. Они отправились дальше и погибли в пути от проклятия Ктулху».
Дорогу к сокровищам мог указать лишь шаман. Как мы уже рассказывали, жертвенный камень, на котором Ншо-Чи проводила обряд в ожидании помощи Ветра, располагался на плато «Парижевичева главица» над рекой Зрманя. Другим сакральным местом, где обитал Орёл, вновь служили луга у подножия Туловой гряды природного парка «Велебит». Кажется, будто вся Хорватия пронизана каким-то особым индейским духом, вот и австрийская музыкальная группа Rock-Bier-Ratten летом 2016 года записала на знаменитых местах съемок старых «майевок» свой клип «Дух красного народа» / Der Geist vom roten Volk.
Музыканты, которым наш добрый австрийский друг Курт Хаммер презентовал костюм Олд Шеттерхэнда, «серебряное ружье» и «штуцер Генри», поют об индейском народе, издревле существовавшем в единении с природой и стремившемся к дружбе с белыми. Периодически в клипе появляется абстрактный дух всех краснокожих, посещающий священные места. А в Стариград-Пакленице есть скала, за схожие очертания склонов ее называют «Спящий индеец». Может, это в память о Виннету?
Продолжение — см. Закладки вверху страницы.
Мы благодарим наших добровольных осведомителей Сандро Флорита / Sandro Florit и Сабрину Крецшмар / Sabrina Kretzschmar за предоставленные фотографии и интересный рассказ.
В различных культурах издревле считается, что духи и боги обитают на каменистых склонах гор. Прибрежный городок Стариград-Пакленица, где сегодня завершается фестиваль «По следам Виннету», лежит как раз у подножия скального хребта Природного парка «Велебит». Если от центра Стариград-Пакленицы подняться по горному склону, можно обнаружить одно из традиционных хорватских захоронений XVII-XX веков, называемое Мирила / Mirila. Среди карстовых выступов, скрытых от глаз высокой травой и кустарником, лежат обвитые плющом древние рукотворные скрижали. Мистические знаки и символы на каменных плитах хранят память о велебитских скотоводах-кочевниках из близлежащих деревень, захороненных здесь, чьи души, исходя из местных верований, продолжают жить на высоких склонах: «Каждый камень может стать mirilo, но mirilo никогда больше не быть обычным камнем».
Мирила – не туристическое место, но утро последнего дня путешествий в рамках фестиваля началось именно с него не случайно: под конец оно стало символическим мостом к Местам Вечной Охоты апачей из нового ремейка «Виннету» (2016). Да и Белый Учитель Клеки-Петра из ранних «майевок» тоже обрел покой на одном из велебитских перевалов, со всеми почестями оставленный на высоком дереве, чтобы его душа оказалась ближе к небесным чертогам и Великому Маниту. Художник-постановщик Владимир Тадей в воспоминаниях «По следам Виннету» рассказывал, что самым сложным для съемочной группы было транспортировать наверх из долины огромный ствол дерева – пришлось надолго перекрывать движение по единственной горной трассе. Бдительным стражем призвали тогда каскадера Шимуна Ягаринца, который, укутавшись в пончо с красно-черными индейскими орнаментами, с копьем в руках застыл в служении усопшему в фильме «Виннету I» (1963).
Многозначительная символика, амулеты и обереги всегда отражали самобытную мифологию местности – понятно, что и Мирила («почившая душа») тоже хранит интересную религиозную иконографию: на надгробных плитах выгравированы знаки в виде различных крестов, солнечных кругов, розеток, спиралей, перекрещивающихся крюков и т.п., на некоторых скрижалях даже отсутствуют имена и даты. А с пологого южного склона Велебита открывается удивительный по красоте пейзаж – маленькие домишки на извилистом побережье и серебристую гладь Адриатики. Стариград-Пакленица – особое место, где горы граничат с морем, приносящим теплые воздушные массы на побережье. Но при встрече холодных потоков с горными вершинами рождается неприятный местный феномен: разрушительной силы ветер бора, не раз доставлявший массу хлопот не только местным жителям, но и съемочным группам – снесенные декорации порой находили за несколько миль от эпицентра.
На высоком велебитском плато Велико Руйно / Veliko Rujno, что в 12 километрах от Стариград-Пакленицы, куда затем на джипах переехали наши путешественники, раскинулась широкая долина, имеющая теперь непосредственное отношение к новым индейским Местам Вечной Охоты. Как и в «Каньоне Духов» Большая Пакленица там располагались аналогичные декорации кладбища апачей.
В начальной части трилогии «Новый Свет» (2016) Велико Руйно – место первой встречи раненного стрелой инженера Карла Мая (Вотан Вильке Мёринг) с воинственными краснокожими во главе с Виннету (Ник Хэлилай). Вождь Инчу-Чуна (Гойко Митич), подло застреленный во время переговоров с бледнолицыми в Розуэлле, тоже обрел здесь свое пристанище, как и в финальной серии «Последний бой» (2016) сам Виннету.
Несмотря на первоначальное взаимное неприятие, Виннету и Карл в дальнейшем мирно сидели в прерии Велико Руйно у ночного костра (понятно, что декораций могил уже не было), а в «Тайне Серебряного озера» (2016) охотились за дикими мустангами. Дружба с Виннету сделала из Карла Мая, никогда не считавшего возможным стоять на стороне индейцев, нового человека по имени Олд Шеттерхэнд.
Ориентируясь по обрамляющим плато горным склонам, бравая группа следопытов вела разведку местности, усердно разыскивая точные места съемки и расположения камер, благо с ясной солнечной погодой в этом году повезло. Хорватская сторона организовала прекрасный пикник на природе, когда подуставшие «паганели», разморенные жарой, начали понемногу терять ориентацию в пространстве. Вместо столиков – плоские капоты джипов; кухней – как и баранкой автомобиля – ловко рулил директор отеля «Райна» Марин Марасович. Овощи, фрукты, мясо, хлеб, вино, кола… Все насытились быстро.
После отдыха и перекуса команда вернулась в Стариград-Пакленицу на заключительное мероприятие фестиваля. Стоит особо подчеркнуть значимость этого места, с которого родилось большое многолетнее Приключение под названием «По следам Виннету». Да и слоган, заявленный на встречу этого года, гласил: «Возвращение к истокам – в гостях у друзей». Какие незабываемые переживания объединяют теперь гостей из разных стран, воочию увидевших не только знаменитые киноландшафты, но и легендарных актеров и участников съемочной группы: Мари Версини, Дуню Райтер, Гойко Митича, Эльке Зоммер, Софи Харди, Елену Жигон, Миху Балоха, Деметера Битенца и многих других. Кстати, последний уже отметил большой юбилей – 95-летие! А Мартину Бётхеру, гениальнейшему немецкому композитору как «майевок», так и новой экранизации «Виннету», в прошлом году впервые посетившему хорватские прерии, исполнилось 90! Ветераны стареют, кто-то, кого мы имели счастье увидеть в Стариграде, к сожалению, покинули этот мир: это и Пьер Брис, и Мирко Боман, и художник Владимир Тадей, и каскадер Лука Кнежевич… Печальный список можно продолжать и продолжать… Покойтесь с миром.
Далматинский городок Стариград-Пакленица на адриатическом побережье славится очарованием окружающих ландшафтов: пахнущими смолой сосновыми лесами, горными грядами, изумрудными плато и глубокими каньонами, которые пользовались и пользуются большим спросом у киношников. Склоны Большого и Малого ущелий густо поросли сосновым лесом, и стволы, нагретые солнцем, выделяют особый аромат смолы «паклины», давшей название этой местности. В древности смолу использовали и как средство для заживления ран, обнаружив ее целебные свойства, и при изготовлении фитилей для освещения. Недалеко от заросшего соснами входа в каньон Большая Пакленица на заре 60-х годов прошлого столетия начиналась триумфальная история первой «майевки» «Сокровище Серебряного озера» (1962).
Художник Душко Еричевич соорудил у подножия велебитского хребта «ковбойский» городок Тулса. Он вспоминал:
Тогда я был киноархитектором «Ядран-фильма», и руководство поставило мне задачу найти места для съемок. Я читал сценарий и думал о романах Карла Мая, которые еще хорошо помнил со школьных времен как главные книги приключений. Большую информацию обо всех взаимосвязях Дикого Запада и индейцев я нашел в библиотеке американского посольства в Загребе. Там хранились книги обо всем, что возможно, от индейских костюмов и оружия, различных образцов ружей и револьверов белых до конструкторских эскизов почтовых карет, индейских вигвамов, головных уборов вождей из перьев и других деталей.
Vladimir Tadej, Damir Gabelica: Auf den Spuren Winnetous in Kroatien, 2007
А рядом с побережьем в двух шагах от отеля «Алан» лежит усыпанная цветами поляна с оливковыми деревьями – здесь пересеклись экранные пути Фреда Энгеля (Гётц Георге) и Олд Шеттерхэнда (Лекс Баркер).
Почтовая карета привезла в Тулсу убитого бандитами Эрика Энгеля, и Фред, завидев на луке седла незнакомца дорожную сумку своего отца, заподозрил в убийстве знаменитого вестмена. За что и получил от него увесистый удар кулаком. Гётц Георге так и не успел стать почетным гостем фестиваля «По следам Виннету» – к сожалению, 19 июня 2016 года он тоже ушел от нас.
Вечным героям немецкого романтика Карла Мая в 2017 году исполнилось 125 лет! Уже в течение полувека экранизации, снятые по его романам, вызывают не проходящий интерес у двух поколений зрителей, превративших Хорватию в места паломничества. Герман Кант, глава Союза писателей ГДР, посвятил Карлу Маю следующие строки:
Великолепный саксонский лжец! Да прославится твое многажды попранное имя! Благодарю тебя, гениальный фантазер из Хоэнштайна, за тысячу и одну ночь, полную порохового дыма и грома копыт, благодарю тебя за солнце экватора и дали прерий.
А словенский актер Деметер Битенц, исполнитель роли охотника Дика Стоуна («Виннету I», 1963) в интервью делился своими воспоминаниями о съемках:
Конечно, немцы по отношению к Виннету очень сентиментальны. Я поражен, когда разговариваю с этими людьми и вижу, как увлечение передается от поколения к поколению. Те, кто были детьми сорок лет назад, сейчас уже пожилые люди, а рядом с ними стоит молодое поколение с теми же интересами… Я не могу определить, что это все-таки такое… Еще раз говорю – это феномен!
Феномен родился из горячего желания Маттиаса, сына известного продюсера Хорста Вендландта, увидеть своих литературных героев на экране. Отец мог осуществить его детскую мечту. Тем более, что в конце 50-х – начале 60-х годов западногерманская киноиндустрия находилась в глубоком кризисе, причиной чему послужило бурное развитие телевидения. Хорста Вендландта грела идея снова привлечь молодежную аудиторию в кинотеатры и сделать эффектный приключенческий фильм. С подачи сына он сосредоточился на романах Карла Мая, действие которых происходило на Диком Западе, однако, как он потом признавался, очень боялся провала. Дальновидный продюсер поехал в Мюнхен, чтобы договориться о сотрудничестве с Вальдфридом Бартелем, основателем крупнейшей немецкой дистрибьюторской компании «Константин-фильм» / Constantin Film. Бартель подошел к окну и на минуту задумался: только сумасшедший решился бы на столь туманное предприятие. Но Бартель отважно рискнул… Однако из-за финансовых и материально-технических причин снимать фильм в США не было возможности, поэтому Вендландт заключил сотрудничество с югославской производственной компанией «Ядран-фильм» из Загреба, которую удалось посетить участникам фестиваля в этом году.
Хорст Вендландт не прогадал – его детище ждал головокружительный успех, не проходящий до сих пор. Фильмы о Виннету демонстрировались в 60-ти странах мира, в том числе и у нас, в бывшем Советском Союзе, поэтому среди флагов стран-участниц фестиваля «По следам Виннету» на плацу отеля «Алан» раз от раза развивалось на ветру наше красное полотнище с серпом и молотом. Красивая традиция! Повзрослевший Маттиас Вендланд пошел по стопам отца – в 2016 году он тоже спродюсировал свою, новую сагу о Виннету и Олд Шеттерхэнде, торжественно провозгласив: «Миф жив!» Далекую Аризону, как и в старых «майевках», вновь снимали в Хорватии, но не из-за возможностей финансирования – для целого поколения немцев легендарные ландшафты и есть топография Дикого Запада. Будет ли эта креативная трилогия от телекомпании RTL столь же успешна и любима – покажет время. Как мы уже говорили, мнения о фильме крайне полярные, а исполнитель главной роли Ник Хэлилай в одном из интервью заметил о фанах Виннету, присутствовавших на съемках и на премьере, что вначале они были настроены скептически, держались стороной. Но день ото дня подходили все ближе, и однажды продюсер Кристиан Бекер / Christian Becker констатировал новым героям: «Вы выдержали тест, они начали вас принимать». Skype-конференцию с самим Кристианом Бекером организаторы провели вечером в конобе Batela у отеля «Алан». Бекер с энтузиазмом рассказал о своей мечте заново переснять сагу о Виннету, впечатлениях от фильмов 60-х годов и вызовах, перед которыми он оказался со своим новым проектом. «Кристиан Бекер – суперфан, сумасшедший, помешанный тип, с большой самоотверженностью ставил на ноги эту продукцию», – отзывался о нем Ник Хэлилай.
Телевизионное интервью с Кристианом Бекером, раритетный документальный эпизод с Лексом Баркером, раздающим автографы, и фотосессию с Эмиром Муллером, исполнителем роли воина-апача в новом ремейке «Виннету», оставили под достойный финал. Сандро Флорит провел веселую викторину с возможностью выиграть постеры старых и новых фильмов, книги с содержанием новой трилогии и автограф-карты от французской актрисы Софи Харди (Энн из «Виннету III»), бывшей гостьи фестиваля в 2015 году.
Какой еще сюрприз задумали хозяева действа, чтобы доставить максимум удовольствия своим гостям, за неделю совместных приключений сплотившихся в единую команду? Конечно, Country Band – живой концерт музыки в стиле кантри под звездным небом на площадке в близлежащей деревне Марасовичи / Marasovići, что у входа в каньон Большая Пакленица. Самое первое появление на экране вождя Виннету и его брата Олд Шеттерхэнда произошло именно в этом ущелье, лежащем от импровизированной сцены всего в паре сотен метров.
Организаторам фестиваля, который однажды родился на хорватской земле, в этот раз удалось тонко переплести истории бывших экранизаций романов Карла Мая с новыми приключениями всеми любимых героев, открыть неизведанные ранее природные уголки, столь же живописные, как и те, к которым мы привыкли, проникнутые духом красивой дружбы. С надеждой на новую встречу Йоле Петричевич, Марин Марасович, Марьяна Марасович и Звонимир Чубелич снова ждут всех желающих продолжить яркое путешествие с 21 по 26 мая 2018 года в Стариград-Пакленице.
ПУСТЬ МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ!
Начало — см. Закладки вверху страницы.
Мы благодарим наших добровольных осведомителей Сандро Флорита / Sandro Florit и Сабрину Крецшмар / Sabrina Kretzschmar за предоставленные фотографии и интересный рассказ.
Обсуждать версию Виннету (2016) мне и скучно и неинтересно. Все три фильма повторно просмотрел на ускорке. В коллекции не оставлю точно. Стойкая неприязнь, как к главным героям так и к главным злодеям. Причём в старых фильмах о Виннету злодеи имели некоторое обаяние. В новых этого нет, просто мрази, смотреть на них и их деяния, не интересно, и неприятно. И вообще, в фильмах сплошная грязь, рвань,чернь и порок. Нет красоты видов природы. Нет красивых благородных лиц. Виннету — скорее Тарзан, гламурный и бесноватый дикарь, но не вождь, за которым народ и судьба племени. Шаттерхэнд — полное недоразумение, чудом выходящее живым из различных передряг. Шаманка надоела шаманить и исцелять, её слишком много в фильмах, отчего сцены стали ещё более нудными и затянутыми. Нет ребята. Взялись экранизировать Карла Мая, так будьте добры ближе к книгам, а не пытаться выезжать на успехе прошлых фильмов о Виннету. Которые тоже наивны местами, но после них остаётся светлое воспоминание и стойкая симпатия к героям. Добавить больше нечего, да и смысла нет, я был уверен в провале этих фильмов для себя, лишь раз взглянув на исполнителей главных ролей. Гойко Митич не в счёт. Он был убедителен, но фильм это не спасло.
Впечатление от просмотра новой трилогии «Виннету» поначалу было шокирующим. Первая мысль после просмотра – все не по Карлу Маю! Вторая – а где хоть одной строчкой сказано, что фильм снят «по роману» или хотя бы «по мотивам произведений»? Может быть, разгадка кроется в слове «миф»? На мой взгляд, RTL помогла фантазии Карла Мая «раскрутиться» в совершенно ином направлении: что было бы, если бы… Если бы Ншо-Чи являлась шаманкой племени и осталась жива… Если бы Олд Шеттерхэнд не вернулся к себе на родину, а женился на сестре Виннету… Если бы знаменитый охотник Сэм Хокенс, для которого вольный дух прерий был ценнее всего, остепенился и обзавелся собственным хозяйством вместе с бывшей девушкой из салуна Белле (!). Если бы вождь кайова Тангуа «осел» в недостроенном Росвелле с бутылкой «огненной воды» в руках… Такая непривычная, не укладывающаяся в голове история!
Олд Шеттерхэнд «имеет лицо» Карла Мая. Если подумать, сам писатель не хотел воспринимать себя таким, каким он был, он фантазировал, что он другой, что он – герой. Поэтому его Чарлих – это идеальный образ для Мая; представляя себя Олд Шеттерхэндом, Май уже не был Маем. Как понять это на экране, если нет преображения? Ншо-Чи (Иазуа Лариос) типичная амазонка, боевая и решительная, что трудно было бы себе представить по книге и в исполнении очаровательной Мари Версини. Не говорю уже о Нике Шелилае / Виннету, чей образ абсолютно не соответствует литературному персонажу: растрепанные волосы, перья на макушке, оголенный торс, боевая раскраска на лице (!)… Одним словом – дикий. Где его образованность и интеллигентность, что отличали Виннету от других индейцев и вождей? Ведь не просто так его называли «красный джентельмен». Когда смотришь на Сэма Хокенса, в глаза бросается явный грим, как и у многих других актеров. Неестественно. А вот язык апачей довольно интересен, на нем выстроена почти вся третья серия. Я так понимаю, одним из консультантов фильма был приглашенный индеец из племени лакота, он ставил и произношение, и ритуальные танцы. По крайней мере, так говорится в документальном фильме о фильме.
Гойко Митич – бальзам для души, даже в такой мизерной роли (из которой он сделал яркую и важную роль) показал всю глубину индейской мудрости. Как Гойко сам однажды заметил, «став индейцем, я остался им навсегда». Здесь нечего добавить, кроме того, что достаточно одного взгляда, чтобы понять – это настоящий вождь апачей. Не только благодаря опыту и актерскому мастерству, а созвучию внутренних убеждений. Жаль, что Инчу-Чуна очень рано и нелепо погибает. В книге по фильму сказано, что согласие Банкрофта на встречу с Инчу-Чуной и Виннету в Росвелле было специально спровоцировано бандитами с ожидаемым ими концом, но на экране этого не увидеть. И как реагируют на это апачи? НИКАК. Ншо-Чи и Виннету в вигваме настолько непроницаемо спокойны, как будто не произошло ничего криминального. Я, конечно, понимаю индейскую сдержанность и выдержку, но где они в сцене, когда Олд Шеттерхэнд не отвечает взаимностью на любовные чувства Ншо-Чи всего лишь после нескольких дней-недель знакомства? От отчаяния она становится разъяренной тигрицей и проявляет сильные эмоции, которых не было даже при гибели отца-вождя! Прощание же с самим Виннету занимает гораздо больше экранного времени, и его оплакивает не только его племя, но и переселенцы. Но сцена снята очень сильно. Вообще, третья серия фильма реалистичнее остальных и держит в постоянном напряжении.
Олд Шеттерхэнд становится вождем племени. Кажется, эта идея притянута за уши – ну не совершил Олд Шеттерхэнд еще ничего великого, чтобы иметь такую честь. В романе Карла Мая эта мысль имеет место быть, но до этого он неоднократно проявил себя как истинный герой. А на экране – всего лишь взорванный мост (спас апачей от посягательств на их земли) да найденная пещера с сокровищами (с развитием событий «по закону жанра»). Обряд кровного братства происходит в конце третьей части фильма только как следствие того, что Виннету узнает о своей неотвратимой гибели: его место должен занять тот, кому он сможет доверить судьбу своего народа. Вообще, почему, за какие заслуги индейцы, приняв Карла Мая как врага, сразу проявили к нему особую симпатию? – этот вопрос для меня остался открытым. Неожиданная трактовка и самого имени «Олд Шеттерхэнд»: Олд – потому что у него светлые волосы, а значит, он старик (как рассуждает ребенок), а Шеттерхэнд – поскольку имеет крепкий кулак. Кто это придумал?! «Старина Разящая Рука» несет совсем иной смысл. Про Серебряное ружье уже не говорю – как оно могло оказаться в руках бандита, а потом в качестве трофея достаться Виннету?! Знак «V» на прикладе совсем не имеет значения?! У Карла Мая это ружье имело чуть ли не сакральный смысл.
Какой вывод из всего этого напрашивается? Для меня это просто современный фильм об индейцах, один из которых как бы тезка Виннету. Ну и пусть то же имя, оно могло быть любым, и ничего для этого фильма не изменилось бы. Может быть, такое решение было бы даже выигрышным – самостоятельная история. А вот что не может не радовать – это очень бережное и с уважением отношение актеров к своим героям, которых им выпало ПЕРЕвоплощать. Они понимали, какой груз ответственности на себя взваливают, и что этот фильм будут смотреть ВСЕ. И справедливое возмездие в конце за совершенное зло не от руки Олд Шеттерхэнда – отличное решение. Я согласна с теми, кому фильм в целом понравился и прекрасно понимаю тех, кто его не принял. Есть и то, и другое. Как говорится, кому что ближе. Надеюсь, что равнодушным после просмотра не остался никто. У каждого поколения свой «Виннету».