2017: По следам Виннету в Хорватии. Международный фестиваль в приморском городке Биоград-на-Мору

23.11.2017 | 2017 - Хорватия, ПОЕЗДКИ | 0 коммент. | Автор: ,

Июнь 2017 года в очередной раз ознаменовался для многочисленной команды «друзей Карла Мая» интересными событиями – двумя оригинальными, отличными друг от друга международными фестивалями «По следам Виннету в Хорватии». Один из них традиционно проходил в приморском городке Стариград-Пакленица под девизом «Возвращение к истокам – в гостях у друзей», а другой – в новом, не менее живописном местечке адриатического побережья, в городке Биоград-на-Мору.

Организаторы этих встреч решили прокладывать разные тропы по хорватской земле апачей, но главное – участники обоих фестивалей остались в полном восторге от незабываемых путешествий к местам съемок и общения с любимыми актерами.

Биоград-на-Мору / Biograd na Moru

Cегодня речь пойдет о большом приключении, предпринятом «покорителями Дикого Запада» из Биограда, о котором во всех подробностях поведали нам очевидцы: Хельмут и Марлиз Штайнахер (Киндберг, Австрия), Ирис и Рольф Пихель (Ноттульн, Германия), «индейский» вождь Ульрих Вирзинг (Нюрнберг, Германия). Мы благодарим их и других участников за любезно предоставленные эксклюзивные фотографии специально для этого репортажа.

 Биоград-на-Мору
Панорама приморского городка Биоград-на-Мору / фото: © Damir Kovačić

Начнем с того, что Биоград-на-Мору – курортный далматинский город, лежащий на побережье Пашманского пролива в Адриатике, на полуострове всего в 29 км от аэропорта Задара и почти на таком же расстоянии от Шибеника с его живописным Национальным парком Крка. Отсюда удобно добираться и до Мекки скалолазания — ущелья Большая Пакленица, и до островов задарского архипелага Корнаты, где мы бывали неоднократно, и до самого большого в Хорватии Вранского озера. Когда-то в Биограде-на-Мору, епископской резиденции, известной из летописей еще с X века, проходила коронация венгерского короля Коломана I, что означало объединение под одной короной двух государств. Как столица королевства Хорватия Биоград просуществовал несколько столетий, пока в 1409 году не стал частью Венецианской республики, пережив сначала разрушительные последствия Четвертого крестового похода. Город терпел бедствия еще не единожды: и в период турецких вторжений, и в продолжение Первой мировой войны, и совсем недавно – бомбардировки вспыхнувшей Балканской войны уже XX века вновь причинили Биограду колоссальный ущерб, – но город всегда возрождался из пепла, словно Феникс, и привлекал многочисленных туристов.

 Отель -Иллирия-
Отель «Иллирия» — место встречи «друзей Карла Мая» в 2017 году / фото: © Iris Pichel

Пятиэтажный отель, скрупулезно выбранный в этом году организаторами фестиваля, называется «Иллирия» / Ilirija и известен как самый первый отель для туристов, построенный здесь в 1935 году. После недавней реставрации его двери открыты для курортников с марта по декабрь, а многочисленные гости «сообщества Виннету» имели прекрасную возможность насладиться захватывающими видами «с пальмами» и оранжевыми закатами, кристально чистым морем, вкусными далматинскими блюдами и очаровательным цветочным садом с 3 по 10 июня. Кстати, в «Иллирии» во времена исторических экранизаций романов Карла Мая проживала съемочная группа. Это подтвердил хорватский каскадер Милан «Эмиль» Микульян, участник тех событий полувековой давности и нынешний почетный гость фестиваля. С одной стороны отеля можно совершать бесконечные романтические прогулки под соснами вдоль побережья, а по другую – в направлении центра города есть много уютных кафе, бистро, ресторанов и бутиков. Великий Маниту ниспослал нашим охотникам за приключениями прекрасную солнечную погоду. Да и девиз, который определил Ульрих Вирзинг для новой встречи, гласил: «Я наполню солнечным светом сердца моих гостей».

 Праздничный фуршет от организаторов
Праздничный фуршет от организаторов / фото: © Helmut Steinacher

Чтобы реализовать все грандиозные идеи предстоящего события, команда организаторов целый год разрабатывала поистине наполеоновские планы с яркими эмоциональными моментами. В 17 часов перед отелем на берегу моря состоялся праздничный фуршет с местными напитками, а вечерняя презентация программы проходила на прилегающей территории в аквацентре, в прямом смысле слова открытом всем ветрам, так что свежим воздухом можно было надышаться вдоволь. В этот раз приехали около 80 гостей, в стане которых появились новые участники из США (Бостон) и даже с… африканского острова Маврикий. Таким образом география фестиваля «По следам Виннету» расширилась до 18 стран! Горячие слова приветствия, интригующие новости, воспоминания о прошлогоднем путешествии, стартовавшем еще в Стариграде, в показанном на большом экране традиционном документальном фильме официального оператора мероприятия Рольфа Пихеля

 Ульрих Вирзинг на презентации программы
Ульрих Вирзинг на презентации программы / фото: © Iris Pichel

Конечно, всех огорчил тот факт, что два главных почетных гостя приехать не смогут: актер Марио Адорф — исполнитель роли Сантера в «Виннету I» (1963) и его отца в новом телефильме «Виннету» (2016) — и композитор Мартин Бётхер, 17 мая отметивший свое 90-летие. Марио Адорф был задействован на съемках в Мюнхене, но, понимая всеобщее разочарование, прислал видеообращение, в котором пообещал непременное участие в будущем. А Мартин Бётхер, посетивший Хорватию в прошлом году, отменил свою поездку по состоянию здоровья – врачи запретили ему любые авиаперелеты. Организаторы не растерялись и вместо Марио Адорфа и Мартина Бётхера пригласили Машу Мериль (Лиззи) и ее тогда еще маленького партнера по фильму «Нефтяной принц» (1965) Маринко Чосича (Тобби).

 Маринко Чосич и Маша Мериль
Почетные гости фестиваля Маринко Чосич и Маша Мериль / фото: © Helmut Steinacher

Маринко уже радовал нас в прошлом году своим неожиданным появлением на перевале Презид, а позже дал эксклюзивное интервью для нашего проекта. В этот раз каждому участнику он вместе с Машей раздаривал «золото поселенцев» из «Нефтяного принца» – открывалки для бутылок в виде золотых самородков. И снова с большим уникальным багажом кино- и фотоматериалов на фестиваль приехала бравая троица: братья Йоахим и Томас Гитт, а также Фред Фехтнер.

Кульминацией вечера стала подробная презентация новой главы поездок и встреч, которую Ульрих Вирзинг преподнес в неожиданном и довольно интересном ракурсе: каждый день фестиваля в индейских традициях имел своё имя.

 Гости из 18 стран
Еще не все фэны в сборе… / фото: © Iris Pichel

Итак, план мероприятий по версии Ульриха:

Места съемок вчера и сегодня

  • Стобреч / Stobreč (места съемок фильмов «Виннету и его друг Олд Файерхэнд», «Виннету II»)
  • Донье-Ситно / Donje Sitno (гибель бандита Форрестера: «Виннету II»)
  • Триль / Trilj на реке Цетина / Cetina (повозки полукругом для защиты от индейцев: «Нефтяной принц»)
  • Звездные гости: Маша Мериль и Маринко Чосич

На воде

  • Морской круиз по Адриатике на остров Вргада / Vrgada
  • Звездная гостья: Хелла Брис

День озер и водопадов

  • Сюрприз «Поющие водопады» в Национальном парке Крка
  • Ночь памяти Пьера Бриса на плато Кушаоница / Kušaonica (поселок Каменяк) над озером Вранское / Vransko Jezero
  • Звездные гостьи: Мари Версини, австрийская певица Кристин Нахбауэр

В горах

  • Плато «Парижевичева главица» над рекой Зрманя (пуэбло апачей: «Виннету I», «Виннету III»)
  • Скальный массив Тулова гряда / Tulove Grede (киношная сокровищница апачей Наггит-Циль)
  • Сюрпризы на железной дороге в Раштевич / Raštević («Верная Рука – друг индейцев», «Виннету и полукровка Апаначи»)
  • Звездный гость: хорватский каскадер Милан Микульян

Неизведанные тропы

  • Боканьячко блато / Bokanjačko Blato (дорога на Санта-Фе в фильме «Виннету III»)
  • Звездный гость: хорватский каскадер Шимун Ягаринец.

День открытий

  • «Исследуй Биоград – твой новый дом»
  • Торжественное закрытие фестиваля

 Оригинальные плакаты к экранизациям Карла Мая
Оригинальные плакаты к экранизациям Карла Мая 1960-х / фото: © Iris Pichel

Как видно из программы, сразу несколько экранизаций о Виннету заявлены организаторами как ключевые, ведь 2017 год оказался «бонусным»: появилась счастливая возможность «расплатиться» с долгами и выполнить пожелания относительно встреч и поездок, которые не удавались ранее. Само собой, среди многочисленных неожиданностей организаторы обещали вечерние просмотры фильмов прямо на местах съемок, интервью, фотосессии с приглашенными актерами, показ эксклюзивных киноматериалов, мороженое под пальмами и интригующие нюансы, которые будут раскрыты только по ходу пьесы.

 Летний вечер теплый самый...
«Летний вечер теплый самый…» / фото: © Iris Pichel

Нововведение: в этот раз каждый участник имел билет с номером, определяющим порядок получения индивидуальных фотографий и автографов. Присвоение номеров происходило после регистрации, и чем раньше подавалась заявка, тем ближе была очередь. Гостям это понравилось, поэтому такой порядок решено установить и в следующем году.

 Эмблема фестиваля
Эмблема фестиваля / фото: © Iris Pichel

 

Продолжение — см. Закладки вверху страницы.

 

Авторы: ,


*** © Winnetou.Ru При полной или частичной перепечатке материалов ссылка (гиперссылка) обязательна

Стобреч / Stobreč

Вскалистом районе Кава / Kava населенного пункта Шине / Šine, что под Стобречем, до сих пор сохранился большой карьер, где итальянцы во время Второй мировой войны добывали цемент и глину, а съемочная группа фильмов по романам Карла Мая возводила грандиозные декорации нефтяного прииска Нью-Венанго («Виннету II», 1964) и деревни Мирамонте («Олд Файерхэнд», 1966).

 Декорации нефтяного прииска Нью-Венанго
Декорации нефтяного прииска Нью-Венанго / кадр из вестерна «Виннету II» (1964)
 Декорации деревни Мирамонте
Декорации деревни Мирамонте / кадр из вестерна «Виннету и его друг Олд Файерхэнд» (1966)

Именно это место являлось первым пунктом в длинном списке путешествий «Улли-тур» (так назвал свою программу Ульрих Вирзинг), с некогда очаровательным ландшафтом, обрамленным горами и хвойным лесом. Декораторам пришлось пожертвовать частью деревьев, чтобы лучше выделялись красноватые скалы, а в целом все выглядело дико, красиво и романтично. Сегодня карьер завален строительным мусором, свозимым сюда из Сплита, и частично засыпан землей, но на нетронутом временем песчаном краю обрыва, который можно увидеть на экране в обоих фильмах, участников фестиваля ждал первый сюрприз: Виннету в исполнении Ульриха с картонным силуэтом мустанга Ильчи в сцене спасения из рук бандитов лорда Кастлепула. Отсюда Виннету с помощью крепкого лассо спускался в карьер и освобождал попавшего в беду неудачливого «напарника» лорда Кастлепула.

 Виннету в исполнении Ульриха Вирзинга с картонным силуэтом мустанга Ильчи
Виннету (Ульрих Вирзинг) с картонным силуэтом мустанга Ильчи / фото: © Iris Pichel

Участник трех фестивалей «По следам Виннету» Дамир Габелица, соавтор книги Владимира Тадея «По следам Виннету в Хорватии», рассказывал о том, как он в 1968 году, через два года после съемок «Олд Файерхэнда», ребенком обследовал район Кавы:

В Каве… я играл каждый день. Мы нашли лук, несколько сломанных стрел, а на дне высохшего озера – даже прохудившееся индейское каноэ, которое могло служить скорее решетом, а не средством передвижения. Местные старожилы рассказывали, что тут какие-то киношники много чего понастроили, а потом снесли, и что дом местного жителя Коджомана превратили в салун… Тогда мне и во сне не могло присниться, что я сам однажды буду строить и разбирать кинодекорации, подбирать реквизит и попивать кофе с режиссерами и актерами. Я ходил в третий класс школы-четырехлетки в Камене, откуда каждый день мог видеть мою Каву. Я без проблем мог вернуться туда в любое время, печь ворованный картофель, а вечерами залезать в близлежащие виноградники, чтобы наесться винограда и нарвать вишен.

Vladimir Tadej, Damir Gabelica: Auf den Spuren Winnetous in Kroatien, 2007

 Эскиз нефтяного прииска Владимира Тадея
Нефтяной прииск из вестерна «Виннету II» (1964), эскиз Владимира Тадея / © Vladimir Tadej

Недавно ушедший от нас Владимир Тадей, будучи главным художником-постановщиком «майевок», более 50 лет назад создавал в Каве одни из самых сложных и грандиозных декораций под руководством режиссеров Харальда Райнля, Альфреда Форера и незабвенного руководителя производства Эрвина Гитта. Для фильма «Виннету II» это были 5-6 деревянных буровых вышек, резервуар для добываемой нефти, несколько дощатых бараков и лавка-магазин. Во время съемки стало понятно, что нефтяные вышки частично перекрывают друг друга на общем плане, из-за чего возникла необходимость переноса 12-метровых массивных конструкций на пару метров в сторону. Стипе Гурдулич, руководитель съемок с югославской стороны, сделал угрюмое лицо: «Во сколько же это обойдется!» «Всего-то в 5 литров красного вина за башню», – нашелся Владимир Тадей.

Вся операция заняла полчаса и стоила 15 литров далматинского красного вина, которое режиссер Харальд Райнль купил по бросовой цене. Экономный руководитель съемок Гурдулич тоже пил вместе с рабочими, хотя никоим образом не участвовал в реконструкции.

Так рассказывал в своей книге Владимир Тадей. Видимо, он со своей дальновидностью предвидел подобные вопросы и все подготовил заранее.

 Нефтяной пожар в Нью-Венанго
Нефтяной пожар в Нью-Венанго / кадр из вестерна «Виннету II» (1964)

Апогеем фильма стал нефтяной пожар в Нью-Венанго от брошенного вождем племени понка факела. Пиротехники во главе с Эрвином Ланге четыре ночи кряду инсценировали пожар в песчаном карьере. Тогда же наш знакомец, хорватский каскадер Шимун «Язо» Ягаринец в роли бандита, получил незначительные ожоги. Оператору Эрнсту В. Калинке пылающий факел попал в лицо; его доставили в больницу, где он пролежал целых восемь дней. Отдельные эпизоды этого гигантского пожара (на который «ухлопали» 2 тонны бензина, 2 тонны мазута, 200 кг бензола, 6 газовых баллонов с бутаном, 100 кг емкостей с черным и 50 кг – с белым дымом, 20 кг динамита, 50 факелов, 250 кг цемента и 100 электрических зажигалок) использовались повторно в «Нефтяном принце», где Шимуну Ягаринцу еще раз придется столкнуться с огнем на плоту в ночной сцене на реке Цетина, а горящая щепа пролетит тогда в сантиметре от головы Верной Руки — Стюарта Грейнджера, что хорошо видно на экране.

 Эскиз нефтяного прииска Владимира Тадея
Деревния Мирамонте из «Виннету и его друг Олд Файерхэнд» (1966), эскиз Владимира Тадея / © Vladimir Tadej

Строительство деревни Мирамонте для «Олд Файерхэнда» тоже обросло анекдотичными историями, переходившими из уст в уста. Например, возле одного из домов располагался садик, в который реквизитор Перо Ловрич запустил кур. Однажды в воскресенье проголодавшиеся декораторы решили приготовить из двух птиц фирменное хорватское блюдо паприкаш. Довольно скоро Ловрич заметил, что кур не хватает, и пожаловался Стипе Гурдуличу. За декораторов вступился Антун Йесих: «Если уж Перо проворонил быка из машины, то как ему уследить за двумя курицами?» Здесь надо пояснить, что Ловрич несколькими днями ранее забрал в грузовике двух быков из Сплита, но только с одним прибыл на место съемок. Второго он по пути где-то «потерял»…

Нелишним будет заметить, что над «Олд Файерхендом» работал целый сонм каскадеров и актеров – участников предыдущих конвенций «По следам Виннету»: Миха Балох, Стьепан Хргович, Звонимир Кузмич, Иво Криштоф, Милан Микульян и упомянутый выше Шимун Ягаринец. А в 2016 году немецкая компания RTL решила использовать старые кадры с видами деревни Мирамонте для ремейка «Виннету. Тайна Серебряного озера» / Winnetou. Das Geheimnis vom Silbersee с Ником Шелилаем и Вотаном Вильке Мёрингом в ролях Виннету и Олд Шеттерхэнда.

 Кадр из вестерна -Виннету и его друг Олд Файерхэнд-
Сцена из вестерна «Виннету и его друг Олд Файерхэнд» (1966), использованная в новом фильме
«Виннету. Тайна Серебряного озера» (2016)

Группа профессиональных декораторов состояла из сорока специалистов широкого профиля; они посещали места съемок раньше остальной киногруппы, возводили постройки, потом сдавали их режиссеру и начинали строительство нового объекта. Прежде всего сооружалась кухня, где родители Желько Ситарича, одного из ассистентов художника-постановщика Владимира Тадея, кормили всех декораторов, которым очень нравилось «стрелять» у них напитки. Мама Желько – богобоязненная католичка – в многообразии самых разных одежд смогла разглядеть священника как раз в тот момент, когда он намеревался войти в церковь, расположенную по сюжету в Мирамонте. Она направилась к святому отцу, коим был хорватский актер Борис Дворник, и попросила его принять ее исповедь. Он тут же согласился.

 Борис Дворник в роли священника
Борис Дворник в роли священника / кадр из вестерна «Виннету и его друг Олд Файерхэнд» (1966)

Дворник первоклассно сыграл свою роль, призывая обратить особое внимание на сына, потому что тот много пьет и недобросовестно относится к своей семье. Когда Желько поинтересовался у матери, кто это ей все рассказал, она сослалась на священника, указав на мексиканскую церковь – декорацию для фильма. Желько сразу смекнул, в чем дело, и попытался объяснить это своим родителям. Но когда появился Борис Дворник в повседневной одежде, мать его не узнала. Актер-шутник в очередной раз подыграл ей, сказав, что видит эту женщину впервые. После чего Желько в отчаянии попросил своего отца, владельца бара: «Папа, пожалуйста, коньяку и побольше!»

 Похороны Тома у старой церкви из вестерна -Виннету и его друг Олд Файерхэнд-
Похороны Тома у старой задекорированной церкви / кадр из вестерна «Виннету и его друг Олд Файерхэнд» (1966)

Немного поодаль у края обрыва до сих пор стоит маленькая каменная церквушка – возле нее снималась финальная сцена прощания с Томом. Сегодня на этом месте Ульрих и Рут, одна из участниц фестиваля, одетые в индейские костюмы Виннету и Ншо-Чи, разыграли ту сцену еще раз. Стоит добавить, что в прошлом году на костюмированной вечеринке в деревне Марасовичи Рут получила из рук Хеллы Брис первый приз за костюм Ншо-Чи.

 Виннету в исполнении Ульриха Вирзинга
Виннету (Ульрих Вирзинг) и Ншо-Чи (Рут Хайнц) у старой церкви в 2017 году / фото: © Iris Pichel

 

Донье-Ситно / Donje Sitno

После совместной фотографии на память все переместились к следующему назначенному пункту – поселку Донье-Ситно близ Сплита. Двумя годами ранее наша многочисленная команда уже предпринимала попытку попасть на место гибели главаря бандитов Форрестера среди карстовых скал («Виннету II»), но предприятие закончилось неудачей: грузные автобусы не смогли проехать по узкой улочке, заблокированной автомобилем. Пришлось разворачиваться. В этом году организаторы выбрали обходной путь и более компактные средства передвижения.

 Смерть Форрестера от стрел ассинибойнов
Смерть Форрестера от стрел ассинибойнов / кадр из вестерна «Виннету II» (1964)

Естественные лабиринты пещеры Отошка яма / Otoška jama, переполненной сталактитами и сталагмитами, где сначала прятались женщины и дети ассинибойнов, а потом в поисках спасения от неминуемого возмездия скрылся Форрестер, – впервые в цвете! – снимали не здесь, а в одном из районов Словении. Чтобы процессу не мешал поток туристов и летучие мыши, киношники расположились в задней части системы гротов длиной 24 км и использовали для освещения 61 прожектор, подключенный к электрическим генераторам кабелями общей протяженностью 10 км. Поднимаясь по веревочной лестнице, брошенной индейцами из маленького спасительного отверстия в скале, раненный Форрестер выбирался на свет дня уже в скальных образованиях Донье-Ситно, где заслуженно погибал от метких стрел ассинибойнов. Огромная каменная воронка, на дно которой сползло тело жестокого бандита, сохранилась в первозданном виде до наших дней.

 Место смерти Форрестера в Донье-Ситно
Место смерти Форрестера в Донье-Ситно, 2017 год / фото: © Damir Kovačić

 

Триль / Trilj

Третьим привалом в этот насыщенный событиями день организаторы запланировали берег реки Цетина близ городка Триль, запомнившийся эпизодом из «Нефтяного принца» с нападением бандитов и индейцев-команчей на караван переселенцев, державших путь на озеро Чинла (на самом деле — озеро Перучко / Perućko jesero). Река Цетина (длина 105 км), беря свое начало на склонах Динарского нагорья, то спокойно течет по долине, то выписывает замысловатые излучины, то каскадами срывается в ущелья.

 Панорама реки Цетина
Панорама реки Цетина в окрестностях Триля / фото: © Damir Kovačić

Золотисто-желтые песчаные оазисы, каменные скалы, возвышающиеся до небес, карстовые плоскогорья, меж которых петляет Цетина, послужили местом съемок еще нескольких «майевок»: «Виннету II», «Среди коршунов», «Виннету III», «Верная Рука – друг индейцев», «Виннету и полукровка Апаначи», «Виннету и его друг Олд Файерхэнд».

 Караван переселенцев на берегу Цетины
Караван переселенцев на берегу Цетины / кадр из вестерна «Нефтяной принц» (1965)

Помните яркий эпизод из «Нефтяного принца», когда переселенцы перед нападением индейцев пытаются на плоту переправиться на другой берег? Плот теряет управление, и его вместе с женщинами и детьми уносит быстрым течением. Сражаясь со стихией, вождь апачей Виннету и его друг Верная Рука бросаются им на выручку, чтобы в последний момент вызволить из беды. Стояла весна, и Цетина превратилась в бурный горный поток ледяной воды, а к студеному ветру добавился еще и дождь. Температура воды составляла около восьми градусов.

 Погрузка на плот
Погрузку на плот снимали под сильным ветром. Дальше съемочную группу ждали более серьезные испытания…
/ кадр из вестерна «Нефтяной принц» (1965)

Антье Вайсгербер, Маша Мериль, Марио Джиротти и юный Маринко Чосич снимались в резиновых костюмах, но они от холода никак не спасали. При этом для крупных планов их нельзя было надевать – сразу бросались в глаза. Понятно, что Пьер Брис при ежедневных трехчасовых съемках замерзал сильнее всех. Актерам в мечтах о горячей кухне оставалось лакомиться булочками с медом и фруктами и молить Всевышнего, чтобы не заболеть.

 Каскадеры на плоту
Каскадеры на плоту в бушующем потоке / кадр из вестерна «Нефтяной принц» (1965)

Конечно, для такой опасной работы привлекали и каскадеров: в эпизодах с Виннету на плоту со стремительным течением боролся дублер Андреа Митречич, одетый в костюм вождя апачей. Режиссер Харальд Филипп побелел от страха, как известь, когда рисковый парень начал вдруг тонуть, то всплывая, то исчезая в пенящейся воде. Юноше удалось схватиться за брошенную веревку – и только так он был спасен. Андреа Митречич, хорватский каскадер из Загреба, будучи однажды гостем фестиваля «По следам Виннету», рассказывал, что не только заменял Пьера Бриса в образе Виннету и являлся «световым дублером» (по нему выставляли сценический свет прежде чем снимать главного героя), но еще находился в составе профессиональной каскадерской группы под управлением Иво Криштофа, участвовал в восьми «майевках», начиная с «Сокровища Серебряного озера», и всегда выполнял четко поставленную задачу: заменял актеров в различных съемках драк, погонь и в других рискованных сценах.

Однако вернемся к «Нефтяному принцу». Машу Мериль на плоту заменял все тот-же Шимун Ягаринец. Крупные планы основных действующих лиц снимали в павильоне берлинской киностудии. Перед огромным экраном соорудили бассейн, в нем плавал плот. Чтобы все выглядело по-настоящему, на лица главных героев из шланга прыскали водой.

 Съемки в студии - Нефтяной принц -
Маринко Чосич, Маша Мериль, Марио Джиротти. Съемки в берлинской студии с помощью рирпроекции / кадр из вестерна «Нефтяной принц» (1965)

А Пьеру Брису не повезло – он получил травму, и в своих мемуарах «Виннету и я», обращаясь к Маше Мериль спустя сорок лет, писал:

 Пьер Брис во время подготовки к съемкам на плоту
Пьер Брис во время подготовки к съемкам на плоту, Триль, 1965

Маша, ты – часть моих прекрасных воспоминаний о съемках, но есть в нашей памяти и кое-что болезненное. Я управлял моим Citroёn DS, а ты сидела со мной рядом. Мотор как-то странно шумел, и я остановился, чтобы посмотреть, в чем дело. Открыл капот и неосторожно схватился за моторный отсек. Работающий вентилятор тотчас резанул мне по указательному пальцу. Кусочек фаланги пальца безжизненно повис и сильно кровоточил. Ты села за руль и отвезла меня в больницу. Тамошний врач думал недолго – взял ножницы и просто оттяпал кусочек фаланги. Толика спирта, немного пенициллина, тугая повязка – и все быстро зажило. Но повязка была такой уродливой, что мне надолго пришлось отказаться в кадре от моего Серебряного ружья и вместо него носить томагавк. За украшенной бисером индейской подвеской я прятал свой указательный палец. Маша, после съемок мы больше не встречались. А жаль! Такое с актерами происходит часто. Снимутся вместе в фильме или отправятся в совместное турне и подружатся. Потом обещают друг другу встретиться снова, но профессия разлучает. Такова наша жизнь.

Pierre Brice: Winnetou und ich, 2004

 Команда Нефтяного принца
Съемочная группа «Нефтяного принца» у реки Цетина в 1965 году / фото: © Karl Reiter

В Триле на берегу Цетины была сделана уникальная фотография: фотографу Карлу Райтеру впервые в истории «майевок» удалось собрать на ней всю творческую команду «Нефтяного принца»! Пьер Брис получил в Триле золотую статуэтку Бэмби из рук внезапно нагрянувшего продюсера Хорста Вендландта.

 Маша Мериль и Маринко Чосич с резиновым плотом
Маша Мериль и Маринко Чосич с резиновым плотом на реке Цетина в 2017 году / фото: © Iris Pichel

Остановка в Триле для общего кадра входила и в наши планы еще в 2015 году, но временной фактор внёс свои коррективы. И, вот, сегодня, Маша Мериль и Маринко Чосич позировали участникам встречи на фоне безопасного резинового плота и развернутого организаторами большого баннера. До этого энергичная 77-летняя французская актриса русского происхождения успела вдоволь поплавать в теплой спокойной воде Цетины и совершить прогулку на лодке. А вечером в отеле «Иллирия» состоялась автограф-сессия c Машей и Маринко, и к команде уже в третий раз присоединилась давно ожидаемая гостья фестиваля – Хелла Брис.

 Ульрих Вирзинг в роли Виннету на реке Цетина в 2017 году
Ульрих Вирзинг в роли Виннету на реке Цетина в 2017 году / фото: © Iris Pichel

 

Продолжение — см. Закладки вверху страницы.

 

Автор: ,


*** © Winnetou.Ru При полной или частичной перепечатке материалов ссылка (гиперссылка) обязательна

Круиз на остров Вргада / Vrgada

Прошлогодний морской круиз по Адриатике понравился всем участникам, поэтому организаторы фестиваля решили повторить большое плавание. Корабль из биоградского порта взял курс на остров Вргада, никак не связанный с тематикой наших фильмов, но все же выбранный для запланированной креативной акции. От Задара он расположен всего в 35 км, а в непосредственной близости рассыпаны дикие острова Природного парка «Корнаты», куда мы путешествовали ранее, исследуя самый «длиинный» из них – Дуги Оток / Dugi Otok. Он интересен своими крутыми утесами и глубокими пещерами, скрытыми под толщей изумрудной морской воды, девятикилометровым заливом Телащица / Telašćica и кристально чистым, но очень соленым озером Мир / Mir.

 Бухта острова Вргада
Бухта острова Вргада / фото: © Damir Kovačić

Остров Вргада с одноименным поселением довольно мал – его площадь всего 2,32 км², местность холмистая, природа райская, пляж песочный и очень удобен для купания, потому что береговая линия образует тихую подковообразную бухту с неглубоким золотистым дном. Актриса и путешественница Маша Мериль вновь не упустила случая понежиться в воде, пока на берегу готовился оригинальный сюрприз-головоломка: всем участникам раздали отдельные части большого изображения (108 фрагментов), которые, как пазл, нужно было собрать воедино и держать над головой. Решить эту изобретательскую задачу оказалось непросто, потому что никто не видел конечного результата – только зависший над берегом дрон смог сверху распознать цельный образ вождя апачей Виннету (из фильма «Виннету III») как тот самый, на большой фотографии, подаренной Хелле в первую годовщину смерти Пьера Бриса с нашими подписями. Теперь же изображение выглядело более масштабно и символически обращалось к душе Пьера, парящей где-то в небесных чертогах. Вот такой своеобразный акт памяти перед второй печальной годовщиной.

 Пазл Виннету
Гигантский пазл «Виннету» / фото: © Damir Kovačić

Вернемся же снова на корабль, где за чашечкой кофе и пирожными почетные гости фестиваля Маша Мериль, Хелла Брис и Маринко Чосич с удовольствием позировали перед фотокамерами и раздавали автографы.

 Пазл Виннету
Маша Мериль, Маринко Чосич и Хелла Брис / фото: © Iris Pichel

Напомним, что Маша и Маринко познакомились более 50-ти лет назад на съемках «Нефтяного принца», когда Маринко был еще ребенком. Но его кинокарьера тогда быстро завершилась, поскольку шахматы оказались ему важнее и интереснее, о чем он подробно поведал в интервью специально для нашего сайта. А француженка с русскими дворянскими корнями, молодая актриса Маша Мериль тогда только начинала свой блистательный взлет.

 Маша Мериль
Маша Мериль (1965)

Ее настоящее имя Мария-Магдалена Владимировна Гагарина. Она родилась 3 сентября 1940 года в Марокко, куда отец Владимир Гагарин, бывший белогвардейский морской офицер, перевез семью из Парижа. Но познакомились родители Маши еще в России, причем ее мама Мария Всеволодовна (Маруся) Бельская приходилась отцу двоюродной сестрой. Марии тогда исполнилось 7 лет, а ее возлюбленный оказался старше на 17 лет, но это не помешало им спустя годы получить специальное разрешение церкви на брак, заключенный уже в Париже. В одном из интервью Маша Мериль рассказывала, что ее предки владели землями на Украине, которые «и за три дня на лошади не объехать». Кроме деревенских украинских владений им принадлежали особняки в Москве и Санкт-Петербурге, небольшие дома в Бургундии, Антибе и Баден-Бадене.

После революции Владимир Гагарин и Маруся Бельская, зашив несколько украшений в подол одежды, бежали во Францию, а оставшиеся в России родственники были репрессированы. Французское правительство не оставило эмигрантов в беде, предложив отцу денежную работу в Марокко, где и родилась их третья дочь – Маша. Во время Второй мировой войны ее старший брат в составе французской армии ушел на фронт, но не дожил до победы. Владимир Гагарин вернулся во Францию, чтобы похоронить сына, заразился тифом и умер. Маруся Бельская привезла своих дочерей обратно в Париж, уделяя все свое время воспитанию их француженками, по понятным причинам предавая забвению их русское происхождение и язык – только французский и английский.

Маше рано пришлось зарабатывать себе на жизнь, в 18 лет молоденькую симпатичную девушку заметил кинематограф, началась ее артистическая карьера. Под звучным псевдонимом «Мериль» Маша снялась в своем первом фильме «Горячая рука» / La main chaude (1959) режиссера Жерара Ури.

Я взяла другую фамилию, потому что не хотела неприятностей моей семье, моим сестрам. Они не принадлежат к миру кино. И я подумала, что надо взять псевдоним, так как я знаю, что актрисе приходится играть и неблагородные роли. Я не хотела, чтобы эта известная русская фамилия, была связана с кинематографом. Я стремилась к своему собственному «я», не хотела становиться заложницей своего происхождения. Быть княжной Гагариной – это меня очень смущает. И, заметьте, Гагарина по-французски не так уж и красиво звучит…

Из телепередачи «Парижский журнал», телеканал «Культура», 2006

 Маша Мериль и Марио Джиротти в вестерне -Нефтяной принц-
Маша Мериль и Марио Джиротти в вестерне «Нефтяной принц» (1965)

Первый успех открыл Маше дорогу в США, где она могла учиться на курсах при актерской студии Ли Страсберга в Нью-Йорке, и уже по возвращении во Францию ей предложили роль в «Милой лгунье» / Adorable menteuse (1962) с Мариной Влади. «Звездный час» пробил, когда Жан-Люк Годар пригласил ее в ленту «Замужняя женщина» / Une femme mariée (1964), а Харальд Филипп увидел в ней Лиззи для вестерна «Нефтяной принц» (1965). Перед съемками «Нефтяного принца» с Машей Мериль в Париже познакомился Пьер Брис. Маша дружила с их общей знакомой Ириной Строцци (до замужества – принцессой Александровской, внебрачной внучкой царя Александра III), которая тоже происходила из дворянской семьи и считала, что в лице Маши она нашла женщину для Пьера. Но из этого ничего не получилось.

В 1967 году Маша Мериль организовала свою продюсерскую компанию Machafilm. Летом того же года в Москве стартовал международный кинофестиваль, оказавшийся для Маши новым поворотом судьбы – ее увидел режиссер Андрей Кончаловский:

 Маша Мериль в фильме Луиса Бунюэля
Маша Мериль в фильме Луиса Бунюэля «Дневная красавица» (1967)

…молодая девушка, скуластая, со вздёрнутым носом, с раскосыми татарскими, совершенно голубыми глазами, с тёмно-русыми волосами и чудным овалом лица – казалось, я уже давно её знаю… Когда я увидел её, всё внутри у меня остановилось… Встреча с Машей была для меня почти роковой. Дворянка, княжна, женщина европейской культуры – это было то, о чём я втайне мечтал, такой хотел видеть свою спутницу…

А. Кончаловский «Низкие истины», 2006

Вспоминает Маша Мериль:

У нас была настоящая любовь, короткая, но очень сильная. Увы, наше чувство с самого начала было обречено на смерть. Ведь он жил в Советском Союзе, а я – в Париже. Мы пытались быть вместе, встречались в других странах, когда была такая возможность… Такие редкие встречи не могли продолжаться вечно. После Андрон женился на француженке. Может, таким образом он хотел как-то продолжить то, что внезапно оборвалось.

 Андрей Кончаловский и Маша Мериль
Андрей Кончаловский и Маша Мериль

В 1986 году Маша Мериль даже снялась у Андрона – так она всегда называла Кончаловского – в «Дуэте для солиста», а его фильм «Дворянское гнездо» (1969) – кровоточащая рана, которая ему осталась от внезапно вспыхнувшего романа. Маша вошла в фильм под своей настоящей фамилией – Гагарина, ее роль сыграла Лиля Огиенко. «Она чудесный человек. Всегда весела. Прекрасно готовит, пишет книги – по искусству кулинарии, по рецептам спагетти, по интерьеру – универсальная женщина, замечательная актриса» (из книги А. Кончаловского «Низкие истины», 2006). После разрыва с Кончаловским Маша тоже вышла замуж, потом развелась, и нашла свое долгожданное семейное счастье лишь совсем недавно – 18 сентября 2014 года она обвенчалась с известным французским композитором Мишелем Леграном. В ее багаже 49 разноплановых ролей в кино, последняя из них – во франко-германской комедийной мелодраме «Мистер Штайн идет в онлайн» / Un profil pour deux (2017) в дуэте с Пьером Ришаром; премьера в России – 24 августа 2017 года.

О русской душе Маша Мериль рассуждать не любит, хотя в России бывала часто:

Русские живут в несуществующем мире, они великие артисты. Когда Владимир Красное Солнышко остановил свой выбор на православии, это была уже декадентская религия. Богослужение было спектаклем: церкви, благовония, позолота, богатство, песнопения, музыка… – короче говоря, я считаю, что на протяжении многих лет русские живут, как в театре. Именно поэтому у них так много потрясающих танцоров, потрясающих актеров, так как в жизни они не признают реальности.

Из телепередачи «Парижский журнал», телеканал «Культура», 2006

 Маша Мериль и композитор Мишель Легран
Маша Мериль и композитор Мишель Легран, 2015 год / фото: © Voici

Маша говорит, что сегодня не испытывает никакой ностальгии по прошлому и к своим 77 годам обрела равновесие, чувство внутренней гармонии, целостность натуры и настоящую любовь. Вот такая она, французская актриса Маша Мериль, которой, конечно, присуще чувство здорового авантюризма, раз она приняла неожиданное для нее предложение стать гостьей фестиваля «По следам Виннету в Хорватии» и не пожалела об этом.

 Маша Мериль, Маринко Чосич и организатор фестиваля Ульрих Вирзинг
Маша Мериль, Маринко Чосич и организатор фестиваля Ульрих Вирзинг / фото: © Helmut Steinacher

Вечером по завершении морского путешествия в аквацентре отеля «Иллирия» состоялась пресс-конференция с Машей Мериль и Маринко Чосичем, которым каждый мог задать свой вопрос, а потом оператор Йоахим Гитт порадовал всех участников очередными фото- и видеораритетами, подготовленными к этому событию. Венчала программу демонстрация фильма «Нефтяной принц».

 

«Поющие водопады» в Крка

6 июня 2016 года – вторая годовщина смерти Пьера Бриса. В прошлом году мы совместно с Хеллой Брис и Мартином Бётхером открывали на Туловой гряде памятную доску в честь легендарного актера, а ночью состоялась трехчасовая световая инсталляция. Сегодня организаторы продумали не менее грандиозные мероприятия на целый день, начиная с поездки на водопады Национального парка Крка с Хеллой Брис и французской актрисой Мари Версини и заканчивая ночным просмотром под звездным небом фильма «Виннету III».

 Скрадински бук в фильме -Оkд Шеттерхэнд-
Вид на водопады Скрадински бук / кадр из вестерна «Виннету — вождь апачей» (1964)

Ульрих Вирзинг повел всех по парку, наглядно напоминая, что водопады и скалы Крка служили декорациями ко многим экранизациям Карла Мая.

 Скрадински бук в фильме -Нефтяной принц-
Пьер Брис и Стюарт Грейнджер у водопадов Скрадински бук / кадр из вестерна «Нефтяной принц» (1965)

Главной целью путешествия в Крка был самый большой водопад парка Скрадински бук (17 каскадов общей длиной около 800 метров), созданный туфовыми барьерами, озерами и островками.

 Скрадински бук в фильме -Виннету-
Лекс Баркер и Мари Версини у водопадов Скрадински бук / кадр из вестерна «Виннету I» (1963)

Например, в фильме «Виннету I» здесь происходило свидание сестры Виннету Ншо-Чи со своим возлюбленным Олд Шеттерхэндом, и во время обзорной экскурсии исполнительница роли легендарной индианки Мари Версини снова охотно позировала на фоне струящегося потока.

 Французская актриса Мари Версини
Французская актриса Мари Версини у водопадов Скрадински бук в 2017 году / фото: © Iris Pichel

Также у водопада Скрадински бук провели минуту памяти для израильской актрисы Далии Лави, которая неожиданно покинула этот мир 3 мая 2017 года в возрасте 75-ти лет. В фильме «Виннету – вождь апачей» она исполняла роль индианки Паломы, но в сцене смелого прыжка с водопада в студеное озеро и последующей погони заболевшую актрису дублировала 16-летняя Гордана Цейтц-Чеко, подробно рассказавшая нам о съемках и о себе в эксклюзивном интервью.

 Далия Лави и Лекс Баркер у водопадов Скрадински бук
Далия Лави и Лекс Баркер у водопадов Скрадински бук / кадр из вестерна «Виннету — вождь апачей» (1964)

Вода шумно струилась и пенилась, а с фотографии, лежавшей на берегу, смотрела молодая красавица Далия Лави с большими глазами и длинными, черными, как смоль, волосами в образе Паломы.

 Израильская актриса и певица Далия Лави
Актриса и певица Далия Лави (1942 — 2017)

К ней рано пришла известность – обладая стройной фигурой и незаурядными вокальными данными, она успела поработать фотомоделью, певицей, изучала балет, свободно говорила на нескольких языках, жила в Израиле, Швеции, Франции, Германии, США. Дебютировав в драме «Обитатели Хемсе» / Hemsöborna (1955), Далия Лави за свою наполненную жизнь снялась более чем в трех десятках кинопроектов производства стран Западной Европы и Америки. Ее песни становились шлягерами не только в ФРГ, с которой Далию связывали семейные корни, – ее родители-евреи происходили оттуда – но и во всей Европе, в том числе и у нас. Свои хиты на разных языках (английском, французском, иврите) Далия выпускала вплоть до середины 90-х годов, а затем до последнего дня жила в американском городе Эшвилл, штат Северная Каролина.

Ульрих вывел группу на большую смотровую площадку, откуда открывается прекрасный панорамный вид на водопад Скрадинский бук, но финал тура по местам съемок превзошел все ожидания: площадка превратилась в зрительный зал под открытым небом, а симфонический оркестр под руководством дирижера Дамира Марусича уже ждал своих зрителей. Особо поприветствовав Хеллу Брис и Мари Версини, 17 музыкантов взяли первую ноту… И над пространством полилась волшебная живая музыка Мартина Бётхера, а «поющие» водопады зазвучали в унисон с любимыми композициями.

 Оркестр Дамира Марусича в Национальном парке Крка
Оркестр Дамира Марусича в Национальном парке Крка / фото: © Helmut Steinacher

Почти все гости восприняли это так эмоционально, что даже прослезились. Мы упоминали, что сам композитор в этом году приехать на фестиваль не смог, поэтому весь концерт организаторы транслировали ему онлайн по Facetime live. Таким образом, Мартин Бётхер все видел и слышал, даже находясь у себя дома за сотни километров от Биограда. Гениальная идея, настоящий апогей дня! Организаторам пришлось приложить немало усилий, чтобы получить специальное разрешение от Национального парка. Оцепили даже часть дороги, чтобы не мешали туристы. Музыканты (любительские, профессиональные и военные) собрались в Крка из разных оркестров всего лишь на один день, буквально пару раз встретившись на репетициях. Руководитель оркестра Дамир Марусич ранее дирижировал для хорватского правительства на дипломатических приемах.

 

Продолжение — см. Закладки вверху страницы.

 

Автор: ,


*** © Winnetou.Ru При полной или частичной перепечатке материалов ссылка (гиперссылка) обязательна

Вранское озеро / Vransko jezero

По рассказам участников фестиваля, у них рты раскрылись от изумления, когда они приехали в Каменяк на Вранское озеро, что в 4 км от Биограда-на-Мору. Вокруг озера с целью защиты богатой местной флоры и фауны разбит охраняемый природный парк, одной из достопримечательностей которого является мемориал павшим во Второй мировой войне.

 Панорама Вранского озера
Панорама Вранского озера / фото: © www.vransko-jezero.hr

Стемнело, и сюрприз, подготовленный на вершине плато Кушаоница / Kušaonica, в очередной раз поразил всех: на площадке над озером на высоких шестах возвышалось настоящее индейское погребение с традиционными символами, амулетами, покрывалами и перьями, привезенными Ульрихом Вирзингом из США, – могила Виннету, красивее которой, по рассказам ребят, никто прежде не видел.

Очередной сюрприз организаторов: «могила Виннету» / фото: © Damir Kovačić

По периметру стены горели факелы. Согласно Карлу Маю, индейцы не зарывали своих умерших вождей в землю, а пеленали тело в кожу и шкуры, обматывали веревками и укладывали на высокий деревянный настил, чтобы душа усопшего была ближе к Маниту и Небу. Подобные сооружения мы могли неоднократно видеть не только в старых «майевках», но и в трехсерийном телеремейке «Виннету» (2016) с Ником Шелилаем (Виннету) и Вотаном Вильке Мёрингом (Олд Шеттерхэндом). В современной трактовке одно из таких погребений принадлежало вождю апачей Инчу-Чуне в исполнении Гойко Митича.

Так покоилось тело великого вождя апачей в вестерне «Виннету. Новый Свет» (2016) / кадр из фильма

Когда в классической ленте «Виннету I» (1963) погиб учитель апачей Клеки-Петра, совет старейшин решил в знак уважения похоронить его на высоком дереве на высокой горной вершине, и дикий каменистый ландшафт велебитского нагорья подошел для съемок как нельзя кстати. Среди охранявших покой усопшего находились хорватские каскадеры Шимун Ягаринец и Милан Микульян, гости нынешнего фестиваля.

Дерево с телом Клеки-Петра охраняют Шимун Ягаринец и Милан Микульян / кадр из вестерна «Виннету I» (1963)

Долину Смерти снимали в Большом каньоне Национального парка Пакленица, где ночью 5 лет назад мы смотрели первый юбилейный фильм «Сокровище Серебряного озера». В этот раз высоко над озером в загородном ресторане для воскресных экскурсий расставили стулья и натянули большой экран – завершением Дня памяти Пьера Бриса должен стать просмотр фильма «Виннету III» (1965). Однажды попытка это сделать с пиротехническими эффектами на реальном месте съемок в Модриче закончилась неудачей из-за остервенелого ветра – боры, полоскавшего экран в воздухе, словно лоскут, и просмотр перенесли в отель «Алан», что в Стариград-Пакленице. Наутро следующего дня, 6 июня 2015 года не стало Пьера Бриса…

Главный организатор Ульрих Вирзинг обратился к собравшимся с короткой речью о наследии Пьера Бриса, о его незабываемом подарке для нас – участии во встрече 2012 года, на которой мы все и познакомились. Он представил австрийскую певицу Кристин Нахбауэр, которая исполнила композицию My Dream – интерпретацию легендарной мелодии Мартина Бётхера.

 Певица Кристин Нахбауэр
Певица Кристин Нахбауэр исполняет композицию My Dream/ фото: © Iris Pichel

Певица рассказала, что однажды Бётхер, находясь в ее студии и услышав ее голос, попросил Кристин написать текст на знаменитую «Мелодию Виннету», и в результате этого замечательного музыкального сотрудничества родилась песня My Dream.

 И снова кино под открытым небом...
И снова кино под открытым небом… / фото: © Iris Pichel

А потом начался фильм «Виннету III». В «зрительном зале» присутствовал и непосредственный участник съемок Милан «Эмиль» Микульян с супругой Дудой, в четвертый раз присоединившийся к команде «друзей Карла Мая».

 Милан Микульян и с супругой Дудой
Милан Микульян и с супругой Дудой, июнь 2017 года / фото: © Helmut Steinacher

В «Виннету III» Милан в роли бандита появляется несколько раз. Например, в начале фильма, когда шайка белых, безжалостного уничтоживших бизонье стадо, схвачена апачами и предстает перед вождем Виннету. Микульян заметен в безуспешной попытке поймать Ильчи, коня Виннету, а после неудачной погони, вернувшись к своим и обнаружив оглушенного охранника, поднимает на ноги весь бандитский лагерь. Участвует он и в ночном нападении на пуэбло апачей на плато реки Зрманя и в финальной битве на Наггит-Циль…

 Последние минуты Виннету
Последние минуты Виннету / кадр из вестерна «Виннету III» (1965)

Когда в финале картины происходил прощальный диалог умирающего Виннету с Олд Шеттерхэндом, на часовне в Каменяке, как и на экране, мерно зазвонил колокол. По сюжету Виннету услышал это звучание раньше, по дороге в Санта-Фе, и это глубоко тронуло его душу:

В: Что это?
Ш: Церковные колокола. Они призывают христиан молиться.
В: Виннету знает, что белые молятся, чтобы их души попали на небо. Так же, как и мы надеемся попасть на Заветные Луга Маниту. Обряды разные, но смысл, кажется, один. Виннету в последнее время часто думает об этом. Колокол говорит с Виннету. Виннету понимает его.
Ш: Что он говорит?
В: Он говорит: «Люби добро, презирай зло».

Диалог из фильма «Виннету III»

 Хелла Брис вспоминает...
Хелла Брис вспоминает… / фото: © Damir Kovačić

Последние кадры в Модриче, когда траурное шествие удаляется вдоль морского берега в сторону догорающего вечернего солнца, символизирующего закат жизни вождя апачей…

Декорации могилы, окутанной туманной дымкой, озарились светом разноцветных огней. Зазвучала Ave Maria. А зрители вместе с Хеллой Брис встали возле гробницы в безмолвном почтении с горящими бенгальскими огнями в руках, погруженные в свои воспоминания под мерцающими звездами и полной луной…

 Организаторы фестиваля с бенгальскими огнями в руках
Организаторы фестиваля с бенгальскими огнями в руках / фото: © Iris Pichel

— Что я еще могу сделать для моего брата? – повторил я.
— Пусть мой брат не забывает своего краснокожего брата. Молись за него Доброму Маниту. Смогут ли поселенцы взобраться на склон? … Виннету просит их спеть песню… ту самую…
Вновь мы услышали прекрасную «Аве Марию». Я чувствовал, как Виннету вслушивался в каждый звук, держа меня за руки. На второй строфе глаза Виннету медленно открылись. Я заметил в них огонек улыбки. Его взгляд был устремлен к звездам.

Карл Май. Виннету, 1893

Этот знаменательный день заканчивался очень эмоционально и очень поздно…

 

Под знаком Мари Версини

Год за годом возвращаться на киношное плато «Пуэбло» (Парижевичева главица / Pariževićeva glavica), что над киношной Рио-Пекос (река Зрманя), стало доброй и неизменной традицией фестиваля «По следам Виннету». Этот раз не стал исключением, более того, на свою индейскую «родину» вернулась Мари Версини – очаровательная младшая сестра вождя апачей.

 Мари Версини в роли Ншо-Чи
Мари Версини в роли Ншо-Чи / кадр из вестерна «Виннету I» (1963)

В 2013 году на месте кинодекораций индейского поселения мы вместе с Мари смотрели юбилейный тогда фильм «Виннету I». Погода вновь благоволила, и великолепие ландшафта открылось путешественникам во всей своей солнечной красе. Наш добрый австрийский приятель Хельмут Штайнахер предусмотрительно экипировался в охотничью куртку, и Мари тут же срежиссировала сцену кровного братства Виннету (им, естественно, выступил Ульрих Вирзинг) и Олд Шеттерхэнда, а также момент, когда друзья рассуждали у костра о желании Ншо-Чи поехать учиться в город бледнолицых.

 Сцена братания образца 2017 года
Сцена братания образца 2017 года / фото: © Iris Pichel

Есть одно слово, которое меня всегда очаровывало. Это слово «филигран». Филигран – это водяный знак, кажущийся прозрачным на специальной бумаге. Если эту бумагу подержать перед источником света, можно увидеть метку, печать, символ. Филигран моей жизни – это Ншо-Чи.

Marie Versini: Ich war Winnetous Schwester, 2003

 Мари Версини у легендарных камней из вестерна -Виннету I-
Мари Версини у легендарных камней из вестерна «Виннету I» / фото: © Iris Pichel

Мари Версини – парижанка, родившаяся в 1940 году. Она получила степень бакалавра с отличием в Высшей школе Мольера в Париже и уже в 16 лет начала свою кинокарьеру. Мари стала самым молодым членом труппы французского театра «Комеди Франсэз», исполняя главные роли в пьесах Мольера, Бомарше, Гюго, Шекспира и многих других. В кино она снималась с такими знаменитыми актерами как Пол Ньюман, Ален Делон, Жан-Поль Бельмондо, Ив Монтан, Эдди Константин… Но главный успех пришел к ней с ролью сестры Виннету. После этого триумфа ее ждали и другие роли в «майевках»: «Жут» / Der Schut (1964), «По дикому Курдистану» / Durchs wilde Kurdistan (1965), «В империи Серебряного Льва» / Im Reich des Silbernen Löwen (1965). В 1966 году в «Виннету и его друг Олд Файерхэнд» Мари снова предстала в образе Ншо-Чи.

 Мари Версини и Пьер Брис
Мари Версини и Пьер Брис

Одно из самых дорогих воспоминаний Мари Версини относится к тому времени, когда ей исполнилось семь лет, и она отмечала свой день рождения в большом роскошном доме бабушки и дедушки в Нормандии с двоюродными братьями Аленом и Жаном. Ей подарили костюм индианки, и Мари была счастлива, потому что ощущала себя в нем своей героиней Ншо-Чи из любимого романа Карла Мая. Могла ли она себе представить, что через несколько лет ее детская мечта быть сестрой Виннету исполнится?! А пока она задула семь свечей на праздничном торте и дала полную свободу фантазии, уговорив своих протестующих братьев разыграть ее любимейшие сцены из «Виннету». Сластена Ален согласился быть вождем апачей только за коробку шоколада, подаренную Мари, о чем позже сильно пожалел: среди ночи ему пришлось вызывать врача. Он уплел весь шоколад и страдал от ужасного расстройства желудка.

Поскольку дом был выстроен на крутом берегу, из его окон открывался исключительно красивый вид на уходящее в бесконечные дали море, а когда властвовал северный ветер, дом наполнялся запахами морской соли и водорослей. Эти места славились кроме всего прочего самыми высокими в Европе приливами и отливами. В тот день как раз был отлив, побережье простиралось насколько хватало зрения. И для Мари, без сомнения, это была земля апачей. В укромном месте в скалах стоял индейский вигвам.

 Книга воспоминаний Мари Версини
Книга воспоминаний Мари Версини

Отец Мари как истинный корсиканец любил развлекаться вместе с детьми: он вызвался стащить для игры постельное покрывало бабушки и дедушки, представлявшее великолепную шкуру гризли, и деревянную чашу, их ценный сувенир, привезенный из дальних стран. Дальше все происходило само собой, и диалог строился почти как у Карла Мая. А рзвязка импровизированного спектакля оказалась для Мари неожиданной: Жан (Олд Шеттерхэнд) подбежал к ней и поднял на руки. Маленькая Мари забыла все вокруг и первый раз в своей жизни влюбилась. Она была так счастлива в его руках, что даже забыла о смерти Ншо-Чи…

Тем временем, собравшись все вместе в скалах, герои не придали значения тому, что здесь во время прилива море очень быстро поднимается. Навес, служивший им вигвамом, был охвачен водой, а великолепную шкуру гризли и чашу из ценной древесины унесло волнами. Дома, когда открылась истина, отец Мари был обвинен и осужден бабушкой как «легкомысленный и лишенный здравого ума», но он превратил седьмой день рождения своей дочери в настоящий праздник, и только это имело для него значение.

Когда Мари вспоминала об этом моменте своей жизни, она была убеждена, что именно тогда впервые в ней пробудился актерский зов, а очаровательная Ншо-Чи, имя которой она с гордостью носила, стала для нее откровением.

Я была околдована Виннету и Олд Шеттерхэндом, или скорее, Пьером Брисом и Лексом Баркером. Оба так прекрасно выглядели, так обаятельно, так по-разному. Кому я отдавала предпочтение? Конечно, Олд Шеттерхэнду, ведь я же была Ншо-Чи с тех пор, как мне исполнилось семь лет. Все мужчины, которые мне нравились, начиная с моего кузена Жана, выглядели для меня немного как Олд Шеттерхэнд… Не было мысли, не было взгляда этого человека, которые бы ускользнули из поля зрения индианки, потерявшей голову от любви и восхищения к этому белому мужчине, герою. Целыми днями мы скакали верхом по камням и холмам скального массива Мали Алан, чтобы добыть золото. Это было очень опасно, но захватывающе.

Marie Versini: Ich war Winnetous Schwester, 2003

И как когда-то вереница воинов-апачей сопровождала своих вождей, цепочка из нескольких автобусов потянулась к «золотоносным» лугам «Наггит-Циль» к подножию Туловой гряды. Мари Версини активно выступила в роли гида, в первую очередь продемонстрировав камень, на котором она позировала во время съемок фильма «Виннету I». Эту фотографию она поместила позже на обложку своих мемуаров «Я была сестрой Виннету», а теперь фотографировалась с каждым из участников фестиваля.

 Мари Версини у кратера
Мари Версини с костюмом Ншо-Чи у кратера / фото: © Iris Pichel

Наконец, Мари Версини подвела всех к кратеру у подножия гигантской Туловой гряды, которую мы по привычке ошибочно называли Мали Алан, – здесь произошла трагическая развязка: юную девушку и ее отца Инчу-Чуну безжалостно застрелил бандит Сантер, его роль сыграл Марио Адорф. Эта сцена снималась одной из первых, поэтому для Мари возникла проблема: во-первых, ей нужно было умереть, еще не имея жизни, еще не успев полюбить (это был первый день съемок), а во-вторых, она все же хотела бы видеть лицо того, кто в нее стреляет.

 Смертельный выстрел Сантера
Смертельный выстрел Сантера (Марио Адорф) / кадр из вестерна «Виннету I» (1963)

Однако Марио Адорф в тот день не снимался, и Мари Версини смогла познакомиться с ним лишь через месяц после премьеры фильма:

Он сказал мне:
— Дорогая Мари Версини, я был тем, кто тебя убил.
— Я рада с тобой познакомиться.
— У меня только самые лучшие воспоминания об этом убийстве.
— Я чувствую то же самое, Марио.
Мы улыбнулись друг другу и решили отпраздновать нашу встречу за бокалом белого вина. Он рассказал мне, что публика долго была настроена против него. Он был «человеком, который застрелил Ншо-Чи»! Но поскольку Марио также имел большое чувство юмора, он пришел к выводу:
— Если бы мне пришлось снова это сделать, я бы не колебался.

Marie Versini: Ich war Winnetous Schwester, 2003

 Участники фестиваля на фоне Туловой гряды
Участники фестиваля на фоне Туловой гряды / фото: © Iris Pichel

Организаторы фестиваля планировали на Туловой гряде эпохальное примирение Ншо-Чи и Сантера спустя полвека, но, как уже говорилось, Марио Адорф прибыть в Хорватию не смог. И Мари вновь пришлось сыграть смерть Ншо-Чи, не видя своего противника, рассказывая, как все происходило: Сантер стреляет. Олд Шеттерхэнд несет ее на руках к трем камням. Ншо-Чи без сознания. Он садится с ней на первый камень. Индианка в последний раз открывает глаза и говорит по-индейски: «Знай, я люблю тебя. Anika ti matan».

Прежде чем вернуться к автобусам, у одних еще оставалось время отправиться с Ульрихом в небольшой тур по вожделенным местам. Другие воспользовались прекрасной погодой и просто отдыхали на лугу, где высятся два насыпных каменных кургана: могилы Ншо-Чи и Инчу-Чуна.

 Мари Версини у символических могил
Мари Версини у символических могил / фото: © Iris Pichel

Продолжение — см. Закладки вверху страницы.

 

Автор: ,


*** © Winnetou.Ru При полной или частичной перепечатке материалов ссылка (гиперссылка) обязательна

Раштевич / Raštević

Вечером гости фестиваля, переполненные впечатлениями от насыщенного событиями дня, поехали в Раштевич к очередному «кинотеатру» на железной дороге для просмотра фильма «Верная Рука – друг индейцев» (1965).

 Нападение на поезд, съемки у селения Раштевич
Нападение на поезд, съемки у селения Раштевич / кадр из вестерна «Верная Рука — друг индейцев» (1965)

В дикой прерии темнота опустилась быстро, поэтому шпалы и отвесные стены каньона, где когда-то происходили съемки, пришлось подсветить. Естественные природные кулисы выглядели волшебно, особенно когда на их фоне в свете прожектора снова появилась австрийская певица Кристин Нахбауэр. Обычно Кристин исполняет свои собственные песни и делает это с искрящейся жизнерадостностью, придавая исполнению чистое солнечное чувство.

 Кристин Нахбауэр
Кристин Нахбауэр. Концерт под звездным небом / фото: © Damir Kovačić

Основной сюжет ее текстов с джазовым захватывающим ритмом погружает слушателей в мир женщины, проживающей свою жизнь как танец. Сама себя Кристин характеризует как прогуливающуюся по каменной мостовой живущую во времени музыкальную историю. Оригинальный микс из винтажа и электро-свинга делает ее композиции самобытными и заводными. «Это никогда не поздно! Напротив! Это всегда время для нового начала!» – основной сюжет ее песен «Поздняя грешница» / Späte Sünderin, «Неописуемо женственно» / Unbeschreiblich Weiblich, «Онлайн-заказ» / Online bestellt и других. Лучшие из них певица также представила под звездным небом на импровизированной сцене из железнодорожных путей в Раштевиче.

 Ночной показ вестерна -Верная Рука - друг индейцев-
Ночной показ вестерна «Верная Рука — друг индейцев» / фото: © Iris Pichel

Организаторы снова подготовили что-то особенное: во время просмотра фильма было запланировано несколько пиротехнических эффектов. К сожалению, шквальный ветер бора так «старался», что на половине фильма экран упал, и остальную часть пришлось спроецировать прямо на каменную стену каньона, где разворачивалось действие «Верной Руки».

 Ночной каньон под луной
Ночной каньон под луной / фото: © Iris Pichel

Из-за ветра и в целях безопасности отказались от взрывов петард – все-таки большой риск на природе. Да и к тому же было довольно холодно. Условия экстремальные, но наших видавших виды путешественников ничто не могло огорчить, совсем наоборот – только добавило незабываемых впечатлений.

 

Боканьячко Блато / Bokanjačko Blato

В семи километрах к северу от Задара расположена большая плоская равнина, 450 плодородных гектаров которой сегодня занимают нарезанные прямоугольниками огороженные сельскохозяйственные угодья. Место зовется Боканьячко Блато. Оно находится в непосредственной близости от селения Нински Станови / Ninski Stanovi, от которого дорога пару километров идет через эти поля, а вдалеке виднеется зеленая полоска леса.

 Виннету и Олд Шеттерхэнд на пути в Санта-Фе
Виннету и Олд Шеттерхэнд на пути в Санта-Фе / кадр из вестерна «Виннету III» (1965)

На заднем плане равнина тянется до Велебитского нагорья, по извилистой линии скальных вершин можно безошибочно определить несколько мест, служивших кулисами для съемок фильма «Виннету III», куда в предпоследний день фестиваля отправились его участники.

 Так сегодня выглядит дорога на месте съемки
Так выглядит «путь к Санта-Фе» сегодня, июнь 2017 года / фото: © Helmut Steinacher

Однажды мы уже побывали здесь в поисках лесной тропы, приведшей Виннету и Олд Шеттерхэнда к губернатору Санта-Фе и, как тогда казалось, нашли место, где бандиты натянули веревочный трос, чтобы задержать вождя апачей. Сам Шимун «Язо» Ягарниец, хорватский каскадер, дублировавший Пьера Бриса в сцене падения его с коня, в Боканьячко Блато рассказывал нам о том, как это происходило.

 Шимун Ягаринец падает с коня вместо Пьера Бриса
Шимун Ягаринец падает с коня вместо Пьера Бриса / кадр из вестерна «Виннету III» (1965)

Можно вспомнить еще один масштабный эпизод, поставленный в дикой прерии Боканьячко Блато: апачи поджигают высохший на солнечном пекле кустарник и создают пылающую стену, сдерживающую их врагов. Виннету, придумавшего огненную ловушку, вновь дублировал каскадер Андреа Митречич, работавший под руководством шефа каскадерской группы Иво Криштофа – в «Виннету III» он играл одного из бандитов Роллинса. В очередной раз напомним, что Криштоф ставил трюковые сцены почти во всех «майевках», а в 2012 году вырвался на встречу с нами в бывшем лагере юта в окрестностях поселка Приебой / Prijeboj буквально на полчаса. Он до сих пор в прекрасной форме, всегда востребован, вот и в новой трилогии «Виннету» (2016) снова занимался своим любимым ремеслом.

 Сговор Роллинса с хикарилья
Сговор Роллинса с хикарилья, Боканьячко Блато / кадр из вестерна «Виннету III» (1965)

Возвращаясь к ролям Шимуна Ягаринца, он как один из индейцев хикарилья, сподручный Белого Бизона, заметен в Боканьячко Блато за преступным сговором с бандитами против апачей. Вообще, во время съемок в «майевках» (он работал в десяти картинах, за исключением «Виннету – вождь апачей»), Шимун Ягаринец без колебаний выполнял разнообразные задачи любой сложности, поставленные перед каскадерской группой режиссером.

 Легендарный хорватский каскадер Шимун «Язо» Ягаринец
Легендарный хорватский каскадер Шимун «Язо» Ягаринец, июнь 2017 года / фото: © Iris Pichel

В костюме Виннету он кубарем скатывался с песчаного склона в ленте «Виннету и его друг Олд Файерхэнд», пикировал со скалы, сбивая всадника в исполнении Иво Криштофа. В «Виннету III» он мчался, свесившись с лошади, уходя от погони среди скал Туловой гряды, боролся с бурным потоком водопада на Плитвицких озерах и выпрыгивал с балкона салуна в образе Сэма Хокенса.

 Шимун Ягаринец в роли сына вождя команчей
Шимун Ягаринец в роли сына вождя команчей / кадр из вестерна «Нефтяной принц» (1965)

В «Сокровище Серебряного озера» он вместе с золотом проваливался в пропасть вместо Герберта Лома, игравшего полковника Бринкли, а также нападал вместо него на ферму Батлера, расположенную на Гробничко полье. Дублируя Марио Джиротти в роли Тоби, он на полном скаку падал в единственную в прерии лужу («Верная Рука– друг индейцев»)…

 Шимун Ягаринец в роли Ту-вана
Шимун Ягаринец в роли Ту-Вана / кадр из вестерна «Верная Рука — друг индейцев» (1965)

Воплощая многочисленные типажи, Шимун Ягаринец то знакомился с тяжелым кулаком Олд Шурхэнда в «Среди коршунов» на реке Крка, то становился жертвой негодяя Сантера в «Виннету I», препятствуя его побегу из Росcвеля, то погибал от руки «апача» Милана Микульяна в финальной сцене сражения у подножия Туловой гряды. В этой же картине мы крупным планом можем наблюдать знаковые индейские черты его лица, когда страж под красным пончо, словно изваяние, охраняет место погребения Клеки-Петры. Практически в таком же образе он стоял на страже лагеря племени понка из «Виннету II» в прериях Платака.

 Шимун Ягаринец в роли вождя Белое Перо
Шимун Ягаринец в роли вождя Белое Перо / кадр из вестерна «Виннету и Олд Шеттерхэнд в Долине Мёртвых» (1968)

Индеец, мексиканец, переселенец, бандит – и во всех сценах опасные падения, драки, погони, трюки, кувырки, бешеные скачки. Иногда он снимался в эпизодических ролях. После «майевок» Шимун Ягаринец принимал участие еще в 150 фильмах, имел случайные заработки в иностранных проектах, но незнание языков ограничивало предложения и возможности, появлявшиеся все реже и реже. В итоге, Шимун вынужден был зарабатывать на жизнь покраской автомобилей. Он защищал Дубровник в 1991-95 годах. Шимун женат; с супругой Братиславой (переводчик на дипломатических встречах) имеет дочь Этну, которой дал имя в честь своей любимой лошади из «майевок».

 Все дальше по местам съемок...
Все дальше по местам съемок… / фото: © Helmut Steinacher

А в конце путешествия по Боканьячко Блато – снова сюрприз! Группа неспешно продвигалась вдоль дороги между обширными полями, как вдруг из редкого сосняка раздались слабые стоны. Пара шагов в сторону – и открылась жалобная картина: у засохшего ствола дерева стоял привязанный… Сэм Хокенс!

 Ральф Вольтер в роли старого Сэма, привязанный к дереву бандитами
Ральф Вольтер в роли старого Сэма, привязанный к дереву бандитами / кадр из вестерна «Виннету III» (1965)

В «Виннету III» на невыносимом солнцепеке его оставили умирать бандиты Роллинса, признавшие в нем друга Виннету, а скачущий на выручку апачу Олд Шеттерхэнд случайно услышал призывное ржание коня старого охотника.

 Бедный Вернер Браухарт из Австрии в роли Сэма Хокенса
Мученик Вернер Браухарт в роли Сэма Хокенса, июнь 2017 года / фото: © Iris Pichel

Бедный Вернер Браухарт (Хермсдорф, Австрия) в костюме Сэма Хокенса изнывал от жары, но держался отважно до тех пор, пока его после затянувшейся фотосессии не освободила Хелла Брис. И теперь в полном составе счастливая команда отправилась обратно в Биоград, где вечером запланировали еще одну акцию с героями дня: Шимуном Ягаринцем и Миланом Микульяном, изрядно повеселившими всех на автограф-сессии. Особенно преуспел в этом «Язо», принявший заранее сливовицы – его автографы походили друг на друга, как день и ночь.

 Милан Микульян в вестерне Верная Рука - друг индейцев
Милан Микульян готовится к драке в салуне / кадр из вестерна «Верная Рука — друг индейцев» (1965)

Хорватскому каскадеру Милану Микульяну приходилось падать со скал, участвовать в салунных драках, выпадать из мчащегося поезда во время ограбления и сообщать вождю команчей Маки-Моте о смерти его сына, на ходу слетая с коня в фильме «Верная Рука — друг индейцев».

 Милан Микульян в вестерне Верная Рука - друг индейцев
Милан Микульян спешит сообщить вождю команчей о смерти его сына / кадр из вестерна «Верная Рука — друг индейцев» (1965)

Милан Микульян участвовал во всех крупных сражениях и перестрелках в фильме «Виннету и его друг Олд Файерхэнд». Его, охваченного огнем, бросал в бочку с водой Виннету («Виннету и полукровка Апаначи»). В последней «майевке» «Виннету и Олд Шеттерхэнд в Долине Смерти» Милан Микульян погибал на экране дважды: в роли кучера дилижанса (застрелен бандитами), а позже в роли бандита (задушен змеями в долине), преследуя Виннету и его друзей. Такова нелегкая работа профессионального каскадера!

 Милан Микульян, Йоахим Гитт и Шимун Ягаринец
Милан Микульян, Йоахим Гитт и Шимун Ягаринец, июнь 2017 года / фото: © Simon Mittner

Поздним вечером опять сюрприз! Хелла Брис привезла на фестиваль статуэтку золотого индейца Оttо (1967) из большой коллекции Пьера Бриса (награда, с 1957 года присуждаемая читателями молодежного журнала BRAVO самому любимому актеру).

 Подлинная статуэтка Otto образца 1967 года
Подлинная статуэтка Otto образца 1967 года из коллекции Пьера Бриса / фото: © Helmut Steinacher

Ровно через 50 лет с этим ценным раритетом смог запечатлеть себя каждый из участников фестиваля, позируя на фоне большой фотографии Пьера Бриса со всеми своими статуэтками: 9 золотых, 1 серебряная, 2 бронзовые. По сей день Брис остается рекордсменом среди выигравших этот приз.

 

Под занавес

Вот и подошел к концу очередной праздник, можно сказать, пролетел на одном дыхании. Завершена еще одна глава большого приключения под названием «По следам Виннету в Хорватии». Первая половина последнего дня прошла под девизом «Исследуй Биоград», а вечером в лучших традициях Дикого Запада отель «Иллирия» организовал для подуставших путешественников барбекю, во время которого на большом экране все смогли посмотреть видео-интервью с Маттиасом Вендландтом, сыном знаменитого продюсера экранизаций Карла Мая. Маттиас до сего дня верен своим литературным героям и, продолжая дело своего отца, стал сопродюсером новой телевизионной трилогии «Виннету», премьера которой состоялась в декабре 2016 года в Берлине.

 Кинооператор Йоахим Гитт рассказывает
Кинооператор Йоахим Гитт показывает, как работала камера «Митчелл» / фото: © Iris Pichel

А участник съемок кинооператор Йоахим Гитт рассказал напоследок, как снимались фильмы на камеру «Митчелл». Под финал всех ожидал обязательный «сладкий десерт» – огромный шоколадный торт, украшенный символикой фестиваля.

 Флаги участников
Флаги стран, в которых когда-либо демонстрировались ленты по романам Карла Мая / фото: © Helmut Steinacher

На закате все гости собрались на берегу моря, держа реющие на ветру флаги стран, в которых официально демонстрировались киноленты по романам Карла Мая и из которых приехали гости. Русские участники в этом году прибыть на знаменательную встречу, увы, не смогли, но в знак дружбы и единения ребята подняли и наш «серпастый-молоткастый» времен СССР, — а ведь именно тогда у нас шли «майевки», — за что им отдельное спасибо.

 Хелла Брис представляет ноты Мартина Бётхера к неопубликованной песне в исполнении Пьера Бриса
Хелла Брис представляет ноты Мартина Бётхера к неопубликованной песне, которую должен был исполнять Пьер Брис
/ фото: © Helmut Steinacher

Остается лишь добавить, что заключительный фестиваль «По следам Виннету-2018» в Биограде-на-Мору пройдет со 2 по 9 июня в отеле «Иллирия», а в Стариград-Пакленице – c 21 по 26 мая в отеле «Алан»). Добро пожаловать!

 Прощание с морем
Прощание с морем / фото: © Helmut Steinacher

Начало — см. Закладки вверху страницы.

 

Авторы: ,


*** © Winnetou.Ru При полной или частичной перепечатке материалов ссылка (гиперссылка) обязательна

ДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ





ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ