2016: По следам Виннету в Хорватии — 03

11.11.2016 | 2016 — Хорватия, ПОЕЗДКИ | 11 коммент. | Автор: ,

Продолжаем публиковать отчет о путешествии в Хорватию по случаю 50-летия выхода на киноэкраны фильма «Виннету и полукровка Апаначи». Встреча с композитором Мартином Бётхером.

Читайте начало: Часть 1, Часть 2.

 

06.06.2016

Встреча с композитором Мартином Бётхером – Зрманя / Zrmanja

Ровно год назад, 6 июня 2015 года, едва отгремели фанфары прошлого феста «По следам Виннету», как утром прилетела шокирующая весть: не стало легендарного вождя апачей Пьера Бриса. Сегодня – годовщина его смерти, День памяти. Нам предстояло побывать на любимых им местах съемок: пуэбло-плато над рекой Зрманя и у подножия вершины Мали Алан на Туловой гряде. А самое главное, почетными гостями нашей команды должны были стать: легендарный немецкий композитор Мартин Бётхер (Martin Böttcher) и Хелла Брис, вместе с которыми мы примем участие в церемонии открытия Мемориальной доски в честь нашего Героя. Хелла предупредила заранее, что это не день траура, а день памяти – он должен быть наполнен благодарными воспоминаниями о человеке, которого мы все очень любили.

 Пьер Брис на плато над рекой Зрманя. 2012
Пьер Брис на плато над рекой Зрманя. 2012 / фото: © Big Chief

Ночью готовился грандиозный сюрприз с масштабной световой проекцией, и мы надеялись, что великий индейский дух Маниту ниспошлет нам хорошую погоду. А утром в большом зале отеля «Алан» мы приветствовали высокого гостя – знаменитейшего в Германии музыканта, 89-летнего Мартина Бётхера. Несмотря на преклонный возраст, ради памяти о своем дорогом друге он прилетел в Хорватию впервые.

 Мартин Бётхер
Мартин Бётхер в зале отеля «Алан»
/ фото: © Dzhotti

Он вошел в зал под бурю восторженных оваций. Его открытое лицо светилось от радости, он был счастлив увидеть стольких людей, приехавших из разных стран и неравнодушных к его творчеству. За двухчасовую автограф-фотосессию каждый из нас имел уникальную возможность общения с композитором, получая из его рук фотографии, которые он подписывал каждому поименно. Мы стояли рядом с живой Легендой, ведь о встрече с Бётхером раньше нельзя было и помыслить. Его приезд на фестиваль в Стариград-Пакленицу организаторы обещали из года в год, но как-то не складывалось. И вот, наконец, сбылось.

Известно, что родившийся в Берлине Мартин Бётхер – правнук придворного капельмейстера из Веймара – с раннего детства приобщился к музыке и первым освоенным им инструментом стало фортепиано. В 14 лет им обуяла страсть к авиации, он начал серьезные занятия в секции планеризма. Неудивительно, что с началом II Мировой войны семнадцатилетнего Мартина отправили на обучение в летную школу. До боевых вылетов из-за нехватки горючего дело так и не дошло, а вот в плену побывать довелось, где он самостоятельно научился играть на гитаре. Позже из-за случайной травмы головы, осложнившейся повреждением слухового нерва, будущий композитор станет глухим на левое ухо.

После освобождения он направился в Гамбург, попал в эстрадно-танцевальный оркестр радио NDR, где играл на гитаре под чутким руководством Альфреда Хаузе и Франца Тона. Жадно перенимая музыкальный опыт старших коллег, Бётхер пробовал себя в качестве аранжировщика, а свое предпочтение отдал джазу. Его кинодебют состоялся в 1955 году, когда продюсер Артур Браунер предложил ему написать музыку к военной комедии «Капитан и его герой» / Der Hauptmann und sein Held. Затем последовал фильм Георга Тресслера «Хулиганы» / Die Halbstarken (1956) с Хорстом Бухгольцем в главной роли, где уже играла специально собранная им команда Mister Martin’s Band, в составе которой находился не менее известный в будущем музыкант, – а тогда просто басист, – Джеймс Ласт. Параллельно Бётхер писал мелодии для Франсуазы Мадлен Арди, Роми Шнайдер, Пегги Марч и других, а его песенка «О, как красиво» / Oh, wie schön в исполнении бельгийского певца Тони Сэндлера заняла одно из почетных мест на немецком «Евровидении».

 Завораживающая музыка Мартина Бётхера к фильмам по романам Эдгара Уоллеса
Завораживающая музыка Мартина Бётхера к фильмам по романам Эдгара Уоллеса. На обложке диска актриса Карин Дор

В начале 60-х годов продюсер компании «Риальто-фильм» Хорст Вендландт предложил Бётхеру написать джазовую музыку к серии фильмов по криминальным романам Эдгара Уоллеса. Далее последовали музыкальные темы к вестерну «Сокровище Серебряного озера» (1962), благодаря успеху которого Мартин Бётхер стал известнейшим немецким кинокомпозитором. В 60-х он сочинил музыку к десяти «майевкам», а в 70-е годы снова обратился к Карлу Маю, написав интересные композиции к 26-серийному телефильму «Кара бен Немси» / Kara Ben Nemsi Effendi (1973). Сегодня музыка Мартина Бётхера к кинофильмам по-прежнему очень популярна и постоянно перевыпускается на компакт-дисках или в виде кавер-версий.

Мартин Бётхер: «Время, когда я сочинял музыку к фильму «Сокровище Серебряного озера», а потом и ко всем другим фильмам, было прекрасным. Это доставляло безумную радость – не только потому, что мелодии принесли мне большой успех, но и потому, что фильмы оказались мне очень близки. Основная тема – человеческая свобода и независимость! Мне не пришлось долго думать, пока подберутся подходящие ноты, музыка рождалась сама, изнутри. Возможно, именно поэтому она имела такой успех». (Michael Petzel: Karl-May-Filmbuch, 1999).

Удивительно, но Мартин Бётхер никогда не присутствовал на съемках «майевок» и все детали обсуждал с продюсером только по телефону. Он даже не читал тогда Карла Мая – с первым его романом он познакомился только в 78 лет! Над музыкальной темой к «Сокровищу Серебряного озера» композитор работал почти 24 часа в сутки в течение четырех недель.

 Мартин Бётхер. Очередь за автографом всегда длинная
Мартин Бётхер. Очередь за автографом к Маэстро всегда длинная / фото: © Dzhotti

Пьер Брис в своей автобиографии «Виннету и я» вспоминал о моментах работы с Маэстро уже после завершения съемок:

Музыка – это язык, который понятен каждому. Музыка не только объединяет, она может влиять на ситуации, а иногда делать мир немного лучше. Музыка меня сопровождала и вдохновляла с детства. Долгое время я мечтал стоять на сцене и петь для публики. Но, к сожалению, пению я не учился, я не певец.

 Его музыка звучит в 56 фильмах
Его музыка звучит в 56 кинофильмах

Но однажды Мартин Бётхер, чьи мелодии буквально околдовывали слушателей, предложил мне записать грампластинку. Раз уж такой одаренный композитор решил, что я должен спеть, — тогда почему бы мне не попробовать? Так появились два сингла: «Я одинок» и «Рибанна». У пластинки был колоссальный успех. Она утолила жажду фанатов, которые впервые услышали мой настоящий голос. В хит-параде журнала Werner Müllers Schlagermagazin я оказался на третьем месте, а в журнале BRAVO некоторое время продержался даже на первом – перед «Битлз».

Я был в состоянии эйфории. Я всего добился. Жизнь была прекрасной. Ко мне, в мой сьют в мюнхенском отеле «Конти» приехал Мартин Бётхер и, довольный результатом эксперимента, предложил дальнейшее сотрудничество. Он уже написал музыку, а Михаэль Кунце сочинил текст. Я витал в облаках…» (Pierre Brice: Winnetou und ich, 2004).

В 1970-е годы Бётхер обратил свою сферу деятельности на телевидение: семейные комедии, детективные сериалы: «Агент поневоле» (Es muß nicht immer Kaviar sein), «Инспектор Кресс» (Der Alte) и «Деррик» (Derrick)… В совокупности Бётхер написал музыку для 56 игровых фильмов и 400 телевизионных спектаклей и сериалов. 9 ноября 1995 в Бонне он стал первым лауреатом премии «За выдающийся вклад в историю немецкого кино». В своем арсенале композитор имеет много наград, в числе которых: Scharlih – старейший и престижнейший приз, напрямую связанный с именем Карла Мая (1994), орден «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» (2004), памятная награда немецкого авторского общества GEMA (2016) и другие.

 Вид на легендарную Тулову гряду со стороны плато
Вид на легендарную Тулову гряду со стороны плато «Парижевичева главица»/ фото: © Big Chief

Во второй половине дня мы вместе с Мартином Бётхером и Хеллой Брис отправились на плато «Парижевичева главица» / Pariževićeva glavica , что над рекой Зрманя / Zrmanja – «киношной» Рио-Пекос. Ни один предыдущий фестиваль еще не обходился без посещения этого особого для всех нас места, ведь здесь были сняты наиболее яркие эпизоды «майевок». Изумрудная Зрманя, сияющая солнечными бликами, змеей вьющаяся в глубоком каньоне, — излюбленный главный мотив в картинах «Виннету I» (1963) и «Виннету III» (1965). Киноархитектор Владимир Тадей возвел на плато декорации пуэбло апачей, где жили Виннету, его отец Инчу-Чуна (Миливойе «Мавид» Попович) и сестра Ншо-Чи (Мари Версини), – ступенчатое строение из глины и камней, держащееся на деревянной внутренней конструкции с рефлёным фасадом, который был тонирован патиной. Именно здесь, пройдя суровое испытание в водах Рио-Пекос и победив Инчу-Чуну, Олд Шеттерхэнд (Лекс Баркер) стал кровным братом Виннету. В последней части трилогии апачи вынуждены были взорвать пуэбло, дабы оно не досталось жестоким бандитам, в союзе с предателями-хикарилья атаковавшим под покровом темноты их деревню. В фильме «Верная Рука – друг индейцев» (1965) пуэбло-плато стало местом встречи Виннету и Олд Шурхэнда (Стюарт Грейнджер). Эти и другие живописные излучины Зрмани мы также можем наблюдать в различных сценах из лент: «Сокровище Серебряного озера» (1962), «Виннету и Шеттерхэнд в Долине Мёртвых» (1968) и интересующего нас в данный момент фильма «Виннету и полукровка Апаначи» (1966). В районе плато Апаначи (Уши Глас) со своим младшим братом Хэппи (Маринко Чосич) пытались уйти от погони бандитов Кёрли Билла (Илия Джувалековски), которого в этой сцене дублировал хорватский каскадёр Милан Микульян. Рядом с ним плечом к плечу скакал шеф каскадерской группы Иво Криштоф, а чуть сзади — Шиме Ягаринец. Все они уже были участниками предыдущих встреч «друзей Карла Мая».

И здесь, на скале, высоко над каньоном, в котором сверкала серебристая лента реки, стоял я 21 марта 2004 года и знал, что Виннету меня покидает. Приключение окончено. Мог ли я для своего прощания найти место прекраснее?

 Хелла Брис
Хелла Брис на плато
/ фото: © Dzhotti

Так писал 75-летний Пьер Брис в мемуарах о посещении Хорватии спустя более сорока лет после съемок. Но тот приезд оказался не последним, а роль его жизни по-прежнему оставалась с ним. 8 июня 2012 года Пьер Брис вновь любовался изумрудной гладью Зрмани, будучи почетным гостем первого фестиваля «По следам Виннету». Сегодня на этом же месте нас приветствовала Хелла Брис, вся в белом, поскольку Пьер всегда считал, что белый цвет для француза – выражение его национальной гордости…

Вскоре подъехала машина Мартина Бётхера. То же безжалостно палящее солнце, тот же иссушающий кожу ветер и та же нещадная жара, но наши гости стойко выдерживали все испытания летнего хорватского климата, с сияющими глазами и улыбками на лицах позируя жаждущим эффектных кадров фотографам. Братья ГиттЙоахим и Томас — и Фред Фехтнер пребывали в приподнятом настроении. «Киношники» активно делились своими воспоминаниями, демонстрировали архивные кадры и, находясь с нами на одной волне, увлеченно фотографировали нисколько не изменившийся за полвека ландшафт. Как и хотела Хелла Брис, этот день начинался светло и радостно. Для нее жизнь дорогого супруга не окончилась, он по-прежнему рядом с ней в каждом мгновении и во всем, что наполнено памятью о нем. «Его душа сейчас со мной и со всеми нами», – сказала она. В течение 34 лет Хелла и Пьер были неразлучны. Пьер Брис называл ее «моя Судьба», «мой источник энергии», «моя Утренняя Заря», «моя вечная любовь». «Сегодня я каждую секунду думаю о нем», – поделилась своими чувствами Хелла.

Их первая встреча – как знак Судьбы – произошла случайно. Сестрам-тройняшкам Хелле, Габи (Габриела) и Хумми (Хуберта) тогда было по шестнадцать, и они отдыхали в швейцарской горной деревеньке Гштад, вокруг которой накручена сотня километров знаменитых лыжных трасс. Своего любимого героя Виннету в отеле Palace первой заметила именно Хелла, и сестры подошли попросить автограф. Все три девушки имели одинаковые прически, были одеты в одинаковые платья и одинаковые туфли. Три пары небесно-голубых глаз пленили актера сразу. Спустя несколько лет в римском аэропорту Пьер Брис вновь узнал этот «триптих»: девушки прилетали, он улетал. И снова они перекинулись друг с другом лишь парой фраз. Но однажды наступил момент, когда Пьер оказался на пороге новой жизни, в которой ему должна была открыться большая любовь.

 Пьер Брис и Хелла. 2012
Пьер Брис и Хелла. 2012 / фото: © Big Chief

В 1976 году на кинобалу в одном из театров Мюнхена в конце вечера проводилась лотерея. Три девушки на одно лицо, одинаково одетые, тянули лотерейные билеты. Пьер Брис нашел их еще прекраснее, чем раньше. Потом он танцевал с каждой, причем, не зная, кого из них держит в руках: Габи? Хумми? Хеллу? Чтобы познакомиться поближе, Пьер пригласил их в ресторан. На следующий день в газетах было написано: «Виннету и тройняшки. На кого он решится?» Никто этого еще не знал, даже он сам. А потом в Эльспе на премьеру спектакля «Сокровище Серебряного озера» приехала Она…

На их свадьбе, состоявшейся в июне 1981 года, Пьер Брис в сильном волнении надел на палец Хеллы, которая моложе его на двадцать лет, свое обручальное кольцо, и оно, естественно, оказалось ей слишком велико. Хелла не смогла удержаться от смеха. Сегодня на золотой цепочке вокруг ее шеи мы разглядели то самое кольцо и еще лотарингский крест. «Теперь я ношу его у сердца», – сказала Хелла, указывая на талисман Бриса, который он снял после свадьбы и навсегда доверил только ей. Она считает, что так его душа будет в безопасности.

 Мартин Бётхер и Хелла Брис
Мартин Бётхер и Хелла Брис / фото: © Dzhotti

Мартин Бётхер и Хелла Брис подошли к краю каньона, любуясь Зрманей. Чистое голубое небо придавало воде невероятно глубокий оттенок. Испещренные старческими морщинами утесы, залитые солнцем, отражались в ее прозрачности. А из-за велебитской скальной цепи с северной стороны плато уже ползли грузные свинцовые тучи. Они надвигались медленно и неотвратимо, и нам пришлось поспешить в свои автобусы и авто, чтобы успеть подняться к подножию Мали Алана на Туловой гряде. Узкая насыпная дорога, которую еще во времена Наполеона прокладывали французские солдаты, по крутому серпантину поднималась вверх. А над покинутой нами равниной уже разразились первые ливневые потоки. С высоты их было хорошо видно, но открывшиеся сверху пейзажи вызывали только восхищение. Успеем ли мы уйти от этой грозовой погони?

 Мартин Бётхер и Хелла Брис над рекой Зрманя
Мартин Бётхер и Хелла Брис над рекой Зрманя / фото: © Dzhotti

Авторы: ,

 

ЧИТАЙТЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ

Дек 16

2016: По следам Виннету в Хорватии — 04

2016 — ХорватияПОЕЗДКИ

Мы продолжаем публиковать отчет о путешествии в Хорватию по случаю 50-летия выхода на киноэкраны фильма «Виннету и полукровка Апаначи». Ночь памяти Пьера Бриса на Туловой гряде.


*** © Winnetou.Ru При полной или частичной перепечатке материалов ссылка (гиперссылка) обязательна

ДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ



КОММЕНТАРИИ: 11


  • Dzhotti 11.11.2016 в 19:30 | Ответить

    Оказывается, продюсер «майевок» Хорст Вендландт во время II Мировой войны тоже служил, как и Бётхер, в Люфтваффе и тоже попал в плен: «После поражения нацизма, стоя по колено в воде, он рубил уголь в шахте в робе заключенного американского лагеря для военнопленных» (как сказано в книге А.Шарого «Знак W»). Какая судьба! Стоит сказать об этом пару слов.


    1. Big Chief 11.11.2016 в 19:50 | Ответить

      Действительно, Хорст Вендландт (будучи русским по отцовской линии) тоже оказался в Люфтваффе, но с ним все гораздо интереснее. Он попал туда исключительно поневоле. С момента, когда Гитлер напал на СССР, Хорста как русского по происхождению эсесовцы забирают в лагерь для интернированных. Пробудет он там под постоянными допросами 3 недели. Его благодаря связям освободит дядя Фриц. С того момента Вендландт будет обязан еженедельно отмечаться в полиции и нести вахту на посту противовоздушной обороны.

      Все это продолжалось до 1944 года, пока у немцев на фронте делали не стали плохи. Тогда Вендландту был поставлен ультиматум — или обратно в лагерь как русский, или на фронт как немец! Так в июле 1944 года он оказался в наземной службе Люфтваффе, в одном из запасных батальонов. В общем, к самолетам он никакого отношения не имел.

      В начале 1945-го после воспаления легких он получает отпуск на неделею и едет домой. Ходит там в «гражданке», за что в военное время можно серьезно схлопотать. В часть он все-таки возвращается — а куда деваться-то? В апреле 1945-го вместе со всем подразделением попадает в американский плен. Потом он находится во французском плену — по рассказу самого Хорста, американцы продали его и еще пару товарищей французам (1 доллар за человека). Так он оказывается на угольной шахте в Эльзасе. Там он каждый день должен был таскать в забое тяжелые вагонетки с углем, находясь по колено в ледяной воде.

      Только в январе 1947 года мучения закончились — его освободили. Проблемы с коленями с тех пор были у Вендландта всю оставшуюся жизнь.


      1. Dzhotti 12.11.2016 в 00:44 | Ответить

        Тяжелейший путь и суровейшие испытания. Какая сила воли, чтобы не сломаться, а выстоять и в конечном счете придти к своим звездным годам.


  • Творец 13.11.2016 в 14:53 | Ответить

    Невероятно, как Мартин Бётхер написал музыку к Виннету фильмам и не нашёл времени чтобы ознакомиться ближе со съёмочной группой, местом съёмок, окружающей природой да и самим произведением Карла Мая. Немецкая точность и основательный подход к делу известны далеко за пределами Германии. То, что у него получилось не вызывает сомнений, видимо талант и богатое воображение тому причина. Много ли надо человеку для счастья, реализоваться успешно в своём любимом деле и вот, душа уже на небесах !


  • Dzhotti 26.11.2016 в 18:03 | Ответить

    Интересно, что ни Хорст Вендландт, которого называли «продюсером мечты Карла Мая», ни сам Пьер Брис на момент и в процессе съемок экранизаций о Виннету романы саксонского писателя тоже не читали. Пьер Брис ознакомился с его рассказами позже, а Хорст Вендландт? Никогда?


    1. Big Chief 28.11.2016 в 22:06 | Ответить

      Вендландту, похоже, осилить Мая не довелось…


  • Dzhotti 28.11.2016 в 22:28 | Ответить

    Похоже, что единственным актером, прочитавшим Мая еще в детстве, является Гойко Митич 🙂 И, как известно, в конце декабря 2016 года в Германии большая премьера — ремейк «Виннету» в трех частях. Новоявленный исполнитель роли вождя апачей, албанец Ник Хелилай не только не знал произведений писателя, но и не смотрел фильмы с Пьером Брисом. Теперь для него это настоящее открытие 🙂


  • Vitold 21.04.2017 в 15:35 | Ответить

    Фантастические,легендарные персонажи,часть истории.


  • Dzhotti 22.04.2019 в 09:55 | Ответить

    19 апреля 2019 года сердце Маэстро, перешагнувшего 90-летний рубеж, остановилось. Еще один тяжелейший удар. Покойтесь с миром, уважаемый Композитор, легендарный Мартин Бетхер. Ваши мелодии и невероятная встреча в Хорватии останутся в памяти на всю жизнь. Спасибо Вам!


  • Борис 29.03.2021 в 13:20 | Ответить

    Из всех западногерманских кинокомпозиторов Мартин Бёттхер, наверное, — самая международно-известная и состоявшаяся величина. То, как он «подхватил с воздуха», балладно разработал и оркестрово одухотворил свой эпический «эквивалент» приключенческим киноисториям о Виннету и Верной Руке — сродни стопроцентному величественному шедевру. По мне, так он превзошёл и самого титулованного Дмитрия Тёмкина, голливудского мастера вестерновых мелодий.

    Окажись он в 1960-х со своей «темой Верной руки» (из «Среди коршунов») или магистральной «темой Виннету» в США в призовой оскаровской гонке, то своего «золотого истукана» за лучший саундтрек маэстро точно бы не избежал (правда, тут бы его могли ожидать интриги ревнивых американцев). Но это уже из области предположений.


    1. Big Chief 01.04.2021 в 15:16 | Ответить

      Если не считать Ханса Циммера, — а он, думаю, «не в счет», — поскольку еще в детстве переехал в Великобританию, то — да, Мартин Бётхер остается, пожалуй, самым известным немецким композитором в Европе. От Голливуда он в свое время открестился, хотя его и приглашали (см. Мартину Бётхеру — 90!).

      Ну, а в родной Германии композиции Бётхера заслуженно взлетали на самые вершины немецких чартов.



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ