1965: «Верная Рука — друг индейцев». Часть 2

15.09.2021 | КАК И ГДЕ СНИМАЛИ, Карл Май | 1 коммент. | Автор:

Читайте начало: Часть 1.

Во второй части нашего подробного рассказа о вестерне «Верная Рука — друг индейцев» речь пойдет о первом этапе югославских съемок в Словении в августе — сентябре 1965 года.

СЪЕМКИ В СЛОВЕНИИ (август — сентябрь 1965 года)

Мотив / сцена Где снимали
Город «Мэзон-Сити». Приезд Поттера и его помощников в город. Смерть Ту-Вана и дяди Бена. Покушение на Шурхэнда. Потасовка в салуне «Ковбойский» городок в Стожице / Stožice, 15 км севернее Любляны / Ljubljana
«Лабиринт смерти» — логово «Генерала», съемки внутри пещеры. Виннету спасает Тоби. Расправа «Генерала» со своими помощниками Пещера «Жупанова Яма» / Županova Jama (бывшая «Таборска Яма» / Taborska Jama) у местечка Гросупле / Grosuplje, 30 км юго-восточнее Любляны
Виннету спешит к «Лабиринту смерти». Финальный поединок Шурхэнда с «Генералом» Карстовая долина Раков Шкоцьян / Rakov Škocjan в районе «Малого моста» / Mali Most, окрестности Церкницы / Cerknica и Постойны / Postojna, 50 км южнее Любляны

Отправная точка — Любляна

 Отель -Лев- в 1965 году
Отель «Лев» в Любляне. 1965 год

Как и в случае c предыдущей лентой «Виннету III» / Winnetou 3. Teil, киногруппа «Олд Шурхэнда» поселилась в многоэтажном отеле «Лев» / Lev, что и сегодня высится в центре словенской столицы Любляны, но теперь больше в стекле, чем в бетоне. В бывшие комфортабельные апартаменты Лекса Баркера въехал Стюарт Грейнджер. А кое-кто из членов съемочной группы «Риальто-фильм», став участником съемок очередной «майевки», вообще не выезжал из отеля.

Первый стук кинохлопушки раздался утром 23 августа 1965 года в 15 километрах севернее Любляны, в местечке Стожице / Stožice.

Там, на берегу реки Савы, берущей начало в словенских Альпах, стоял киношный «ковбойский» городок, где к тому моменту сняли несколько евровестернов. Всего десять дней назад здесь закончили работу над третей частью «Виннету», в которой город по сюжету назывался Клинтоном. В этот раз название более звучное – Мэзон-Сити.

В тогдашней Югославии местечко Стожице слыло самым популярным. Его использовали чаще, чем, например, «ковбойский» город в боснийской долине Зупци, куда и добраться-то было не так просто, да и статистов привезти труднее. Хотя, по свидетельствам обслуживающего персонала, поездки из Любляны в Стожице и обратно оказались «еще тем испытанием для автомобильных шин и рессор»…

История «ковбойского» городка в Стожице

Первые постройки появились здесь летом 1963-го. Их возвели специально для немецко-итало-французской копродукции «Пираты с Миссисипи» / Die Flusspiraten vom Mississippi по мотивам произведения приключенца Фридриха Герштеккера (1816-1872) с Хансйоргом Фельми, Хорстом Франком, Брэдом Харрисом и Тони Кендаллом в главных ролях. В ту пору немецкие продюсеры открывали для себя тему Дикого Запада, торопясь на «майской» волне привлечь зрителей и вернуть их в пустеющие кинотеатры.

 Улица =ковбойского= городка в фильме =Пираты с Миссисипи=
Так выглядела в 1963 году главная — она же и единственная на тот момент — улица «ковбойского» городка в Стожице
/ кадр из фильма «Пираты с Миссисипи»

По заказу мюнхенской компании «Рапид-фильм», оцененному в 100 000 дойчмарок, сценографы Ханс Бертель и Йоханнес Отт в тесном сотрудничестве со специалистами из словенского «Триглав-фильма» за рощей у реки Савы отстроили так называемую main street — главную улицу крошечного городка Хелена, по сюжету расположенного в арканзасской глуши.

До начала строительства здесь располагалась пара-тройка зданий. Одно из них – кирпичный домишко неизвестного назначения с каменными ступенями на входе, который превратили в банк, надстроив деревянный второй этаж и приколотив вывеску MEMPHIS UNION BANK. На той же стороне улицы поставили контору шерифа / SHERIFF’S OFFICE и офис торговой компании Дейтона / DEYTON’S MERCANTILE CO. Через дорогу — несколько домов из досок, сколоченных внахлест, как и положено на Диком Западе.

 Во время съемок отель сгорел полностью = кадр из фильма =Пираты с Миссисипи=
Во время съемок отель сгорел полностью / кадр из фильма «Пираты с Миссисипи» (1963)

Самым крупным из них стал двухэтажный UNION HOTEL с непременным салуном на первом этаже. В пристройке к отелю оборудовали контору по продаже отремонтированных экипажей / CARRIAGES REPAIRED. Во время съемок отель сгорит почти дотла. Чтобы не дать огню перекинуться на другие постройки, вызовут пожарную команду из Любляны.

 Никола Гец в фильме =Пираты с Миссисипи=
Каскадер Никола Гец в «Пиратах с Миссисипи». Он сыграет в «Олд Шурхэнде» «убийцу буйволов» по кличке Кэт

Рядом с отелем, под торчащим на крыше щитом с надписью BLACKSMITH’S WAGONS открыли хранилище передвижных кузниц. Не забыли и об отдельно стоящей хибаре — мастерской гробовщика с колоритной надписью: «Гробы дока Монроува – самые лучшие». Все каноны вестерна были соблюдены — получился настоящий захолустный поселок времен Дикого Запада!

Летом 1964-го здесь сняли немецко-австрийский вестерн «Жаркие порывы ветра» / Heiß weht der Wind с Томасом Фричем в главной роли, для чего обновили пообветшавшие за зиму постройки и сколотили в начале улицы пару новых деревянных домов. В том году городок оказался настолько востребованным, что в последний день работы немцев в тех же экстерьерах начались съемки у итальянцев. Между ними даже возник конфликт из-за нехватки статистов.

Для итальянской — точнее итало-испано-французской — киногруппы словенцы потрудились на славу: расчистили пространство и расширили место съемки еще на одну улицу, расположив ее перпендикулярно существующей. Теперь с высоты птичьего полета городок напоминал букву «Т». Новую короткую улочку застроили домами и возвели на ней кирху с высоким шпилем, которую позже можно увидеть в других фильмах. У основания буквы «Т» главную улицу полностью перегородили еще несколькими зданиями, установив перед ними уличную водоразборную колонку со стоком, аккуратно обложенным кирпичом. Если раньше эта улица была полностью проходной, то теперь все въезды в город стали боковыми и практически не попадали в камеру во время съемок, создавая впечатление, будто улиц больше, чем на самом деле.

 На новой улице в Стожице появились дома и кирха = кадр из фильма =Проклятые револьверы из Далласа=
На новой улице в Стожице появились не только дома, но и кирха / кадр из фильма «Проклятые револьверы из Далласа» (1964)

Итак, в августе-сентябре 1964 года, буквально один за другим, здесь сняли три спагетти-вестерна: «Умереть за доллар в Тусоне» / Per un dollaro a Tucson si muore, «Проклятые револьверы из Далласа» / Le maledette pistole di Dallas и «Три свинцовых доллара» / Tre dollari di piombo. Последние два — с одними одними и теми же актерами.

Поздней осенью сюда снова заглянули западные немцы. В этот раз город послужил декорациями для цветного широкоформатного фильма «Хижина дяди Тома» / Onkel Toms Hütte по роману американской писательницы Гарриет Бичер-Стоу (1811 — 1896) с Гербертом Ломом, О.В. Фишером, Чарльзом Фосеттом и Милен Демонжо. Среди участников с югославской стороны тоже имелись старые знакомцы: Никола Попович, Йован Яничиевич, Милан Бели и Гойко Митич, сыгравший убийцу Линкольна и исполнивший несколько трюков. Серьезных изменений в декорациях после спагетти-вестернов не произошло. Видимо, из экономических соображений. А может, просто не было времени. Даже название салуна осталось тем же: LONG BRANCH SALOON. Перевесили пару вывесок на домах, и — все.

 Главная улица в Стожице в спагетти-вестерне =Три свинцовых доллара= 1964
Главная улица в Стожице в спагетти-вестерне «Три свинцовых доллара» (1964)
 Подготовка съемок фильма =Хижина дяди Тома=
То же место, в том же году поздней осенью, во время съемок «Хижины дяди Тома»

Летом 1965-го городок ожил вновь. Сначала здесь поработали над очередным немецким вестерном «Дуэль перед закатом» / Duell vor Sonnenuntergang по произведению польского бунтаря Марека Хласко с участниками «штаба Карла Мая»: Марио Джиротти, Уолтером Барнесом, Деметером Битенцем и Слободаном Димитриевичем.

 Финальная дуэль в вестерне = Дуэль перед закатом = 1965
Петер ван Эйк против Марио Джиротти. Поединок на главной улице в вестерне «Дуэль перед закатом» (1965)

Далее Стожице на два месяца полностью «оккупировал» «Риальто-фильм», в результате чего появились две очередные «майевки», об одной из которых мы и ведем свой рассказ. На этом «золотая» эра словенских ковбойских декораций завершилась. Да, собственно, закончилось и время немецких вестернов, сдавшихся под напором «спагетти», которые в подавляющем большинстве продолжили снимать в Испании.

По некоторым данным, в Стожице после «Олд Шурхэнда» не сняли ни одного фильма. Городок простоял еще несколько лет невостребованным. К концу 1960-х его потихоньку разобрали.

Сегодня бывшей территорией студии «Триглав-фильм», на которой стоял «ковбойский» городок, владеет Стожицкий ипподром, находящийся здесь с 1957 года. Рядом расположена школа верховой езды.

 Место где располагался ковбойский городок в Стожице
Место, где стоял «ковбойский» городок в Стожице / Maps Data: Google 2021 © CNES / Airbus, Maxar Technologies

Владимир Тадей затевает перестройку

Во время короткого десятидневного перерыва между съемками «Виннету III» и «Олд Шурхэнда» команде художника-постановщика Владимира Тадея пришлось в Стожице ударно потрудиться.

Первым делом люди Тадея расчистили въезд на главную улицу, скрупулезно застроенный еще итальянцами. Именно в этом месте, по сценарию, в Мэзон-Сити должен был въехать Ту-Ван, сын вождя команчей. Чтобы освободить пространство, снесли деревянные ворота и высокое здание бакалейной лавки, появлявшейся в предыдущих фильмах под вывеской GROCERY PROVISIONS. Убрали расположенную напротив лавки водоразборную колонку, выкорчевали несколько деревьев, закрывающих обзор. Прямо перед расчищенным местом на высокой деревянной вышке водрузили вертушку-ветряк, позади которой за вершинами соснового бора открывалась великолепная горная панорама.

 Таким стал въезд на главную улицу Мэзон-Сити
Таким стал расчищенный въезд на главную улицу Мэзон-Сити

На здание, расположенное по правую руку от въезда (если стать к нему спиной), повесили вывеску в виде подковы MASON CITY BANK, практически невидимую в кадре и заметную лишь на постановочных фотографиях. Дальше справа, за боковым выездом, располагались первые дома главной улицы. На один из них вернули старую надпись DAYTON’S MERCANTILE CO, появлявшуюся еще в «Пиратах с Миссисипи». За крыльцом дома у стены Тадей поставил помост «Пожирателя огня» / THE FIRE EATER, на котором факир в сопровождении дамы в восточной одежде будет опускать в рот горящие предметы и «глотать» огонь.

Следующую за цирюльней / BARBER SHOP постройку превратили в здание почты и телеграфа / POST TELEGRAPH. Прежде, в «Виннету III» здесь был отель «Коулмен» / HOTEL COLEMAN. На дощатые стены фасада наклеили плакаты «Разыскивается…», с которых уныло взирали индеец и белый. Причем за краснокожего нарушителя давали 2500 долларов, а за белого бандита по имени Джек — всего 2000. В кадрах, где молодой юрист Тоби, обвинивший Шурхэнда в «преднамеренном увечье», начинает выяснять с ним отношения, на веранде почтового офиса будут фланировать довольные джентльмены с пивными кружками в руках. Видимо, пиво в день праздничной годовщины Мэзон-Сити разливали прямо на почте…

 Подготовка к съемкам проезда дилижанса по городу
Подготовка к съемкам проезда дилижанса по главной улице

Следующий дом с навесом на входе и коновязью, благодаря своим каменным стенам частенько служивший банком, а в «Виннету III» — парикмахерской, теперь стал отелем «Коулмен». Вот, оказывается, куда перевесили вывеску! Рядом расположили аттракцион High Striker, или попросту «измеритель силы», хозяин которого, на свою голову, не захочет выдавать «как-будто бы немного слабенькой» Юдит заслуженный первый приз, за что его и покарает крепкая рука Шурхэнда.

Далее шла поперечная улица, но о ней мы поговорим позже, а сначала вернемся к въезду в город и пройдемся по левой стороне главной улицы.

Танцы и пиво — праздник на всю катушку!

Тадей обновил самое крайнее здание с элегантным балконом, превратив его в увеселительное заведение с зазывающими надписями «канкан», «пиво», «джин», «ликер»… Следом, за кузницей Кэлли / SMITH KALLY, на дощатом строении закрасили отличительные знаки булочной и склада, чтобы на их месте оставить объявление о продаже холодного пива.

В провале перед домом с загадочным названием JOHN HALL над высоким подиумом растянули транспарант DANCING-CAN-CAN. Там под звуки пианино три нарумяненные танцовщицы, взявшись за руки, будут синхронно и высоко взмахивать ногами на радость праздной публике.

Следующим стоял масштабный «Гранд-отель Молли» / MOLLY’S GRAND HOTEL, из окна которого «Генерал» застрелит сына вождя команчей. По сути, это повтор сцены из снятой ранее «Хижины дяди Тома» — стрелять будут из этого же здания, только окном пониже.

 Выстрел из окна в =Олд Шурхэнде= и в =Хижине дяди тома=
Слева: выстрел из окна второго этажа «Гранд-отеля Молли» («Олд Шурхэнд»). Оба мансардных окна почти не попадают в кадр. Справа: выстрел из мансардного окна салуна («Хижина дяди Тома»)

Тадей превратил салун в отель, сменив вывеску, обновив фасад и закрепив на входе два фонаря. Двери в книжный магазин, расположенный в здании отеля, он оставил нетронутыми, а вот с другой стороны отеля поставил квадратный боксерский ринг, где каскадеры Милан Соса, Андреа Митречич и еще один их напарник разыграют короткие раунды поединков.

 Лука Кнежевич во время съемочного перерыва в Стожице
Перекур. Каскадер Лука Кнежевич во время съемок в Стожице (1965)

На стене последнего дома главной улицы замазали надпись TELEGRAPH, превратив его в офис мэра / MAYOR of MASON CITY. В фильме никакого мэра не будет, останется лишь, так сказать, антураж и обязательный звездно-полосатый флаг над дверью.

Этот же угловой дом за поворотом на перпендикулярную улицу имел совсем иной фасад и назначение — в нем, судя по плакату с четырьмя револьверами, устроили оружейный магазинчик или склад. Правда, где у него вход, так и осталось загадкой. Там же, над расположенным рядом под навесом стойлом для лошадей, во всю стену нарисовали весы с надписью DRAKE MANUFACTURER and DEALER, которая будет хорошо заметна, когда в сумерках с крыши один из «убийц буйволов» попытается подстрелить Олд Шурхэнда, что ему, конечно же, не удастся благодаря вмешательству Юдит. Ого! Шурхэнд обязан своей жизнью женщине? Такого прежде не было никогда! Но главный герой отнесется к этому с хладнокровием и поблагодарит девушку отеческим поцелуем в лобик. Похоже, это была придумка Стюарта Грейнджера…

Тут же на углу улицы заметен электрический столб, который декораторы вкопали на месте выкорчеванной сухой сосны, еще в «Пиратах с Миссисипи» поражавшей обилием свежих иголок, а в «Хижине дяди Тома» даже сыгравшей роковую роль — на ее толстом суку линчевали официанта-негра, ложно обвиненного в убийстве.

Рядом — большой дом мирового судьи с выкрашенными под красную охру стенами и внушающей уважение вывеской JUSTICE OF THE PEACE. В отличие от мэра судья Дик Эдвардс — действующее лицо фильма. Двухэтажный дом судьи Тадей сделал из бывшего отеля. Из того самого, с верхнего балкона которого в «Виннету III» Сэм Хокенс прыгал прямо в седло, ускользая от людей Роллинса.

 Выстрел из окна в =Олд Шурхэнде= и в =Хижине дяди тома=
Слева: дом мирового судьи из «Олд Шурхэнда». Справа: то же здание в «Виннету III»

А дальше и левее, почти не видимое в кадре, затерялось перекрашенное декораторами «Ядран-фильма» в светлые тона здание с крыльцом и торчащей сбоку надписью DANCING. Собственно, это уже третья точка в Мэзон-Сити, где танцевали или глазели на танцульки.

Где стоял дом дяди Бена

Если вернуться к офису мэра, завершавшему главную улицу слева, и, никуда не сворачивая, просто посмотреть вперед, можно было упереться взглядом в расположенную через дорогу большую постройку, на которой в нескольких фильмах маячил деревянный щит в голубой рамке с надписью J.L.NIEBERGALL HEADQUARTERS for GENTS FURNISHING BOOTS & SHOES, известной по старым фотографиям конца XIX века, сделанным где-то в Колорадо. В «Виннету III» часть надписи после for куда-то исчезла — вероятно, ее обновляли и не успели дописать. А вот для «Верной Руки» декораторы полностью замазали старый текст, заменив его на отороченные вензелем три строки: THE HOWE / SEWING-MACHINE / THE HOWE MACHINE COMPANY. Таким вот образом Владимир Тадей стилизовал исторический бренд Элиаса Хоу (1819-1867), американского механика, который хотя и не изобрел швейную машину, но стал первым, кто запатентовал технологию.

 Историческая вывеска - реклама продукцию Элиаса Хоу
На заднем плане — историческая вывеска, рекламирующая швейные машины Элиаса Хоу

Отслужив рядовым в армии северян во время Гражданской войны, он основал фирму Howe Machine Company, успешно начал развивать собственное производство швейных машин и скоропостижно скончался на самом пике своей карьеры в возрасте 48 лет.

Стоявший вплотную справа высокий дом с лестницей, ведущей на второй этаж, Тадей сделал жилищем дяди Бэна. Хотя, явно небогатый до своего похода к Чертовой горе старатель Бэн, скорее всего, обитал в какой-нибудь комнатенке на верхнем этаже. Сам фасад здания возвели чуть раньше — для съемок фильма «Дуэль перед закатом». В «Виннету III» на нем в одном из кадров мелькнула странная вывеска Henthaw & Hamttrin, которую для нового фильма художник-постановщик сменил на менее замысловатую: Boots & Shoes.

 На заднем плане дом дяди Бена
За спиной Лекса Баркера двухэтажная постройка, которой суждено в следующей ленте стать «домом дяди Бена»
/ кадр из фильма «Виннету III» (1965)

Старую коричневую краску с фасада снять успели, а вот покрыть новой — нет. В кадрах видно, что стены отскоблены, но не покрашены. Возможно, их покрыли светлой морилкой. Кстати, фасады многих домов в Стожице оставались неокрашенными с 1964 года, что заметно на экране. Перед домом вкопали ту самую водоразборную колонку, которую убрали после расчистки въезда в городок. Именно у нее за минуту до гибели несчастный Бен будет умываться после жаркой потасовки в салуне. Рядом стояла крытая повозка, за которой прятался убийца; она находилась там же со времен предыдущих съемок.

 Дядя Бэн -каскадер Степан Хргович- падает на лестницу после удара бандита Клинча
В кадре бедный дядя Бэн (каскадер Степан Хргович) падает и катится по лестнице после удара бандита Клинча (Душан Яничиевич). В «Олд Шурхэнде» дом показан только крупным планом

Чтобы до него добраться, надо было просто выйти из салуна, свернуть налево и пройти вперед тридцать метров. Киношники не соврали — в салуне действительно могли слышать предсмертный крик старателя, ведь дом находился почти рядом. Следующее здание справа, практически не попавшее в кадр, Тадей задекорировал под очередную парикмахерскую.

Самой примечательной и самой высокой постройкой на этой улице, которую можно считать главной площадью, была кирха, возведенная год назад. Чуть поодаль слева возвышалось торговое заведение, над верхним этажом которого была заметна вывеска CLOTHING, мелькавшая в нескольких фильмах. Находившуюся под ней над широким крыльцом надпись Тадей решил заменить. А справа, вплотную к церкви, декораторы установили на бочки помост, где здоровый дядька тягал штангу, иногда получая из толпы мячиком по напряженному животу. Боковая вывеска давала аттракциону звучное название: MUSCLEMAN.

 Панорама главной площади ковбойского городка в Стожице
Панорама главной площади Мэзон-Сити

В честь десятилетнего юбилея города обе улицы и фасады многих домов украсили гирляндами из цветов и разноцветными флажками, которые уже использовались в «Хижине Дяди Тома» в качестве праздничного убранства в День независимости. А поперек главной улицы, в начале и в конце, натянули транспарант WELCOME! 10th ANNIVERSARY of MASON CITY. Для удобства съемки в разных местах расставили уличные фонари.

 В съемках в =ковбойском= городке Стожице участвовало около 300 статистов
В съемках в «ковбойском» городке Стожице участвовало около 300 статистов

Бора, ливни и тяжелая рука мисс Молли

К сожалению, дело не заладилось с самого начала — о себе громко заявила непогода. Сильный холодный ветер бора, рождавшийся где-то в словенских горах, начал испытывать съемочную группу на прочность. Следом зарядили проливные дожди.

Все участники съемок ходили с промокшими ногами, а три танцовщицы из местного кордебалета, имитировавшие ярмарочный канкан, не могли избавиться от «гусиной кожи». Два жилых вагончика, в которых отдыхали ведущие актеры, были бесцеремонно опрокинуты и серьезно повреждены стихией.

После ураганов и сильных ливней пришла новая беда — паводок. Мелкая и неширокая в этом месте река Сава вышла из берегов и всего за ночь превратилась в бесконечный поток, размывший пятиметровую насыпь и затопивший территорию в несколько километров.

 Река Сава в окрестностях Стожице
Мелководная Сава в окрестностях Стожице.
Коварная река во время сильных ливней легко выходит из берегов и затопляет округу

Из-за постоянно прибывающей воды участники съемок были вынуждены посреди ночи переместиться в более безопасное место. Городок едва не затопило совсем. Массы размытой земли даже увлекли за собой стоявшую на окраине водонапорную башню.

Непогода породила и проблемы с обеспечением. Заказанные для съемки лошади прибыли на неделю позже, поскольку всех их бросили на спасение урожая югославской свеклы. Оставалось лишь ждать, пока утихнет стихия и уйдет вода…

Позже сцены на улице были отсняты, но это стоило немалого труда. Часто при создании уличных декораций возводят лишь фасады, которые попадают в кадр, а интерьеры снимают на студии в павильоне. Двухэтажное здание отеля и салуна в одном лице позволяло проводить съемку прямо на месте. В один из вечеров запланировали сцены потасовки в салуне в стиле знаменитых акробатических драк из американских вестернов, когда заваруху начинает кто-то один, а потом вовлекаются все присутствующие в заведении.

 Река Сава в окрестностях Стожице
Редкий случай — драку в салуне сняли не в павильоне, а прямо на месте, в Стожице. Камера фиксирует, как каскадеры Лука Кнежевич и Мирослав Бухин продолжают выяснять отношения на улице. Напротив стоит здание почты-телеграфа

Актеры, каскадеры и местные статисты рубились задорно и увлеченно, с битьем зеркал и посуды, ломанием стульев и столов… Трюкачи Мирослав Бухин, Эмиль Микульян, Звонимир Добрин и Андреа Митречич позже со смехом травили байки, как они дурачились во время съемки. Лука Кнежевич после этих сцен долго еще мелькал в других кадрах с синяком под глазом. А c загребской актрисой Герминой Пипинич произошел курьез.

 Гермина Пипинич (в центре) режиссер Альфред Форер и его ассистентка Эфа Эбнер
Гермина Пипинич (в центре), режиссер Альфред Форер и его ассистентка Эфа Эбнер во время съемок сцены в салуне

По сюжету, Пипинич, игравшая хозяйку отеля Молли — даму с характером, должна была крепко врезать одному из участников драки, завершившейся настоящим погромом в ее заведении. Обуреваемая справедливой яростью Молли быстро нашла подходящий объект — на стойке сидел какой-то усатый дядька и надрывался пьяным гоготом. Она размахнулась и отвесила ему тяжелую оплеуху. В общем-то, все по сценарию. Но вот дальше произошло неожиданное. Гермина зачем-то еще и намертво вцепилась в куртку своей жертвы.

 Стюарт Грейнджер отправляет в нокаут бандита
Эпизод в окончательную версию фильма не вошел

Поверженный словенский каскадер свалился со стойки на пол, за ним, точнее — на него, упала не устоявшая на высоких каблуках Гермина, а следом отскочил кусок деревянной стойки и вместе со всем стоявшим на ней реквизитом обрушился на рассерженную хозяйку.

Декорацию пришлось восстанавливать, а сцену — переснимать. Слава богу, обошлось без травм.

Поначалу хотели сделать по-другому. За Молли должен был вступиться Шурхэнд и точным ударом в подбородок отправить громилу в недолгое путешествие вдоль длинной столешницы, в конце которой его тело просто грохнулось бы на пол. Эпизод даже сняли, но что-то не понравилось. Возможно, кто-то увидел в нем отсыл к придумке Харальда Райнля из первой части «Виннету». И тогда решили, что бравая хозяйка отеля вполне справится сама. И она справилась.

Всем, конечно, запомнился маленький кельнер, во время драки бодро орудовавший деревянной колотушкой, обрушивая ее на головы распоясавшихся дебоширов. Это был Лео Буторац, благодаря своему малому росту игравший в кино карликов. За четыре года до этого он снялся в роли шута в экранизации сказки Ганса Христиана Андерсена «Новое платье короля» / Carevo novo ruho, ставшей первым хорватским цветным фильмом.

«Лабиринт смерти», или пещера «Генерала»

Завершив работу в Стожице, съемочная группа переместилась на 30 километров юго-восточнее Любляны в окруженное живописными холмами местечко Гросупле / Grosuplje. Городок станет новой отправной точкой для выезда к пещере «Таборска Яма», расположенной в деревушке Церово / Cerovo неподалеку от знаменитой крепости Табор и исторической церкви Святого Николая с барочными пилястрами и венцами.

 =Лабиринт смерти= со сталактитовой скульптурной группой в пещере =Таборска Яма=
Логово «Генерала» со сталактитовой «скульптурной группой» в большом зале пещеры

«Риальто-фильм» во второй раз после «Виннету II» решился на съемки в настоящей пещере. Конечно, «Таборска Яма» не так величава, как пещера в Постойне / Postojna, в которой снимали в 1964 году, но тоже впечатляет. Ее длина — 330 метров, максимальная глубина — 122 метра. Открыли ее сравнительно недавно, в 1926 году.

 Тоби =Марио Джиротти= под искусственным сталактитом в ожидании спасения
Тоби (Марио Джиротти) в ожидании спасения под искусственным сталактитом

Прежде местным жителям был известен только один из ее залов, служивший ледником. Всего их шесть, и содержат они не только причудливые сталактиты разных форм и цветов, но и тоннели с многочисленными валами и расселинами.

В одном из больших залов — 54 метра длиной и 30 метров шириной — силами Владимира Тадея оборудовали «Лабиринт смерти», или логово «Генерала».

В пещере в те сырые сентябрьские дни хотя и было сухо, но далеко не тепло. Многих членов команды в прямом смысле трясло от дрожи еще на входе. Но самое главное — не хватало воздуха. Четыре огромных прожектора — по-киношному они назывались «брутами» — пожирали столько кислорода, что съемки постоянно прерывали, чтобы вывести людей на улицу освежииться. Генераторы стояли снаружи, поэтому длинные электрические кабели для осветительного оборудования протягивали через дыру в потолке, расположенную на высоте около пятнадцати метров.

Проблемы, как водится, не заставили себя долго ждать. Потерял сознание и упал Альфред Форер, при этом сильно отбив почки. Следующим не устоял руководитель производства Вольфганг Кюнленц, состояние которого оказалось таким тяжелым, что его срочно самолетом отправили на лечение в ФРГ.

Глядя на все это, исполнитель роли «Генерала» Ларри Пеннелл к съемкам в холодной пещере отнесся очень настороженно. Вот как он описывал свой первый спуск в «Лабиринт»:

Меня убедили, что будут проблемы с дыханием. Бог мой, чем все это закончится? Я тогда испытывал настоящий страх. Потом, правда, полегчало. Поддался предубеждению, рожденному пугающими предостережениями, хотя кислорода действительно не хватало.

 Ларри Пеннелл от съемок в пещере был не в восторге
Ларри Пеннелл от съемок в пещере был не в восторге

К счастью, Пьер Брис, Марио Джиротти, Войя Мирич, Лука Кнежевич, Джани Сегина и несколько участников с югославской стороны обошлись без обмороков.

Вход в пещеру, у которого совершалась сделка по продаже оружия команчам, сняли позже совершенно в другом месте — в окрестностях цементной фабрики в Солине под солнечным Сплитом, но об этом позже.

Сегодня пещера «Таборска Яма» имеет другое название: «Жупанова Яма» / Županova Jama и является яркой туристической достопримечательностью здешних мест. Отверстие в потолке, через которое тянули электрические кабели, можно обнаружить в ней и сегодня.

Прощание со Словенией

Последние съемки в Словении проходили в волшебной по красоте долине Раков Шкоцьян / Rakov Škocjan, первом ландшафтном словенском парке, основанном в 1949 году и расположенном между городками Церкница / Cerknica и Постойна в 50 километрах южнее Любляны. Название долины, которую прорезывает река Рак / Rak, можно перевести со словенского как «долина реки Рак Святого Канциана». Škocjan означает Святой Коцьян (первая буква «Ш» от словенского слова Шент, что значит Святой, а Коцьян — это Канциан). Названа она в честь божьего угодника, погибшего во времена преследования христиан римским императором Диоклетианом. Тела Канциана и еще трех обезглавленных мучеников тайно хранились в каменном саркофаге, над которым возвели первую церковь Святого Канциана. От нее остались лишь руины, затерявшиеся в западной части долины.

Однако «Олд Шурхэнда» продолжили снимать не здесь, а в восточной части, около примечательного каменного образования Малый природный мост / Mali most. По нему сегодня проходит туристическая тропа. Древний Малый мост появился в результате обрушения потолка Зелшких пещер / Zelške jame, под высокими стенами которых берет начало река Рак.

 Виннету торопится спасти Тоби - Раков Шкоцьян
Виннету (Пьер Брис) торопится спасти Тоби. Съемка у Малого моста в долине Раков Шкоцьян

Сначала сняли две короткие сцены у Малого моста, в которых Виннету спешил на помощь Тоби, чтобы попасть в «Лабиринт смерти» с тайного входа. Те же мотивы использовали годом раньше для фильма «Виннету II». Тогда вождь апачей вместе с ассинибойнами мчался на помощь Рибанне и лейтененту Меррлу, также удерживаемым бандитами в пещере, правда, в другой.

Затем приступили к съемкам финального поединка Шурхэнда с «Генералом». После осмотра места режиссер Альфред Форер сделал пометку в своей книжке сценария: «Возможно используем тот вход в пещеру, что расположен выше, но тогда Тадей должен замаскировать его камнями». Речь шла о дверях, ведущих в один из проходов к кратерообразному провалу, где Форер планировал снять смертельный поединок. Пока команда Владимира Тадея быстро закладывала двери камнями, у местной администрации были другие заботы. С 12 по 25 сентября — аккурат во время съемок — в Постойне проходил 4-й Международный конгресс спелеологов, поэтому на копошащихся в долине киношников особого внимания не обращали. Никто о временно замаскированных дверях так и не узнал.

 Виннету торопится спасти Тоби - Раков Скоцьян
Меткая пуля Шурхэнда сбрасывает «Генерала» в кратер подземного провала

После того как Стюарт Грейнджер, Ларри Пеннелл и Милан Срдоч отыграли последние сцены в «пещере», все члены съемочной группы с облегчением вздохнули. Наконец-то утомительные съемки в Словении подошли к концу!

Однако передышка была короткой. Теперь путь лежал в хорватские земли, в сторону Риеки / Rijeka, в окрестностях которой раскинулось известное по предыдущим четырем «майевкам» Гробничко поле / Grobničko polje. Там планировалось снять несколько сцен с лошадьми.

Использованные материалы: Michael Petzel: Karl-May-Filmbuch, 1998; Michael Petzel: Der Weg zum Silbersee: Dreharbeiten und Drehorte der Karl-May-Filme, 2001; Vladimir Tadej, Damir Gabelica: Auf den Spuren Winnetous in Kroatien. 10 Routen Winnetous. Jadran Film, Zagreb, 2007; разговоры с участниками съемок, а также результаты собственных исследований.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!


ЧТО ЕЩЕ ПРОЧИТАТЬ О ФИЛЬМЕ «ВЕРНАЯ РУКА — ДРУГ ИНДЕЙЦЕВ»

Июл 20

Елена Жигон: "Стюарт Грейнджер был очень обходителен"

Дамы Дикого ЗападаИНТЕРВЬЮ / ПЕРСОНЫ

10 апреля 2018 года, в возрасте 84 лет, в Белграде скоропостижно скончалась выдающаяся сербская актриса Елена Жигон, известная любителям экранизаций Карла Мая по вестерну "Верная Рука - друг индейцев". Читайте последнее интервью актрисы, которое она дала нам в хорватском городе Стариграде.

Сен 15

«Спутник кинозрителя» 1985: Верная Рука - друг индейцев

Спутник кинозрителяСТАРЫЕ ЖУРНАЛЫ

Через 17 лет в советский прокат повторно вышел легендарный вестерн про «Верную Руку и Виннету». Обзор фильма «Верная Рука — друг индейцев» в журнале «Спутник кинозрителя» №05 (1985).

Авг 16

«Спутник кинозрителя» 1968: Верная Рука - друг индейцев

Спутник кинозрителяСТАРЫЕ ЖУРНАЛЫ

«Как и полагается, герой фильма Джон Гарден — рыцарь без страха и упрека, силач, фантастически меткий стрелок (за что и прозван — Верная Рука). Он приезжает в городок Мэзон-сити, чтобы найти убийцу своих родных...» Фильм «Верная Рука - друг индейцев» в журнале «Спутник кинозрителя» №8 (1968).


*** © Winnetou.Ru При полной или частичной перепечатке материалов ссылка (гиперссылка) обязательна

ДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ



КОММЕНТАРИИ: 1


  • Владимир 18.09.2021 в 18:40 | Ответить

    Спасибо огромное!

    Очень впечатлила история «ковбойского» кино-городка. И настолько, что потянуло посмотреть фильмы, снимавшиеся там — «Хижина дяди Тома» и «Дуэль перед закатом».

    Кстати, смотрел их ВПЕРВЫЕ.

    Между прочим в «Хижине дяди Тома» Гойко Митич впервые появляется на экранах кинотеатров Советского Союза!!! Фильм вышел на экраны в июне 1966 года. Задолго до
    «Виннету-вождь апачей» и «Сыновей Большой Медведицы».

    Жаль,что «Верная рука» стал завершающим фильмом в короткой жизни этого обаятельного «ковбойского» городка Стожице.

    Прекрасная находка А.Форера снимать драку в настоящих интерьерах, а не в павильоне. Фон улицы живой получился. Ибо при современном Блюрей и Ультра-качестве изображения выпускаемых новых дисков, очень сильно читается неподвижный, мертвый фон при съемках в павильонах. Особенно этим грешат оцифрованные издания фильмов Х.Райнля-«Сокровище Серебряного озера» и «Виннету-1» (…а здесь еще и за окном лошади, вставшие на дыбы и замершие навечно!)

    И ждем продолжения занимательного рассказа о производстве прекрасного и великого фильма!



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ