Виннету сражается в кино

09.05.2017 | КАК И ГДЕ СНИМАЛИ, Карл Май | 5 коммент. | Автор:

Западногерманский журнал Hobby №23/1964 о съемках в Югославии фильма «Виннету II».

…Когда актриса Карин Дор превращается в прекрасную индейскую скво Рибанну, сердца друзей Карла Мая бьются чаще. «Виннету» — большая уловка, с помощью которой хотят привлечь в кинозалы всех, кто терпеть не может телевидение, чтобы «вытянуть» немецкое кино из убытков…

 Карин Дор на съемках
Карин Дор на съемках «Виннету II» (1964) / фото из журнала

Известный кинорежиссер, доктор Харальд Райнль заканчивает снимать вторую часть трилогии «Виннету». Самое время узнать о некоторых подробностях съемок в Югославии.

Югославия оказалась в поле зрения по двум причинам: во-первых, из-за высшей степени похожести местных ландшафтов на американский Средний Запад, а во-вторых, страна располагает просто огромным количеством лошадей. Для этого фильма было использовано не менее 2000 лошадок.

 Гримеры – настоящие мастера, которые ловкими руками из обычных югославов делают чистокровных индейцев
Гримеры – настоящие мастера, которые ловкими руками из обычных югославов делают чистокровных индейцев. Поскольку действие большей части фильма разыгрывается в экстерьерах, грим приходится накладывать под открытым небом
/ фото из журнала

Достаточно беглого взгляда на сценарий готового фильма, чтобы сделать вывод о дорогостоящей постановке. Более 3500 статистов-югославов превратилось в «настоящих» краснокожих.

Чтобы снять поединок Виннету с медведем гризли, пришлось из Гамбурга специально доставлять трех зверей. Всем троим опасным хищникам – Мунди, Петеру и Пегги — по 9 лет, они — прирученные медведи-артисты из варьете. Самая крупная медведица — Пегги (вес: 800 кг, рост: 2 м 30 см). Именно ее выбрали для схватки с Виннету, и теперь перед камерой добродушная Пегги должна была выглядеть страшной и опасной. Но это совсем не просто. Она никак не желала яростно реветь с пеной у рта и скалить зубы. Почему? Да потому что по своей основной «специальности» на сцене гамбургского Ханзатеатра вместе с Мунди и Петером она должна была демонстрировать свои совершенно иные умения.

 Большого труда стоила дрессировка медведя из варьете
Большого труда стоила дрессировка медведя из варьете. Несмотря на солидный лакомый кусок, болтающийся перед медвежьим носом, без дополнительной палки никак не обойтись / фото из журнала

Но режиссер Харальд Райнль уже имел опыт общения с медведем. «Нужно раздразнить его», — предлагает он. Дрессировщик протестует: так можно испортить Топтыгину всю его оставшуюся «медвежью карьеру», а он потратил столько сил, чтобы воспитать в своих питомцах кротость… Только с помощью немыслимых трюков и невероятного количества малинового варенья и сахара удалось придать процессу нужное направление «а-ля Карл Май». При съемках этой сцены Харальд Райнль и оператор Эрнст В. Калинке проявили поистине недюженную смекалку…

 Оператор Эрнст Вильгельм Калинке всегда найдет нужный ракурс
Оператор Эрнст Вильгельм Калинке всегда найдет нужный ракурс… / фото из журнала

«Вождь понка устраивает гигантский пожар в поселке искателей нефти Нью-Венанго и весь нефтяной прииск превращает в огненное море» — так написано в сценарии. Такое заказное действо под силу разве что профессиональному пиротехнику, которым выступает Эрвин Ланге. Кроме того, на «поджигателя» возложены и другие задачи. Ланге заботится и о том, чтобы пули после выстрелов ложились рядом с головами, и о том, чтобы стрелы разили правдоподобно. А если понадобится – то и выключить противников Олд Шеттерхэнда необычным способом, например, отстрелить из штуцера Генри сталактиты, нависающие над их головами.

 Эрвин Ланге - профессиональный пиротехник и ответственный за спецэффекты
Эрвин Ланге — профессиональный «поджигатель» — пиротехник и ответственный за спецэффекты, который заставляет пылать целый нефтепромысел. Во время съемок «Виннету II» у него широчайшее поле деятельности
/ фото из журнала

Виннету в исполнении французского актера Пьера Бриса скачет в фильме на двух жеребцах. Оба воплощают на экране знаменитого и умного Ильчи. На одном Виннету постоянно ездит верхом, а другого киношники используют только в трюковых коротких эпизодах. К сожалению, так случилось, что именно этот конь во время съемок отправился к Маниту, в Страну Вечной Охоты. Пришлось выписывать еще одного жеребца, обладающего нужной выучкой. Только тот оказался белой, а не черной масти. Недолго думая, в Белграде заказали специальное красящее средство, и вскоре сивый конь стал вороным. Правда, после внезапного ливня, он превратился в какое-то мифическое животное оливкового цвета. Тогда его снова перекрасили, чтобы решить задачу до конца…

 Как настоящие индейцы действуют молодые югославские крестьяне и их дети
Как настоящие индейцы действуют молодые югославские крестьяне и их дети, вот эти двое выступили в фильме типичными краснокожими / фото из журнала

Кроме борьбы с гризли, масштабного пожара на нефтяном прииске, сцен уничтожения целой индейской деревни, многочисленных поединков, а также показа в действии построенной из сподручных средств катапульты, кульминационным моментом фильма стало последнее сражение, снятое в Адельсбергском гроте – пещере Постойнска яма / Postojnska jama, которая в цветном художественном фильме будет показана впервые.

Всего для съемок понадобилось: 30 автомобилей, один автобус, 60 комплектов униформы американских кавалеристов, 200 индейских аксессуаров с 50 меховыми хвостами лисиц, голубых песцов и диких кошек. Было использовано 25 000 холостых патронов и других боеприпасов, декалитры бензина и бензола для сцен пожара, 44 купальных костюма и 4 передвижные генераторные станции. Постоянно присутствовали практикующий врач и ветеринар, чтобы при необходимости оказать помощь людям и животным. На постройку декораций ушло около 250 000 немецких марок, на лошадей и их пребывание — 200 000, на костюмы — 100 000.

А как, собственно, обстоит дело у Карла Мая с исторической правдой, с достоверностью обстановки и часто используемыми индейскими языками?

Нам отвечает сценарист Харальд Г. Петерссон, бывший когда-то шефом пресс-бюро старой берлинской киностудии Tobis-Film:

 Сценарист Харальд Г. Петерссон
Сценарист Харальд Г. Петерссон
/ фото из журнала

Конечно, у меня много американской литературы, которую я использую. Ведь «майский» образ Дикого Запада, который Карл Май назвал «dark and bloody grounds», нечто очень идеализированное. Стало быть, мы должны, не искажая Мая, дать публике, уже наученной на американском вестерне, некий внешне знакомый образ. Если, например, главных героев одеть так, как описывал Карл Май, сегодня они будут выглядеть смешно. В остальном Май был удивительно точен. Индейские языки, которые он использует, настоящие.

На наш вопрос, считал ли он Виннету чисто сказочной фигурой, Петерссон ответил так:

Вообще-то нет. В том, что Виннету никогда не было в действительности, мы, пожалуй, едины. Но если у Карла Мая главный индейский герой сильно идеализирован, то в действительности существовали другие великие индейские вожди в американской истории, — вспомним о Сидящем Быке, — которые имели схожий ход мыслей и всеми средствами пытались объединить свой народ, напрасно стремившийся добиться с белыми честного мира.

 Режиссер Харальд Райнль передает свой опыт
Режиссер Харальд Райнль демонстрирует в пещере, как бандит должен нападать с ножом / фото из журнала

Во время съемок в Югославии отлично удались искусственно инсценированные катастрофы. Однако были и реальные. Свинцовые ливни и пара опустошительных штормовых циклонов нанесли серьезный урон, полностью затопив все декорации и даже вызвав жертвы среди местного населения.

И все же, вопреки всему, съемки завершились успешно. Теперь все друзья Карла Мая с удовольствием смогут насладиться тем, что покажет им киноэкран.

Hans Koebner, Hobby №23/1964
Перевод с немецкого — © , фотографии взяты из оригинальной статьи

*** © Winnetou.Ru При полной или частичной перепечатке материалов ссылка (гиперссылка) обязательна

ДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ



КОММЕНТАРИИ: 5


  • unkas 12.05.2017 в 01:53 | Ответить

    Отличная статья.Спасибо.. Очень интересно узнать как проходили съемки легендарного фильма. Причем не как воспоминания как это было.А как прямые репортажи со съемочной площадки.Некоторые фото просто уникальны!


    1. Big Chief 12.05.2017 в 10:47 | Ответить

      Да, статья уникальна именно фотографиями.
      В планах еще много подобного уникального материала.
      Постараемся не разочаровать. 🙂


  • Юлия Дымченко 03.10.2023 в 01:02 | Ответить

    Да, очень интересно узнать такие детали съемок) И еще любопытно про лошадей, как они так падают эффектно в сценах со стрельбой?


    1. Big Chief 06.10.2023 в 11:40 | Ответить

      Нам тоже все это интересно, поэтому стараемся найти побольше материалов.

      Насчет лошадей… Для показа правдоподобности падения лошадей киношники часто использовали так называемые подсечки. Это когда ездок во время скачки держит в одной руке повод, а в другой — специальный ремень, протянутый через кольца, закрепленные на передних ногах лошади. Как крепятся эти кольца, можно увидеть в документалке, в которой показано, как во время съемок фильма «Сыновья Большой Медведицы» Гойко Митич и другие готовят животных к трюковых сценам. В момент падения всадник тянет этот ремень, животное припадает как-бы на колени и за счет инерции переворачивается вместе с седоком. Такие подсечки для лошади опасны, особенно если трюк выполняет неопытный человек. Есть другой способ — завал или повал (принудительное смещение центра тяжести и нарушение равновесия с последующим заваливанием). Во всех случаях безопасность животного сильно зависит от навыка каскадера. К сожалению, случаи травмирования или даже смерти животных в кино не редки. Про фатальные случаи во время съемок фильмов «про индейцев» информации не имею.

      Что касается «майских» каскадеров из бывшей Югославии, то они к своим лошадям относились с большой любовью. У большинства из них животные были собственными. Работающий до сих пор шеф-каскадер Иво Криштоф, участвовавший почти во всех вестернах «Ядран-фильма», которого, кстати, Сергей Бондарчук лично выбрал для съемок в «Ватерлоо», всю жизнь носит на руке татуировку с именем своей любимой лошади. Он показывал ее во время одной из бесед. Та же история и с Шимуном Ягаринецем… Так что, могу подтвердить, каскадеры «Ядран-фильма», в отличие от итальянских, очень трепетно относились к своим лошадям.


      1. Юлия Дымченко 03.11.2023 в 22:14 | Ответить

        Спасибо за такой подробный ответ) А каскадерам — за отношение к своим любимцам)



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ