09.05.2017 | КАК И ГДЕ СНИМАЛИ, Карл Май | 5 коммент. | Автор: Big Chief
Западногерманский журнал Hobby №23/1964 о съемках в Югославии фильма «Виннету II».
…Когда актриса Карин Дор превращается в прекрасную индейскую скво Рибанну, сердца друзей Карла Мая бьются чаще. «Виннету» — великая уловка, с помощью которой хотят привлечь в кинозалы всех, кто терпеть не может телевидение, чтобы «вытянуть» немецкое кино из убытков…
Известный кинорежиссер, доктор Харальд Райнль заканчивает снимать вторую часть трилогии «Виннету». Самое время узнать о некоторых подробностях съемок в Югославии.
Югославия оказалась в поле зрения по двум причинам: во-первых, из-за высшей степени похожести местных ландшафтов на американский Средний Запад, а во-вторых, страна располагает просто огромным количеством лошадей. Для этого фильма было использовано не менее 2000 лошадок.
Достаточно беглого взгляда на сценарий готового фильма, чтобы сделать вывод о дорогостоящей постановке. Более 3500 статистов-югославов превратилось в «настоящих» краснокожих.
Чтобы снять поединок Виннету с медведем гризли, пришлось из Гамбурга специально доставлять трех зверей. Всем троим опасным хищникам – Мунди, Петеру и Пегги — по 9 лет, они — прирученные медведи-артисты из варьете. Самая крупная медведица — Пегги (вес: 800 кг, рост: 2 м 30 см). Именно ее выбрали для схватки с Виннету, и теперь перед камерой добродушная Пегги должна была выглядеть страшной и опасной. Но это совсем не просто. Она никак не желала яростно реветь с пеной у рта и скалить зубы. Почему? Да потому что по своей основной «специальности» на сцене гамбургского Ханзатеатра вместе с Мунди и Петером она должна была демонстрировать свои совершенно иные умения.
Но режиссер Харальд Райнль уже имел опыт общения с медведем. «Нужно раздразнить его», — предлагает он. Дрессировщик протестует: так можно испортить Топтыгину всю его оставшуюся «медвежью карьеру», а он потратил столько сил, чтобы воспитать в своих питомцах кротость… Только с помощью немыслимых трюков и невероятного количества малинового варенья и сахара удалось придать процессу нужное направление «а-ля Карл Май». При съемках этой сцены Харальд Райнль и оператор Эрнст В. Калинке проявили поистине недюженную смекалку…
«Вождь понка устраивает гигантский пожар в поселке искателей нефти Нью-Венанго и весь нефтяной прииск превращает в огненное море» — так написано в сценарии. Такое заказное действо под силу разве что профессиональному пиротехнику, которым выступает Эрвин Ланге. Кроме того, на «поджигателя» возложены и другие задачи. Ланге заботится и о том, чтобы пули после выстрелов ложились рядом с головами, и о том, чтобы стрелы разили правдоподобно. А если понадобится – то и выключить противников Олд Шеттерхэнда необычным способом, например, отстрелить из штуцера Генри сталактиты, нависающие над их головами.
Виннету в исполнении французского актера Пьера Бриса скачет в фильме на двух жеребцах. Оба воплощают на экране знаменитого и умного Ильчи. На одном Виннету постоянно ездит верхом, а другого киношники используют только в трюковых коротких эпизодах. К сожалению, так случилось, что именно этот конь во время съемок отправился к Маниту, в Страну Вечной Охоты. Пришлось выписывать еще одного жеребца, обладающего нужной выучкой. Только тот оказался белой, а не черной масти. Недолго думая, в Белграде заказали специальное красящее средство, и вскоре сивый конь стал вороным. Правда, после внезапного ливня, он превратился в какое-то мифическое животное оливкового цвета. Тогда его снова перекрасили, чтобы решить задачу до конца…
Кроме борьбы с гризли, масштабного пожара на нефтяном прииске, сцен уничтожения целой индейской деревни, многочисленных поединков, а также показа в действии построенной из сподручных средств катапульты, кульминационным моментом фильма стало последнее сражение, снятое в Адельсбергском гроте – пещере Постойнска яма / Postojnska jama, которая в цветном художественном фильме будет показана впервые.
Всего для съемок понадобилось: 30 автомобилей, один автобус, 60 комплектов униформы американских кавалеристов, 200 индейских аксессуаров с 50 меховыми хвостами лисиц, голубых песцов и диких кошек. Было использовано 25 000 холостых патронов и других боеприпасов, декалитры бензина и бензола для сцен пожара, 44 купальных костюма и 4 передвижные генераторные станции. Постоянно присутствовали практикующий врач и ветеринар, чтобы при необходимости оказать помощь людям и животным. На постройку декораций ушло около 250 000 немецких марок, на лошадей и их пребывание — 200 000, на костюмы — 100 000.
А как, собственно, обстоит дело у Карла Мая с исторической правдой, с достоверностью обстановки и часто используемыми индейскими языками?
Нам отвечает сценарист Харальд Г. Петерссон, бывший когда-то шефом пресс-бюро старой берлинской киностудии Tobis-Film:
Конечно, у меня много американской литературы, которую я использую. Ведь «майский» образ Дикого Запада, который Карл Май назвал «dark and bloody grounds», нечто очень идеализированное. Стало быть, мы должны, не искажая Мая, дать публике, уже наученной на американском вестерне, некий внешне знакомый образ. Если, например, главных героев одеть так, как описывал Карл Май, сегодня они будут выглядеть смешно. В остальном Май был удивительно точен. Индейские языки, которые он использует, настоящие.
На наш вопрос, считал ли он Виннету чисто сказочной фигурой, Петерссон ответил так:
Вообще-то нет. В том, что Виннету никогда не было в действительности, мы, пожалуй, едины. Но если у Карла Мая главный индейский герой сильно идеализирован, то в действительности существовали другие великие индейские вожди в американской истории, — вспомним о Сидящем Быке, — которые имели схожий ход мыслей и всеми средствами пытались объединить свой народ, напрасно стремившийся добиться с белыми честного мира.
Во время съемок в Югославии отлично удались искусственно инсценированные катастрофы. Однако были и реальные. Свинцовые ливни и пара опустошительных штормовых циклонов нанесли серьезный урон, полностью затопив все декорации и даже вызвав жертвы среди местного населения.
И все же, вопреки всему, съемки завершились успешно. Теперь все друзья Карла Мая с удовольствием смогут насладиться тем, что покажет им киноэкран.
Отличная статья.Спасибо.. Очень интересно узнать как проходили съемки легендарного фильма. Причем не как воспоминания как это было.А как прямые репортажи со съемочной площадки.Некоторые фото просто уникальны!
Да, очень интересно узнать такие детали съемок) И еще любопытно про лошадей, как они так падают эффектно в сценах со стрельбой?