Kino 1968: Чингачгук и Верная Рука — два в одном

29.04.2024 | Kino, СТАРЫЕ ЖУРНАЛЫ | 0 коммент. | Автор:

Мы уже писали, что в старых советских республиканских киножурналах иногда можно было обнаружить весьма любопытные обзоры (например: «Новости экрана» 1968: Чингачгук — Большой Змей из Вильнюса).

Представляем выпущенный в июле 1968 года номер рекламного издания Kino/Кино, выходившего в Риге на латышском и русском языках. Номер этот примечателен публикацией аж двух (!) обзоров «индейских» фильмов, только что дублированных для советского кинопроката. В общем, «Чингачгук» встречает «Верную Руку». Нетрудно заметить, что обзор «Чингачгука» очень похож на обзор из «Новостей экрана» (снова Южная Америка и т.п.), только более короткий.

Две статьи из латышского журнала Kino №07 (1968)

 Kino  №07-1968
Обзоры фильмов «Чингачгук — Большой Змей» и «Верная Рука — друг индейцев»

ЧИНГАЧГУК — БОЛЬШОЙ ЗМЕЙ

Цветной приключенческий фильм студии ДЕФА (ГДР)

По мотивам романа Фенимора Купера «Зверобой»

АВТОРЫ СЦЕНАРИЯ:
Вольфганг Эбелинг, Рихард Грошопп
РЕЖИССЕР — Рихард Грошопп
ОПЕРАТОР — Отто Ханиш
РОЛИ ИСПОЛНЯЮТ: ЧингачгукГойко Митич, ЗверобойРольф Рёмер, ЮдитЛило Гран, Том ХаттерХельмут Шрайбер, ГарриЮрген Фрорип и др.

Кинематографисты ГДР сняли очередной фильм об индейцах. На экране оживают незабвенные персонажи Фенимора Купера из цикла приключений Соколиного Глаза; фильм снят по мотивам романа «Зверобой». Герой этого цикла Натти Бумпо, известный под разными прозвищами (Зверобой, Соколиный Глаз, Следопыт, Кожаный Чулок), — впервые ступает здесь на тропу войны.

 Чингачгук - Гойко Митич
Чингачгук — Гойко Митич

Авторы фильма, постаравшиеся максимально правдоподобно показать героев Купера, отказались от украшательств, типичных для американских фильмов о жизни коренных американцев. История Купера развивается у одного из озер на восточном побережье Америки. Здесь жили индейские племена, принадлежащие к той же языковой группе, что и действующие в фильме гуроны и делавары.

Режиссер Рихард Грошопп снял захватывающую красочную ленту, не упуская при этом из виду проблемы, настроения и обычаи, царящие в Южной Америке.

 Зверобой - Рольф Рёмер / Юдит - Лило Гран
Зверобой — Рольф Рёмер
Юдит — Лило Гран

…40-е годы XVIII века. Французские и английские колонизаторы стремятся захватить земли индейцев, пытаясь спровоцировать ссоры между племенами.

К озеру, которое индейцы называют «Мерцающим Зеркалом», прибывает Натти Бумпо, выросший среди делаваров белый юноша по прозвищу Зверобой. Ему предстоит встретиться с могиканином Большим Змеем, живущим у делаваров, невеста которого, Уа-та-Уа, томится в плену у гуронов в ожидании освобождения.

 Уа-та-Уа - Андреа Драгота
Уа-та-Уа — Андреа Драгота

Том Хаттер, обитающий со своей дочерью в доме, построенном посреди озера, вместе с охотником Гарри Непоседой нападает на поселок гуронов. Их цель — заполучить скальпы, за которые хорошо платят. Но оба попадают в лапы враждебно настроенных индейцев. Большой Змей и Зверобой спешат на помощь белым.

В этот раз им удается выкупить друзей за подарки, которые передают гуронам. Гарри пытается застрелить одного из индейцев, когда те уходят. Возникает новая причина для ненависти, уносящая жизнь Тома Хаттера.

Большой Змей пытается освободить невесту, но тоже попадает в плен. В тот момент, когда могиканина собираются подвергнуть пыткам у костра, на лагерь гуронов обрушивается английский отряд, вызванный Гарри. Всего лишь нескольким индейцам удается спастись.

Только теперь смертельно раненый вождь гуронов понимает правоту Большого Змея, призывавшего к объединению всех племен. Его последнее предсмертное желание — заключить мир между индейскими племенами.


ВЕРНАЯ РУКА —
ДРУГ ИНДЕЙЦЕВ

Цветной приключенческий фильм по роману Карла Мая

АВТОРЫ СЦЕНАРИЯ:
Эберхард Кейндорф, Иоганна Сибелиус, Фред Дэнджер
РЕЖИССЕР — Альфред Форер
ОПЕРАТОР — Карл Лёб
РОЛИ ИСПОЛНЯЮТ: Джон Гарден / Верная РукаСтюарт Грейнджер, ВиннетуПьер Брис, Маки-МотэДушан Антониевич, ЮдитЛетиция Роман, ТобиМарио Джиротти и др.

 Ограбление почтового поезда
Ограбление почтового поезда

Верная Рука – друг индейцев» — приключенческий «ковбойский» фильм, или вестерн. Этот жанр кино зародился в США. Герои вестерна, обычно, пастухи (ковбои) и мелкие фермеры.

Сюжеты фильмов заимствованы из прошлого США, когда первым поселенцам приходилось безжалостно сражаться с аборигенами, американскими индейцами, при захвате их земель и продвижении на Запад. А также из более поздних времен, когда мелкие фермеры были вынуждены покидать свои владения, разрушенные капитализмом. Истинные причины этих явлений обычно в кино не раскрывались. Идеализировались жизнь и привычки поселенцев, романтизировались образы золотоискателей, охотников и ковбоев.

В сценариях многих ковбойских фильмов широко использовались ранние произведения Джека Лондона, Брет Гарта и Фенимора Купера. Со временем подобные истории стали снимать и в других странах. Родился так называемый «европейский вестерн».

 Виннету - Пьер Брис / Тоби - Марио Джиротти
Виннету — Пьер Брис
Тоби — Марио Джиротти

Принцип построения этих фильмов один и тот же – динамичное развитие и соответствующий монтаж. Место действия то же – восточные земли Америки (почему восточные?). Персонажи тоже не изменились. Однако в лучших лентах этого жанра мы уже не встречаем ложного и приукрашенного изображения условий жизни индейцев; яснее выступает их протест против несправедливости.

 Верная Рука - Стюарт Грейнджер
Верная Рука — Стюарт Грейнджер

Наряду с именами вышеупомянутых авторов, сочинения которых часто использовали в сценариях ковбойских фильмов, рождались новые. Таков, например, немецкий писатель XIX века Карл Май. Герои его книг стали кумирами западноевропейской молодежи, а сами книги издаются миллионными тиражами. Когда появилась мода на «европейские вестерны», книги Карла Мая стали излюбленным материалом сценаристов. В последнее время немало его сюжетов получили вторую жизнь на экране.

Действие фильма «Верная Рука – друг индейцев» происходит в прошлом веке. Главный герой — пожилой американец Джон Гарден, за чрезвычайно меткую стрельбу прозванный «Верной Рукой». Гарден – добрый, смелый и мужественный человек. Он всегда готов помочь любому.

Журнал Kino, июль 1968. Перевод с латышского.


ЧТО ЕЩЕ ПРОЧИТАТЬ О ФИЛЬМАХ ИЗ ОБЗОРА

Сен 19

NBI 1967:  Зловещие танцы

NBIСТАРЫЕ ЖУРНАЛЫ

Фильм «Чингачгук - Большой Змей», снятый Рихардом Грошоппом на студии ДЕФА, наряду с увлекательным сюжетом впервые предложит зрителям и индейские танцы. Статья о ленте в старом гэдээровском журнале NBI. Die Zeit im Bild (№24/1967).

Авг 10

«Спутник кинозрителя» 1968: Чингачгук - Большой Змей

Спутник кинозрителяСТАРЫЕ ЖУРНАЛЫ

«Тяжеловатая и обстоятельная повествовательность киноязыка, методичная точность этнографических сцен, добротность постановки - одним словом, вся положительная истовость, которой отличается немецкое киноискусство...» Фильм «Чингачгук – Большой Змей» в журнале «Спутник кинозрителя» №7 (1968).

Сен 15

«Спутник кинозрителя» 1985: Верная Рука - друг индейцев

Спутник кинозрителяСТАРЫЕ ЖУРНАЛЫ

Через 17 лет в советский прокат повторно вышел легендарный вестерн про «Верную Руку и Виннету». Обзор фильма «Верная Рука — друг индейцев» в журнале «Спутник кинозрителя» №05 (1985).

Авг 16

«Спутник кинозрителя» 1968: Верная Рука - друг индейцев

Спутник кинозрителяСТАРЫЕ ЖУРНАЛЫ

«Как и полагается, герой фильма Джон Гарден — рыцарь без страха и упрека, силач, фантастически меткий стрелок (за что и прозван — Верная Рука). Он приезжает в городок Мэзон-сити, чтобы найти убийцу своих родных...» Фильм «Верная Рука - друг индейцев» в журнале «Спутник кинозрителя» №8 (1968).


*** © Winnetou.Ru При полной или частичной перепечатке материалов ссылка (гиперссылка) обязательна

ДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ





ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ