10.08.2015 | Спутник кинозрителя, СТАРЫЕ ЖУРНАЛЫ | 5 коммент. | Автор: Big Chief
Статья из журнала «Спутник кинозрителя» №7 (1968)
Надеюсь, что название этой ленты «Чингачгук — Большой змей» вызовет в юных умах нужные ассоциации. Монтигомо-Ястребиный Коготь. Оцеола и Гайавата. Делавары и дакоты. Голубой дымок вигвамов… Если традиционный интерес подростков к приключениям индейцев (который в России овеялся поэтической прелестью после того, как Ив. Бунин гениально перевел Лонгфелло) не угас, то наши дети не без удовольствия посмотрят и этот фильм киностудии ДЕФА: ибо он есть не что иное, как экранизация бессмертного «Зверобоя» Джеймса Фенимора Купера, а последнее имя говорит само за себя.
Итак, Большие Американские озера в середине позапрошлого века. Колонизаторы-англичане воюют с колонизаторами-французами. Индейцы-делавары воюют с индейцами-гуронами. Кроме того, все краснокожие воюют со всеми бледнолицыми. И вообще, все воюют против всех, как убежден живущий на озере старый хрыч Том Хаттер, бывший пират, ныне охотник за скальпами, убийца и насильник. Но пока старого хрыча постигает заслуженная месть индейцев, немецкие кинематографисты успевают разыграть на фоне девственных пейзажей полноценное приключенческое действие с драками, погонями и прыжками в воду, причем, смешение национальных красок, — красные мундиры англичан, синие – французов, пестрые одежды индейцев – составляет неплохой маскарад, в который входит, кстати, еще одна национальная черта: тяжеловатая и обстоятельная повествовательность киноязыка, методичная точность этнографических сцен, добротность постановки — одним словом, вся положительная истовость, которой отличается немецкое киноискусство.
В результате мы имеем вполне приемлемое приключенческое зрелище, снабженное вполне человеколюбивой идеей о том, что люди, в конце концов, должны стать благородными и перестать снимать друг с друга скальпы. Мне лично больше всего понравились два главных актера, занятых в этой картине.
Рольф Рёмер в роли Зверобоя – честного и миролюбивого белого охотника. И Гойко Митич в роли Чингачгука – последнего представителя племени могикан, честного и миролюбивого индейца, друга Зверобоя. Рёмер играет человека поэтичного, тонкого, живого, — его большеглазого героя легко вообразить себе в одежде средневекового миннезингера… Митич – это воплощение атлетической ловкости в сочетании с традиционно-индейской непроницаемостью лица.
Дети, которые пойдут на этот фильм, будут прыгать от восторга, когда Большой Змей, с выражением сдержанной печали на лице, начнет сериями кидать в реку прыгающих на него коварных противников. Но самое лучшее, если после просмотра этого фильма дети догадаются почитать самого Фенимора Купера. Кино есть кино, но классика есть классика.
Впервые этот фильм увидел в черно-белом изображении! И только через 20 лет в небольшом клубе в г.Ялта посмотрел уже почти выцвевшую цветную фильмокопию.
В детстве мы — пацаны со двора, решили в воскресное зимнее утро пойти на «Чингачгука» в наш кинотеатр..Возвращались по одному. У кого варежка пропала, у кого пуговиц нет, нос побит.
В общем, из нас — пятерых только один сумел попасть. Через двадцать пять лет шёл я мимо того кинотеатра и увидел в списке фильмов на неделю «Чингачгука». Был летний воскресный день. Прибегаю, вижу — в фойе пусто. Думаю, опоздал, началось уже. Спрашиваю билет, кассирша говорит: «А сеанса наверное не будет. Надо чтобы в зале было не меньше пяти зрителей. Вы — первый. Я бы купил пять билетов, но хватило только на три. Шел я и думал: если Чингачгук никому не нужен, тогда его показывать больше не будут. Ну- у- у, сейчас — другое дело. Сколько хочешь смотри.