Лесной массив «Айхберг» между городками Заармунд и Лангервиш, на месте нынешней летной школы «Лукас Бадер» / Eichberg, zwischen Saarmund und Langerwisch, Flugschule Lukas Bader Перегон-одноколейка между городками Миттенвальде и Тёпхин в районе Моцена / bei Motzen, zwischen Mittenwalde und Töpchin Поворотный круг углепогрузочного пути государственной железной дороги ГДР, Потсдам / Potsdam Окрестности Тбилиси Живописные горные окрестности поселка Пасанаури / Pasanauri Река Арагви, недалеко от поселка Пасанаури
Съёмки в Грузии (СССР)
Зрителям хорошо запомнилось нападение на поезд «Union Pacific». Под паровоз на бабельсбергском тепловозоремонтном заводе имени Карла Маркса переоборудовали старый локомотив с поршневой паровой машиной. Кроме дымовой трубы и сигнала-гудка, спереди установили так называемый cowcatcher (предохранительную решетку — «скотосбрасыватель»); добавили три раскрашенных вагона – и получился настоящий поезд с Дикого Запада. Такое переоборудование обошлось в 3600 марок.
Съемки нападения на состав проходили в ГДР между городками Миттенвальде и Тёпхин в районе Моцена (тогдашняя провинция Бранденбург), а также в Грузии. Весь отснятый в разных местах материал позже аккуратно вклеила и «подогнала» опытный монтажер Теа Рихтер.
После съемок легендарный локомотив стоял в тупике одного из открытых потсдамских депо. За ним долгое время можно было наблюдать из окон проезжающей мимо местной электрички.
Сцену гибели машиниста, погибшего от вонзившейся в спину стрелы, сняли в городе Потсдам на поворотном круге углепогрузочного пути Рейхсбана — государственной железной дороги ГДР. Стрела была самая что ни на есть настоящая. Для точного выстрела привлекли чемпиона ГДР по спортивной стрельбе из арбалета.
Немую роль машиниста сыграл Хайнц Обст, настоящий служащий Рейхсбана. Его спину защищала непробиваемая специальная накладка. Обст позже без восторгов рассказывал, что удар стрелы в спину все равно оказался крайне неприятным…
В августе 1967-го съемочная группа переехала из ГДР в Грузию. Здесь Гойко Митича ожидала другая лошадь. Внешне кавказская сивка очень напоминала немецкую «коллегу», с которой Гойко не знал никаких хлопот: гэдээровка совершенно не боялась преследовать поезд и даже ухом не вела, когда Гойко лихо запрыгивал с нее на подножку последнего вагона. Грузинская кобыла оказалась не только менее подготовленной, но еще и весьма строптивой. «Подкуп» различными вкусностями успеха не возымел.
В одной из сцен она резко взбрыкнула, стала вертикальной «свечкой» на задних ногах. Гойко поначалу в седле удержался, но почувствовал, что упрямое животное вот-вот опрокинется. Рядом зияла глубокая канава. Чтобы не попасть в нее, пришлось бросаться с лошади в сторону. При этом Митич сильно поранил о камни спину. Хотя раны были не тяжелыми, но все же достаточно глубокими, чтобы потребовалось медицинское вмешательство. На два дня актер полностью выпал из съемочного процесса.
Натурные съемки в Грузии сильно задерживались из-за проливных дождей. В один из редких солнечных дней решили съездить за лошадьми, которые потребовались в большом количестве. Координатор с гостеприимной студии «Грузия-фильм» пояснил, что животных можно найти на конезаводе, который, по его словам, находился совсем рядом.
Немцы, не взяв с собой никаких документов – ведь «совсем рядом», сели по машинам и тотчас отправились в путь. Дорога оказалась неожиданно долгой. К вечеру грузинский представитель объявил, что надо заночевать, а наутро, мол, спокойно доберемся до цели. В гостиницу приезжих без документов селить поначалу отказались, однако координатор, как водится, все уладил…
В итоге, путешествие заняло три дня, а позже немцы узнали, что они, оказывается, побывали в Армении. Гойко Митич: «Теперь я знаю, как на Кавказе измеряют расстояния…»
Индейский лагерь трудно представить без палаток-типи. Для их возведения нужны были специальные шесты. Немцы изготовили их заранее и отправили в Грузию по железной дороге. В назначенный срок груз не прибыл. Он бесследно исчез по пути, концов так и не нашли.
Пришлось из ГДР отправлять партию повторно, но уже с охраной. В этот раз груз наконец-то прибыл в Тбилиси. В съемочной группе поговаривали о «золотых» шестах, поскольку общая стоимость доставки оказалась поистине космической.
В советский прокат фильм «След Сокола», дублированный на московской студии «Союзмультфильм», вышел в конце марта 1970 года.
Интересная деталь — рисунки-иллюстрации, идущие на фоне наших титров в начале фильма, без каких-либо изменений переехали из титров вестерна «Верная Рука — друг индейцев», который был дублирован на той же студии «Союзмультфильм» двумя годами раньше.
Как всегда, в советской версии не обошлось без купюр. Вырезали: самое начало фильма, когда Зоркий Сокол приручает дикого белого мустанга; несколько диалогов Сокола со своими соплеменниками; диалоги Синевласой со своей матерью, а также некоторые другие эпизоды. В итоге продолжительность фильма сократилась до 103 минут (1:33).
Для нашей версии «адаптировали» имена двух героев. Серый Медведь (Лаврентий Кошадзе) — имелся в виду конечно же гризли — стал Бурым Медведем, а индейский помощник торговца Сэма Блейка по имени Бэд Фейс (Милан Яблонский) превратился в Быстрого Барса.
После премьерного показа, вплоть до начала 1980-х, по стране ходили в основном черно-белые широкоэкранные копии фильма. В 1984 году фильм вышел в повторный прокат, и снова в черно-белом варианте.
Зоркий Сокол | Гойко Митич (Владимир Дружников) |
---|---|
Джо Блэджен | Ханньо Хассе (Андрей Тарасов) |
Кэтрин Эмерсон | Барбара Брыльска (Нина Гребешкова) |
Сэм Блейк | Хельмут Шрайбер (Михаил Погоржельский) |
Питер Хилл (в оригин. Петер Хилле) | Фред Дельмаре (Юрий Саранцев) |
Пэт | Хольгер Малих (Олег Голубицкий) |
Чэт | Хорст Кубе (Чеслав Сушкевич) |
Джон Бэшан | Рольф Хоппе (Евгений Весник) |
Флетчер | Хартмут Беер (Геннадий Юдин) |
Лейтенант Форсайт | Дитмар Рихтер-Райник (Всеволод Ларионов) |
Бурый Медведь (в оригин. Серый Медведь) | Лаврентий Кошадзе (Степан Бубнов) |
Ташунка-Витко | Отар Коберидзе (Борис Никифоров) |
Эмерсон | Фред Людвиг (Алексей Полевой) |
Капитан Рональд | Геогрий Татишвили (Олег Мокшанцев) |
Быстрый Барс (в оригин. Бэд Фейс) | Милан Яблонский (Виктор Рождественский) |
Сержант Мак-Драйден | Фриц Мор (Константин Тыртов) |
Синевласая | Лали Месхи |
Билл Майерс, бармен | Пауль Берндт |
Зоркий Глаз (в оригин. Рысий Глаз) | Родам Челидзе |
Хитрая Лиса | Коба Кобулов |
Прыгающая Вода | Альберт Гиоргадзе |
Мать Синевласой | Дудухана Церодзе |
Дик Энтерпрайз | Зепп Клозе |
Ворон | Вильфрид Ройль |
Кавалерист | Вильфрид Цандер |
Проворный Олень | Клаус Юрген Крамер |
Голдсворт | Вернер Виланд |
Китти, девушка из салуна | Дагмар Дельмаре |
Солдаты | Манфред Рихтер Аксель Дитрих |
Ночной караульный | Герд Штайгер |
Люди Блэджена | Фриц Маркуардт Винфрид Глацедер Герд Хэнш Детлеф Хайнце Берко Акер Вильфрид Цандер Михаель Гвиздек |
Поселенцы | Хайнц Лаггис Харальд Мосцдорф Эрнст-Георг Швиль Роланд Гандт Мартин Пионтек |
Машинист | Хайнц Обст |
Дублер Ханьо Хассе (падение с лошади) | Вильфрид Цандер |
Режиссер дубляжа | Георгий Калитиевский | |
Звукооператор | Г.Мартынюк | |
Автор русского текста | Бэлла Россинская | |
Редактор | З.Павлова |
Руководство проектом | Доротея Хильдебрандт | |
Режиссер | Готтфрид Кольдитц | |
Ассистенты режиссера | Элеонора Дрессель Эфа Зееман |
|
Сценарий | Гюнтер Карл | |
Драматург | Ханс Йоахим Вальштейн | |
Оператор | Отто Ханиш | Ассистенты оператора | Гюнтер Хайман Вальтрауд Патенхаймер |
Художник | Пауль Леман | |
Художники-постановщики | Хайнц Рёске Йоахим Келлер Хайке Бауерсфельд |
|
Костюмы | Гюнтер Шмидт | |
Грим | Курт Таухман Криста Гревальд |
|
Композиторы | Карл-Эрнст Зассе Вольфганг Мейер |
|
Звук | Бернд Гервин | |
Хореография | Инка Унферцагт | |
Монтаж | Хельга Краузе Теа Рихтер |
|
Реквизитор | Альфред Рехаузен | |
Осветитель | Гюнтер Кагель | |
Руководство съёмками | Геррит Лист Гюнтер Бергер |
1875 год. В Блэк-Хиллс нашли золото, но земля по правительственному договору принадлежит индейцам племени дакота. По этому же договору индейцы должны покинуть родные места до 1 февраля 1876 года и уйти в резервацию. Хотя срок еще не наступил, богатые природными ископаемыми земли дакота государство начало распродавать по дешевой цене американским колонистам. Они устремляются сюда толпами, а за ними - разного рода авантюристы и армия.
Белый делец Блэджен стремится прибрать к рукам и прииски, и только что построенный поселок Тэнглвуд. Люди Блэджена уничтожают бизонов и вступают в конфликт с индейцами, стремясь изгнать аборигенов с их собственной земли.
На защиту своего племени встает молодой вождь Зоркий Сокол. В нелегкой кровавой борьбе ему предстоит отомстить коварным бледнолицым, рассчитаться с Блэдженом, собрать всё племя и увести его в безопасное место.