20.07.2018 | Дамы Дикого Запада, ИНТЕРВЬЮ / ПЕРСОНЫ | 4 коммент. | Автор: Big Chief
О нашей встрече с Еленой Йованович Жигон мы планировали рассказать давно, но судьба распорядилась по-своему. Через три месяца после ее ухода, мы наконец поведаем о той теплой беседе, приобретшей теперь иную ценность.
Любителям вестерна Елена запомнилась в роли Делии, демонической подруги бандита Поттера, готовой погубить главного героя и его спутников с помощью «змеинового супчика» в фильме «Верная Рука — друг индейцев» / Old Surehand (1965).
Впоследний раз мы виделись солнечным июньским утром 2015 года на хорватской земле, когда «передавали» Елену и каскадера Луку Кнежевича в надежные водительские руки Павола, нашего приятеля из Словакии, обещавшего своевременно доставить обоих в Загреб, откуда Елене предстояло тем же днем вылететь в родной Белград. Тогда никто не мог предположить, что это будет последняя встреча и с Еленой, и с Лукой…
Югославская и сербская актриса Елена Йованович Жигон родилась 3 ноября 1933 года в Белграде. В ее жилах текла и черногорская, королевская кровь, по материнской линии она — родственница короля Николы I Петровича (1841-1921), кстати, генерал-фельдмаршала Российской императорской армии. От матери Веры Елена унаследовала любовь к искусству. Ее отец Миленко Йованович, бывший директор Народного банка Сербии, привил ей любовь к математике и спорту.
В возрасте 20 лет Елена получила свою первую роль в кино, однако связывать жизнь с «величайшим из искусств» поначалу не собиралась, а решила поработать манекенщицей, причем для этого даже получила специальное образование. Некоторое время в Югославии и Париже она рекламировала меха и купальники. Но как только из армии вернулся ее жених, будущий знаменитый актер и режиссер Стево Жигон (1926-2005), она возвратилась в Белград, где начала серьезно готовиться к работе в кино.
После югославских лент «Любовь и мода» / Ljubav i moda (1959) и «Первый гражданин малого города» / Prvi građanin male varoši (1961) Елену стали узнавать на улице, они сделали ее знаменитой.
За свою долгую артистическую карьеру эта «сербская Софи Лорен», удивительно сочетавшая в себе талант и неповторимую балканскую красоту, сыграла в 50 художественных и 15 телевизионных фильмах, снятых не только в Европе, но даже в Австралии.
У нас актрису хорошо знали. Кроме «Верной Руки» в нашем прокате показывали многие фильмы с ее участием: «Они шли за солдатами» / Le soldatesse (1965), «Он пошел один» / Er ging allein (1967), «Брат доктора Гомера» / Brat doktora Homera (1968), двухсерийный «Пришло время любить» / в оригинале два фильма: Lude godine (1977), Došlo doba da se ljubav proba (1980), «Люби, люби, но не теряй головы» / Ljubi, ljubi, al’ glavu ne gubi (1981), «Жикина династия» / Žikina dinastija (1985) и другие…
Накануне отъезда нам посчастливилось побеседовать с Еленой в шумном холле отеля «Алан». Время было позднее, актриса казалась немного усталой, но чувствовалось, что воспоминания ей приятны. Пока мы беседовали, снующие туда-сюда люди несколько раз прерывали нас просьбами дать автограф — Елена спокойно реагировала на это, уделив внимание каждому.
– Дорогая Елена, как Вы оцениваете сегодняшний фестиваль «По следам Виннету» в Стариграде?
Прошло более 50 лет с момента моего участия в фильме «Олд Шурхенд». В Югославии его показывали под названием «Лабиринт смерти». Конечно, фестиваль «По следам Виннету», посвященный героям Карла Мая, меня очень взволновал. Воспоминания буквально нахлынули, и все это неожиданно — ведь происходящее тогда уже не так просто вспомнить. Здесь непринужденная веселая атмосфера и приятные люди, которые до сих пор любят эти старые фильмы. Очень трогательно.
– Расскажите, пожалуйста, как Вы получили роль в «Олд Шурхэнде»?
Еще до «Олд Шурхэнда» я сыграла несколько главных ролей в сербском, тогда еще югославском кино. Была очень взволнована, когда мне предложили небольшую роль в фильме вместе с голливудской звездой Стюартом Грейнджером, игравшим Верную Руку. Я в детстве много раз видела его на экране в ролях героев-любовников и не могла поверить, что буду с ним работать.
Я самостоятельно приехала в местечко под Сплитом, где мы снимали некоторые экстерьеры. Там сыграла девушку по имени Делия. Были мы и здесь, в Стариграде. Затем улетели в Западный Берлин, чтобы продолжить съемки на киностудии.
Говорят, что Стюарт Грейнджер был настолько очарован талантом и красотой молодой актрисы, что с его подачи, вопреки сценарию, рамки ее роли немного расширили. По свидетельству Баты Живойиновича, сыгравшего в фильме бандита Поттера, англичанин Грейнджер влюбился в Елену и каждый съемочный день дарил ей огромный букет роз. Но та оставалась верна только одному мужчине — Стево Жигону.
…Стюарт Грейнджер был очень обходителен, показывал нам Западный Берлин. Тогда ведь у нас не было возможности легко и часто путешествовать. Мы много ходили по городу, это продолжалось довольно долго. Грейнджер показывал нам город лично, во всем опекал нас. В студийных интерьерах я участвовала в нескольких сценах. Это была моя первая отрицательная роль в кино.
Мой сын тогда очень сильно переживал, говорил: «Почему ты не сыграла индианку или девушку-ковбоя? Зачем стала бандиткой, да еще такой отвратительной?..» Но история оказалась необычной, и я сыграла эту роль с удовольствием. Да и о таком партнере можно было только мечтать…
– Эта отрицательная роль так и осталась единственной в Вашей кинокарьере?
Нет, не единственной. В следующем году я превратилась в агентшу-фурию в совместной постановке с австрийцами и итальянцами, а потом сыграла в гэдээровском криминальном фильме «Он пошел один» некую француженку, владелицу антикварной лавки, настоящую преступницу-убийцу, выдававшую себя не за ту, кем была на самом деле…
– А что Вы можете рассказать о Вашем партнере по фильму Бате Живойиновиче?
В «Олд Шурхэнде» мы с Батой сыграли преступную пару. Но там сцена была все же небольшая. В более позднем фильме «Брат доктора Гомера» Жики Митровича сцен у нас было больше. Вместе с Батой сделали более десятка фильмов. Вообще, с мужчинами в кино мне всегда везло. Я играла с Любой Тадичем, Слободаном Перовичем, Раде Марковичем, Павле Вуисичем, Любишой Самарджичем, Драганом Николичем, Драгомиром Бояничем… Все же самым знаменитым моим кинопартнером остается Стюарт Грейнджер.
Список ее знаменитых кинопартнеров можно продолжить: Рутгер Хауэр, Тони Кендалл, Брэд Харрис, Род Тейлор, Александр Гаврич… Да и фильмы с их участием, добавившие актрисе популярности не только у себя в стране, но и за ее пределами, также стоит упомянуть: «Расплата» / Obračun (1962), «Комиссар Х: В лапах золотого дракона» / Kommissar X — In den Klauen des goldenen Drachen (1966), «Утро» / Jutro (1967), «Моя сторона мира» / Moja strana svijeta (1969), «Западня для генерала» / Klopka za generala (1971), «Доктор Младен» / Doktor Mladen (1975), «Киномеханик» / The Picture Show Man (1977), «Некоторые птицы никогда не долетят» / Ptice koje ne polete (1997)…
– А как же Милан Срдоч?
О, это мой старый добрый друг. После «Олд Шурхэнда» мы снимались вместе в 70-е и 80-е годы. Особо отмечу нашу работу в фильме «Жикина династия» 1985-го года. Раньше мы снялись в другой романтической комедии про этих же героев «Пришло время любить» (1979), которая, я знаю, была очень популярна в СССР. На самом деле у нас создали целую серию фильмов про Жику, и во время тех съемок мы очень дружили с Миланом, пока он не ушел из жизни…
Знатоки хорошо помнят, как Делия из «Верной Руки» разговаривала голосом незабвенной Серафимы Холиной, дублировавшей Елену Жигон в далекие 60-е, но вряд ли слышали ее настоящий голос. А он, этот невероятно чувственный голос, завораживающе неповторим.
Многие годы актриса уделяла сербскому театру. Она была великим хранителем поэзии. Обладая феноменальной памятью, Елена часами могла говорить о ней и читать стихи. Она — муза многих сербских поэтов, посвятивших ей свои произведения. Именно она стояла у истоков создания международного кинофорума «Золотой витязь».
К сожалению, в тот поздний вечер у нас совсем не оставалось времени на беседу. Наш последний вопрос был о дочери Иване, с которой Елена много лет назад основала группу «Косовские пионы» / Kosovski božuri, детский ансамбль из Косово и Метохии.
– Расскажите, как дела у Вашей дочери?
Моя дочь Ивана тоже актриса, а еще сценарист и режиссёр документальных фильмов. Кстати, она является председателем Общества сербско-российской дружбы. В прошлом году на фестивале «Золотой Витязь» в Москве получила главный приз за музыкально-сценический спектакль «Стойте, галеры царские». Я и сама бывала в Москве, там у меня много русских друзей…
Выдающаяся актриса Елена Жигон скоропостижно скончалась 10 апреля 2018 года в возрасте 84 лет. Ее похоронили на Новом кладбище в Белграде.
Iskreno i duboko saučešće Ivani, Nikoli i unucima!
Душевная история. Жаль терять достойных людей. Будем помнить.
Спасибо. БОЛЬШОЕ СПАСИБО. ДОЧКА ЕЛЕНЫ.. ИВАНА
Очен хорошиый Интервю, жаль толко што русские журналисти не зделали боле таких разговоров с Еленой и другим дивами и звёздами сербского и югославского кино и што не присуствовали многими поетическими и иным событиями (в том числе и на фронте ’90-их и 2000-их годов перед сербскими солдатами и бранителями сербского народа и сербских земель в Боснии, Герцеговине, Сербской Краине и на Коссове), каторими руководила или принимала участие Сербская Героина — Елена Йованнович Жигон. Ето была Женщина-Молодец антической Харизми и Характера!!!
Жаль што не сиграла в самом лучшем периоде своей жизни, — драматических и вобще — разных роль в Советском Кино; ето была Кинематография потходяющая ей (кроме Американской и вобще — мирововой Кинематографии), для актрису токого раскошного таланта и красоты, сыграть толко в одной нац. Кинематографии, было слышком мало. В Югославии, после масштабных успехов в разных жанрах, и начала обещающой Карьери на Западе, она смогла имеет настаящую мировою Карьеру, но, етого она не хотела, выбирая жить и работать на Родине, (како и вторая Сербская Дива — певица и актриса Оливера Катарина…)
К сажалению, изабо прежде свего, политических (читать: анти-сербских и анти-русских) причин титоистического Режима, Елена больше не имела шанс продолжать свою филмографию на самом высоком уровне, особенно после политического давления на ее супруга, легендарного режиссера/актера Стевана Жигона; он был высоко моральным человеком-идеалистом и настоящим дисидентом, с етикетой — Про Русски или Русофил. Ето, в Титовой Югославии было равно общественному самоубиству.
Последствия были на долго и чувствовались (и чувствуюсь до сегодня, имея влияние не толко на карьеру Елени и Стеви, но и на их дочь, знаменитую актриссу — Ивану Жигон. Было бы логично подробнее етим вопросом заниматься и зделать в России в блиском будущем документално-художественный фильм об етом!