Деметер Битенц: «Не перестаю удивляться техническому прогрессу!»

21.07.2017 | Другие исполнители, ИНТЕРВЬЮ / ПЕРСОНАЛИИ | 1 коммент. | Автор:

ДЕМЕТЕР БИТЕНЦ

Demeter Bitenc
род. 21.07.1922

21 июля 2017 года исполняется 95 лет (!) популярному словенскому актеру Деметеру Битенцу, сыгравшему в 200 фильмах, последний из которых, — современная комедия о двух дорожных полицейских, — выйдет в прокат в октябре этого года.

ПОЗДРАВЛЯЕМ И ЖЕЛАЕМ КРЕПКОГО ЗДОРОВЬЯ!

    УЧАСТИЕ В ВЕСТЕРНАХ:

    • Виннету I / Winnetou 1. Teil (1963) — ФРГ-Югославия-Италия-Франция
    • Жаркие порывы ветра / Heiß weht der Wind (1964) — ФРГ-Австрия-Югославия
    • Бандиты с Рио-Гранде / Die Banditen vom Rio Grande (1965) — ФРГ-Югославия
    • Дуэль перед заходом солнца / Duell vor Sonnenuntergang (1965) — ФРГ-Югославия
    • Баллада о стрелке / Ballata per un pistolero (1967) — Италия-ФРГ
    • Чёрная звезда / Starblack (1968) — Италия-ФРГ
     Деметер Битенц на реке Зрманя
    Деметер Битенц на легендарном «индейском плато» над рекой Зрманя, июнь 2013 года / фото: © Big Chief

    Впервые я увидел его в кино вовсе не в экранизации Карла Мая, а в советско-югославской детской приключенческой ленте «Попутного ветра, «Синяя птица» / Dobar vetar «Plava ptico» (1967). «Итак, мы на борту «Синей птицы». Международное географическое общество предоставило этот прекрасный корабль юным победителям географической анкеты конкурса «За мир и взаимопонимание». Они съехались со всех концов Земли, чтобы совершить увлекательное путешествие по Адриатике…» — такими словами с палубы судна, пришвартовавшегося в гавани словенского городка Пиран, открывается репортаж некоего бравого корреспондента.

     Деметер Битенц в роли Дика Стоуна
    Деметер Битенц в фильме «Попутного ветра, «Синяя птица» (1967)

    Если внимательно посмотреть на экран, нельзя не заметить, что артикуляция губ корреспондента четко совпадает с русским текстом. Понятно, что звучит дубляж, но ведь невооруженным глазом видно — актер говорит по-русски! Через 47 лет после съемок фильма я спросил его об этом. И получил ответ: «Да, я тогда еще неплохо знал русский…»

    Вообще-то, он владеет пятью языками. Отлично разбирается в женщинах. Знает толк в виски, который пьет без льда. Ведет активный образ жизни — до недавнего времени бегал на лыжах, играл в теннис и катался на велосипеде! Кстати, еще до Второй мировой он давал уроки катания на лыжах последнему королю Югославии Петру II Карагеоргиевичу.

    По его ролям можно смело изучать историю послевоенного кинематографа. Кого только ему не довелось сыграть в бытность свою югославским актером: аристократов, немецких офицеров, искателей приключений, ковбоев, сыщиков, преподавателей… Тема кино, обожаемого им с детства, актуальна для него и сегодня, а российское кино он ценит особо высоко. Он до сих пор почти по-детски удивляется многим вещам, а еще больше продолжает удивлять сам.

    Таков Деметер Битенц, джентльмен старой школы, 54 года назад представший на экране в образе сражавшегося за справедливость молчаливого скаута Дика Стоуна, когда-то выдуманного Карлом Маем.

    В честь 95-летия Деметера Битенца мы публикуем интервью, взятое у нашего доброго друга в Хорватии.

     

     Бранко Шпольяр, Деметер Битенц, Уолтер Барнес и Ральф Вольтер
    Бранко Шпольяр, Деметер Битенц, Уолтер Барнес и Ральф Вольтер в вестерне «Виннету I» (1963)

    – Дорогой Деметр, расскажите, пожалуйста, как вы пришли в кино?

    Начинал я как театральный актер. В 21 год меня пригласили в словенский государственный драматический театр Любляны. Это было в 1943 году. Должен сказать, с того момента до недавнего времени каждый год я постоянно выходил на сцену или еще где-нибудь стоял под софитами. Моя карьера была тесно связана с театром примерно 52 года. Я играл в Любляне, затем в Риеке, в Белграде и в других городах. В кино я попал в 1958 году. Пришел туда как «свободный художник», то есть как актер без постоянного ангажемента. Так началась моя профессиональная кинокарьера. Я снимался в югославской кинопродукции, в том числе во многих военных фильмах. Однажды принял предложение от немецкого кинопродюсера и во время съемок как-то так получилось, что волей того же продюсера у меня оказался подписанный сразу на три фильма контракт. С того момента, как говорится, пошло-поехало. Бывало, что снимался почти без перерыва. Так было, к примеру, в Италии… Случается, что и сейчас иногда снимаюсь, а значит – живу! У меня за спиной более 200 лент, большая часть которых — кинофильмы. Диапазон ролей очень широк: драмы, детективы, вестерны… Одних только военных фильмов более сорока. Там я обычно в немецкой униформе.

     Бранко Шпольяр, Деметер Битенц, Уолтер Барнес и Ральф Вольтер
    Деметер Битенц в фильме «Минута для убийства» / Minuta za umor (1962), Югославия

    – В свое время я видел шесть ваших военных фильмов. Популярны ли сегодня военные фильмы из бывшей Югославии, например, в Словении?

     Деметер Битенц в партизанском боевике -По следу Тигра-
    Деметер Битенц в партизанском боевике
    «По следу Тигра» / Most (1969), Югославия

    Нет, да и показывают их не так часто. Есть, конечно, люди в политике, которых мучает ностальгия. В свое время в Китае едва ли не самым популярным был фильм «Вальтер защищает Сараево» / Valter brani Sarajevo (1972). Но раньше югославские военные фильмы снимались по определенным канонам. Хотя и были очень интересные истории, но, в основном, эта продукция не имела полутонов. Есть враг – немец, и он однозначно плох. Но постепенно подход менялся, в мировой киноиндустрии — тоже. Образы стали более глубокими, не такими однозначными. Лет двадцать назад я снялся в одном военном фильме, где сыграл немецкого полковника, который по моральным соображением стал противником фашизма, что в итоге привело его к самоубийству… Стояло ли что-то за всем этим раньше? Конечно! Это был вопрос идеологии.

    – Вернемся к Вашей кинокарьере…

    Ну, что мне еще добавить… Во время съемок часто приходилось жить за границей. Я исколесил всю Европу. В те годы Европа являла собой большую съемочную площадку для американцев. Те же военные фильмы… Знаете, для меня кино – это большая работа, определенное мастерство, которым надо овладеть. Это профессия. Жесткие рамки, почти никакой романтики. Возьмем те же вестерны, особенно американские. С американцами вообще очень тяжело работать. Но у кино есть одно интересное свойство – оно расширяет границы. Для меня театр – понятие национальное, а кино – интернациональное. Мне кино всегда очень нравилось. Не важно, откуда члены съемочной группы, какой национальности. Пока снимается фильм, перед актером стоит одна единственная задача – исполнить свою роль. Тяжелый труд! При этом все мы хотим снять хороший фильм. Национальность актеров здесь ничего не значит. Важен только градус напряжения, накал. Это ярко выражено особенно в западной киноиндустрии. Киносъемка – это бизнес, бизнес определенного плана. Но это и искусство! Да, конечно, здесь есть все: и авантюра, и мошенничество, и своя мафия… Все это вместе – и есть кино.

    – Помните ли Вы то время, когда работали над фильмом «Виннету»?

     Деметер Битенц в роли Дика Стоуна
    Деметер Битенц в роли Дика Стоуна / кадр из вестерна «Виннету I» (1963)

    О, да! Это было как гром среди ясного неба! Социалистическая Югославия решилась на большую совместную постановку с немецким кинопродюсером. Другая неожиданность – немцы почему-то вдруг взялись за вестерн. Для европейской киноиндустрии это было поле совершенно неизведанное… Конечно, должен признать, работа была очень тяжелая, именно в физическом плане. Эти горы, озера, переезды… Нам приходилось очень рано вставать, чтобы вовремя прибыть на съемки, покрывая при этом огромные расстояния. Потом возвращаться. Жажда, палящее солнце. Кругом равнина, почти голая…

    Все члены команды были великолепны, от режиссера до каскадеров. Каждый безупречно выполнял свою задачу. У меня остались очень приятные воспоминания о фильме «Виннету». Позже я появился еще в паре итальянских спагетти-вестернов. Но тогда и подумать не мог, что через столько лет та страна, где мы снимали «индейскую историю», станет местом паломничества!

    Я поражен, как регулярно, каждый год, немецкое телевидение крутит «майевки». Ведь прошло целых 50 лет! За это время я видел много очень хороших фильмов, но воспоминания о съемках «Виннету» — это что-то особенное… И эти «майевки» до сих пор показывают! Настоящий феномен! Фабула этих лент крайне проста – Добро борется со Злом, чисто американская романтика. Конечно, я рассуждаю как дилетант в этой области, хотя Мая в детстве читал. Но чтобы вот так, через 50 лет… Нет, это непостижимо! Взгляните на американские вестерны, уже тогда оставившие след в истории кино, — там индейцы всегда плохие, а в этом фильме краснокожий действует с белым на равных, как партнер. Конечно, немцы по отношению к Виннету очень сентиментальны. Я поражен, когда разговариваю с этими энтузиастами и вижу, как увлечение передается от поколения к поколению. Те, кто были детьми сорок лет назад, сейчас уже пожилые люди, а рядом с ними стоит молодое поколение с теми же интересами. Я не могу определить, что это все-таки такое, но это феномен! Когда ты снимаешься в фильме, — не важно, быть ему настоящим искусством или не быть, — самый главный вопрос: как его примет публика! Само собой, никогда нельзя предвидеть, что из этого получится. Фильм «Виннету» — как раз из категории того самого кино. Его цель – привлекать людей в кинозалы.

     Деметер Битенц, Ральф Вольтер и Хусейн Чокич
    Деметер Битенц, Ральф Вольтер и Хусейн Чокич / кадр из вестерна «Виннету I» (1963)

    – Можете вы сказать что-нибудь о ваших партнерах по фильму. Я имею в виду Ральфа Вольтера и Хусейна Чокича?

    Оо!.. Должен сказать, что немец Ральф Вольтер во время съемок зарекомендовал себя великим шутником и очень хорошим партнером. Мы вместе снимались в Берлине (речь идет о сцене в салуне), где мы узнали друг друга получше. Ну, посидели в ресторанчике и так далее… Это очень хороший актер, известный тогда в ФРГ, да и сегодня – в современной Германии. Хусейн Чокич, тоже популярный актер из Боснии, больше, конечно, снимавшийся в югославских лентах, часто в совместных постановках. Ральф Вольтер сделал очень много, чтобы трудности во время съемок не сильно отравляли нашу жизнь. Он постоянно шутил и любые проблемы переводил в область несерьезного. Вообще, он со всеми был очень дружелюбен, и с Пьером Брисом, и с Лексом Баркером. Никакого напряжения в отношениях. Скажу так – настоящий партнер!

     Миха Балох и Деметер Битенц в знаменитом артхаусном фильме -Танец под дождем-
    Миха Балох и Деметер Битенц в знаменитой артхаусной драме «Танец под дождем» / Ples v dežju (1961), Югославия

    – Есть ли у Вас возможность и сегодня играть в театре?

    К сожалению, свою последнюю роль в Люблянском театре я исполнил примерно 14 лет назад в пьесе Бертольда Брехта «Галилео Галилей». Я, собственно, и играл самого Галилея. Это было мое прощание с театром. Примерно в то же время в Италии я несколько раз появился в чеховских «Трех сестрах». И все. «Галилей» идет и сегодня, но без меня.

    – А в кино?

     Разговор с Деметером Битенцем в отеле -Алан-
    Разговор с Деметером Битенцем в отеле «Алан», Стариград-Пакленица

    Бывает… Иногда появляюсь в телевизионной продукции. После распада Югославии у нас с кино довольно трудно. Словения – это всего-то два миллиона жителей. Кино стало дорогим удовольствием. Мало продюсируют. Мировой кризис в экономике. В Словении дела тоже идут не очень. На кино просто нет денег. Правда, за последнюю пару лет появилась группа молодых людей, которые снимают кино почти на энтузиазме. Сейчас мы должны думать, как нам жить дальше. У молодых есть амбиции это показать, но почти нет возможностей прорваться за рубеж. А ведь кино — «дело международное». Оно должно быть интересно многим, а не какой-то маленькой ограниченной группе людей. В этом проблема. Это как в литературе — когда читаешь книгу, волей-неволей споришь с автором. В кино — то же самое. Важен интерес, он привлекает.

    – Значит, у хорватского и словенского кино сегодня почти нет перспективы?

    Мне тяжело говорить о хорватском кино – у меня сегодня нет с ним никаких связей. Нашего кино, как я уже сказал, тоже почти не видно. А вот с русскими лентами по-другому. Последние русские, я имею в виду российские, фильмы – это просто фантастика! Я считаю, нынешнее российское кино в Европе совершенно недооцененным. Есть хорошие актеры, очень хорошие! Я видел много последних российских фильмов. Например, «Адмирал» или «Пушкин. Последняя дуэль». Пушкин там просто фантастичен. А из совсем последнего: «Как я провел этим летом».

    – Несколько слов о Вашей семье…

     Мари Версини и Деметер Битенц на Туловой гряде
    Мари Версини и Деметер Битенц на Туловой гряде, июнь 2013 / фото: © Dzhotti

    Ну, что же… Дважды я был женат. Первая супруга была оперной певицей. Вторая, имевшая великолепное образование, принадлежала к аристократии. Она была очень интеллигента, владела многими иностранными языками, но, к сожалению, умерла тридцать лет назад. Сегодня рядом со мной прекраснейшая спутница, с которой мы совершенно неразлучны. У меня есть дочь, делающая свои шаги в кино.

    Что касается моих родителей… Они когда-то владели отелем в Планице. Мне повезло, у отца в Планице дела шли очень хорошо – и первый в Словении стометровый корт достался нашей семье. Было это еще в 1937 году. Я с детства много занимался не только теннисом, но и лыжами.

    Сейчас в моем возрасте, конечно, много ограничений. Но у себя дома, в Любляне, я постоянно совершаю прогулки на лыжах или на велосипеде. Километров на двадцать. А с мая по октябрь, до первых снегов, занимаюсь горным туризмом. Кое-что для меня рискованно, но я придерживаюсь известной истины: «Движение – это жизнь». В моем возрасте важен баланс физической и, так сказать, мозговой нагрузки. Я очень много читаю, хожу в театр. Посещаю все премьеры словенских театров. Люблю оперу. Вот, три недели назад состоялась прекраснейшая премьера «Евгения Онегина» с удивительным русским солистом. Я всем этим просто наслаждаюсь.

    В Любляне меня часто приглашают на посольские приемы… Все это – динамика, а ведь мне уже ого-го сколько! Но мне всегда интересно, кто чем живет. У меня много контактов с молодыми людьми, с коллегами и студентами, с интеллигенцией. Когда ты видишь, как вокруг динамично развивается мир, ты и сам стремишься к тому, чтобы «бежать» с ним в ногу. Только тогда ты будешь в форме. Я не позволяю себе расслабиться! Я активен, интересуюсь политикой, слежу за тем, что происходит в мире. Наша жизнь сегодня очень динамична.

    – И очень сложна…

    Да, несомненно! Не перестаю удивляться техническому прогрессу. Он так скор, что, кажется, человеку поспеть за всем невозможно. Даже мелкие проблемы вынуждают тебя быть подкованным по любым вопросам. Поражаюсь, как сегодняшние шестилетние мальчишки исполняют «соло на клавиатуре», бродя по просторам Интернета. Раньше этого и представить нельзя было…

     Деметер Битенц
    Деметер Битенц на месте съемки «ковбойского» городка Россвель у хорватского местечка Зечево / Zečevo, фото: © Dzhotti

    – Дорогой господин Битенц, огромное спасибо за эту возможность побеседовать с Вами! Мы желаем Вам здоровья и всего самого наилучшего!

    Беседу вели , .

     

    *** © Winnetou.Ru При полной или частичной перепечатке материалов ссылка (гиперссылка) обязательна

    ДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ



    КОММЕНТАРИИ: 1


    • Dzhotti Dzhotti 21.07.2017 в 14:57 | Ответить

      Дорогой Деметер Битенц, с днем рождения!
      Спасибо Вам за пример человека, для которого девиз «Движение — это жизнь» актуален всегда. Ваша жизнь интересна и наполнена, каждый день дарит Вам свои открытия, Вы любите людей. Ваши глаза излучают какой-то особый свет — это чувствовалось с первой минуты. Когда я вспоминаю «индейское» имя «Тучка Золотая», данное Вами в «Россвеле» и строки стихотворения Лермонтова, что Вы процитировали нам на русском языке, я снова вижу образ очень душевного, доброго, живого человека с открытой душой и горячим сердцем.
      Спасибо Вам за прекрасные минуты общения, за такое содержательное интервью в декоративной хижине возле отеля «Алан», ставшее своеобразным приключением: ведь мы так увлеклись, что опоздали на автобус, чтобы ехать на пуэбло-плато над рекой Зрманя. Помощь подоспела неожиданно: нашу растерянность заметил один из участников фестиваля «По следам Виннету», который стартовал на плато на машине. Помните, как мы старались догнать наши автобусы? Это было весело!
      Я снова вижу Ваше лицо, которое озарялось улыбкой всякий раз, как Вы нас видели и по-дружески махали нам рукой: «Привет, Москва!»
      Дорогой Деметер, я очень надеюсь, что Вы прочитаете это интервью, и желаю Вам крепкого здоровья, глубоких впечатлений от каждого вдохновляющего дня и еще многих лет Пути, энергии, радости и счастья!
      С уважением,
      «Тучка Золотая»



    ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ