12.02.2025 | КАК И ГДЕ СНИМАЛИ, Карл Май | 2 коммент. | Автор: Big Chief
Наверное, каждый сталкивался с ситуацией, когда после долгих поисков неожиданно натыкался на нечто такое, о чем прежде не подозревал. Начинаешь рыть глубже и забываешь, с чего все началось…
В нашем случае началось с простого вопроса: кто играл вождя Тангуа в первой части «Виннету» (1963)?
И к чему это? Загляни в фильмографию экранизаций Карла Мая — и увидишь, что его играл некий Томислав Эрак / Tomislav Erak. Вроде бы все просто и ясно. Однако с выводами торопиться не стоит.
Существуют авторитетные свидетельства, не подтверждающие этот, казалось бы, бесспорный факт. Например, съемочный план киностудии «Риальто-фильм» или список актеров, привезенных в сентябре 1963 года в Берлин для съемок в студийных павильонах. А также свидетельства югославов, которые в контексте их заявлений в прессе о бесправном положении так называемых свободных киноактеров, участвовавших в совместных кинопроектах, поведали о случае с Тангуа.
Интригует? Тогда давайте обо всем по порядку.
Пытливые умы давно заметили, что исполнитель роли вождя кайова Тангуа не указан в титрах фильма «Виннету I», хотя он далеко не второстепенный персонаж. Например, Бранко Шпольяр / Branko Špoljar, сыгравший Банкрофта, у которого было ровно столько же съемочных дней, наличествует в начальных титрах. Кроме того, данных актера Томислава Эрака нет ни в одном каталоге библиотеки «Югославской кинотеки» в Белграде, где собрана самая полная на сегодняшний день информация о кино бывшей Югославии.
Конечно, человека по имени Томислав с фамилией Эрак можно было бы с натяжкой посчитать исполнителем одной-единственной роли во всей его актерской карьере, но это маловероятно, особенно с учетом его весьма немолодого возраста. А если это был сценический псевдоним, то почему он использован только для одной роли?
С таких разных по значимости вопросов и начались поиски.
В киноархиве немецкой киностудии «Риальто-фильм» хранится календарный план съемок фильма «Виннету I», в котором указаны актеры и их занятость по дням, перемещения съемочной группы в привязке к датам, отдельные места съемок, номера сцен в соответствии со сценарием и прочее. Организаторы съемок обязаны придерживаться его как можно точнее, хотя удается это далеко не всегда. В любом случае, указанная там информация должна быть актуальной, поэтому нет ничего удивительного в том, что в плане имеются правки. Так вот, первоначально указанные данные об исполнителе роли Тангуа зачеркнуты. Вместо «Томислав Эрак» стоит «Н. Радич».
Недавно под эгидой «Риальто-фильм» была выпущена книга «Winnetou 1. Teil. Das Drehbuch und sein Weg auf die Leinwand». В ней, помимо рассказа о написании сценария к фильму и другой интересной информации, есть указание на то, что в списке актеров, участвовавших в интерьерных съемках на берлинской студии CCC, нет никакого Томислава Эрака, зато есть Никола Радич. Речь о сцене, в которой Тангуа упрекает злодея Сантера — «из-за тебя погибло много моих воинов» — и ставит ему ультиматум. Значит, вождя кайова играл Никола Радич?
Однако, как и в случае с Эраком, нигде нет никакой информации об актере Радиче. Идем дальше…
Каждый исполнитель невторостепенной роли (или участвующий в большинстве диалогов), имел собственный экземпляр сценария на его родном языке. В упомянутой книге представлены выдержки из сербско-хорватского сценария, который принадлежал Мавиду Поповичу / Mavid Popović, игравшему вождя апачей Инчу-Чуну. Так вот, в его экземпляре несколько раз перечеркнуты разные фамилии исполнителя роли Тангуа, вместо которых написано: «Мика Крстулович» или «Нико Крстулович» (отдельные буквы трудно разобрать из-за особенностей почерка). Неужели еще один исполнитель?
И о нем тоже нет никакой информации. Клубок завязывается туже…
Дальнейшие поиски приводят к любопытной статье под заголовком «Дилетантам вход воспрещен», напечатанной 18 декабря 1963 года в загребской газете «Vjesnik u srijedu». Поначалу она привлекла фотографиями наших старых знакомцев, а после прочтения появилось некоторое понимание закулисья совместных постановок в тогдашней Югославии. В частности, как набирались кадры и откуда появился исполнитель роли Тангуа. Для получения ясности без пересказа содержания публикации не обойтись, поэтому придется на время окунуться в волнующую атмосферу событий, произошедших более 60 лет назад.
Корреспондент газеты договорился встретиться с членами «Общества работников кино», готовых открыто рассказать о серьезных проблемах в киноиндустрии. Поскольку у свежеиспеченной организации своего помещения не было, их трехчасовая встреча произошла на втором этаже загребского «Городского кафе», расположенного на тогдашней центральной площади Республики (нынешняя площадь Бана Елачича).
На встречу пришли известные в то время актеры, имевшие за спиной многолетнюю работу в театрах: Владо Бачич / Vlado Bačić (40 ролей в кино к тому моменту), Рикард Брзеска / Rikard Brzeska (42), Илия Ивезич / Ilija Ivezić (13), Йоcо Мартинчевич / Joso Martinčević (12), Владимир Медар / Vladimir Medar (43), Антун Налис / Antun Nalis (48), Бранко Шпольяр / Branko Špoljar (19) и Никша Штефанини / Nikša Štefanini (39). Вы, конечно, заметили, что все они, кроме одного, прошлые или будущие участники экранизаций Карла Мая. 🙂
Хотя, нет. Даже Йосо Мартинчевич, не снявшийся ни в одной «майевке» 1960-х, имел самое прямое отношение к Карлу Маю гораздо раньше. Еще в 1940-е годы он сыграл вождя апачей Инчу-Чуну на сцене Загребского молодежного театра в пьесе «Виннету» в постановке известного авангардиста Кальмана Масарича. А написал эту пьесу в семи картинах не кто иной, как Бранко Шпольяр, который сам в ней сыграл роль одного из геодезистов. Кстати, заняты в этой пьесе были и небезызвестные Велько Маричич / Veljko Maričić и Мария Црнобори / Marija Crnobori. Можете представить себе Маричича (через 20 лет сыгравшего фермера Мак-Хару в «Верной Руке — друге индейцев») Олд Шеттерхэндом?..
Но в тот момент сидевших в кафе объединяло другое: профессия свободного актера. По современным меркам, они фрилансеры. То есть сами себе менеджеры и агенты, гонявшиеся за кинопродюсерами по ресторанам и гостиничным холлам в поисках работы и часто соглашавшиеся на любую роль за плату, далеко не всегда соответствующую положению и таланту.
Председатель общества Никша Штефанини честно поведал об их нелегкой борьбе за место под солнцем. По его словам, актеры фактически ничего не решают, поскольку все полномочия в руках у владеющих материальной базой, а именно: у продюсеров и в некоторой степени у режиссеров. Никто из актеров не задействован ни в одном худсовете. Нигде актеры не имеют права голоса при наборе персонала. Последний красноречивый пример — новый свод правил для сотрудников «Ядран-фильма». В нем упоминаются все профессии, без которых невозможно представить киноиндустрию, за исключением актеров, а точнее — регламента их работы.
Если югославский фильм продан за границу, дополнительные гонорары обязательно получат: режиссер, руководитель съемочной группы, сценарист, оператор, а также сценограф и композитор. У актера нет никаких авторских отчислений или чего-то подобного, хотя его доля в успехе или неудаче фильма если не больше, то, по крайней мере, не меньше доли кинооператора или сценографа.
Главное — сэкономить! Бездумная погоня за удешевлением кинопроизводства привела к краху актерской профессии. Чтобы платить как можно меньше, организаторы копродукций с югославской стороны частенько подсовывают неосведомленным иностранцам неопытных исполнителей или вообще людей с улицы.
Членами «Общества работников кино» становятся представители разных профессий и интересов: актеры, сценографы, администраторы, сценаристы, режиссеры, мастера по изготовлению париков и так далее. Единственное, что их объединяет: обеспечение социальным страхованием. Никакого тщательного контроля за приемом новых членов, количество которых резко увеличилось в связи с участившимися совместными кинопроектами. При отсутствии необходимых критериев в общество затесались персоны, не имеющие отношения к кино, люди сомнительных профессий или просто бездельники.
Участники встречи наперебой делились неутешительными примерами из собственной жизни, дающими непосвященным представление о происходящем за кулисами кинопроизводства.
Представим, что в югославскую киностудию обратился иностранный продюсер, чтобы ангажировать местных актеров. За востребованного Владимира Медара студия потребовала бы не меньше 150 000 итальянских лир за съемочный день. Именно эта сумма будет фигурировать в контракте студии с иностранцем. А вот с самим Медаром она заключит договор, самое большее, на 30 000 динаров. Остальное (в иностранной валюте) осядет в казне студии благодаря двойному контракту.
Временами кое-кто из актеров восставал против такой системы, но это влечет попадание в продюсерский «черный список» и, как следствие, длительное отсутствие работы. Так произошло, например, с Бранко Шпольяром.
Актер Владо Бачич, снявшийся несколько месяцев назад в вестерне «Пираты с Миссисипи» / Die Flusspiraten vom Mississippi, обвиняет югославского агента, ведущего переговоры с итальянским продюсером пеплума «Рим в огне» / L’incendio di Roma, в намеренном занижении цены:
Мне определили гонорар в 500 000 динаров по настоянию нашего переговорщика, хотя иностранному продюсеру поначалу эта сумма показалась невысокой. Переговорщик же настоял на том, чтобы мне заплатили именно ее, на что иностранный директор согласился. А почему бы и нет? Тогда мне пришлось самому бороться за более высокий гонорар, что, в конце концов, все же удалось.
Кстати, интересный факт, о котором вряд ли кому известно. За шесть лет до описываемых событий во время съемок в ФРГ американского фильма «Викинги» Владо Бачич заменял в опасных сценах Эрнеста Боргнайна, игравшего датского конунга Рагнара. В частности, в волчьей яме с волками бьется именно он.
Другой пример из того же «Рима в огне». Голливудский актер Лэнг Джеффрис / Lang Jeffries подписал контракт на 22 миллиона лир за роль Марка Валерия, а Владимир Медар всего на полмиллиона динаров за большую роль Нерона. То есть в 44 раза меньше, и то, если считать соотношение динара к лире по курсу 1:1.
Вот мнение Йосо Мартинчевича:
Владимир Медар, прославившийся за рубежом в роли Тараса Бульбы, мог бы получить от иностранного продюсера за эту роль 20 миллионов, потому что уже приобрел имя, которое котируется на зарубежном рынке. Да и государство только выиграет от этого, потому что налог Медара будет намного выше. В реальности нам приходится довольствоваться микроскопическими суммами, если сравнивать их с теми, что получают иностранные актеры, многие из которых, кстати, слабее наших.
А что же все-таки с Тангуа?
Из статьи удалось узнать, что в фильме «Виннету» роль вождя кайова доверили не опытному артисту, а… директору отеля. С какой целью? Да только с одной — чтобы не платить высокий гонорар. Профессиональный актер за такую важную роль запросил бы более миллиона динаров, в то время как отельер согласился на 300 тысяч. А дальше по отработанной схеме, указанной выше.
Этому «натурщику» было 65 лет. Он очень неуверенно держался в седле и как-то раз от волнения даже потерял сознание. Верхом в кадре он только в те моменты, когда лошадь движется медленно или стоит на месте. В остальных сценах с верховой ездой его заменяли каскадеры Шимун Ягаринец и Мирко Латинович.
Даже Пьер Брис на съемках поинтересовался, работал ли вообще когда-нибудь в кино этот человек. Когда ему ответили, что тот полный дилетант, Брис очень удивился: «Неужели у вас может сниматься тот, кто не состоит в профсоюзе актеров?»
Отельер очень раздражал режиссера Харальда Райнля, во всем любившего порядок. Даже самые заурядные сцены с «этим Тангуа» приходилось повторять по многу раз, а ведь его представили как «выдающуюся югославскую кинозвезду».
По многочисленным свидетельствам, местные организаторы съемок все внимание уделяют иностранным исполнителям, при этом совершенно забывая о своих, иногда играющих более важные по сюжету роли. Многим иностранцам положен автомобиль, приезжающий за ними по первому вызову. Местных к местам съемок развозят на автобусах, выезжающих ранним утром и привозящих людей задолго до установленного срока. Рикард Брзеска прямо-таки бичует руководство:
Мы — мастера тратить время! Совершенно его не бережем! За границей актера ценят и не перегружают понапрасну. Интерес продюсера в том, чтобы его актер всегда был «бодр и весел», а не в том, чтобы притащить его на съемки и чтобы он там часами ждал…
Для иностранцев всегда предусмотрены палатки, зонтики, отдельные кресла (даже для их подруг), а местным не предложат и камня, на который можно было бы присесть.
Сетует Илия Ивезич, исполнявший в «Виннету I» роль мексиканца Хоакима:
Наш актер, впервые пришедший работать в копродукцию, ощущает себя просто ничтожным. Иностранцы его не знают, потому что никто из наших им его не представил. Мы анонимны, поэтому понятно, что наша репутация и цены падают!
Во время съемок «Виннету I» с Деметером Битенцем и Хусейном Чокичем произошел неприятный инцидент. На плато над рекой Зрманья рядом с пуэбло апачей были врыты деревянные столбы. Руководство с югославской стороны распорядилось, чтобы актеры подготовились к сцене, в которой их привяжут к этим столбам пыток. В итоге, оба проторчали на палящем солнцем целых сорок минут, связанные и загримированные, пока иностранцы мирно потягивали свой кофе, а несколько помощников держали над ними раскрытые зонтики.
Дальше в разговор вступает Антун Налис, сыгравший в «Виннету I» хозяина салуна Хикса:
Нам еще и самим приходится бороться за сохранение репутации перед нашими зарубежными коллегами! Их суточные в десять-двенадцать раз выше наших. Я с моими 2500 динарами в день вынужден жить в гостинице на Плитвицких озерах и платить 1800 динаров за ночь. Оставшихся 700 динаров не хватит даже на обед, не говоря уже о трехразовом питании и других мелких расходах. А если иностранный коллега пригласит меня на ужин, то, конечно, я должен отплатить ему тем же. И вот, эти пять-шесть тысяч уплывают из собственного кармана…
Владимир Медар с веселой усмешкой рассказывает, что во время съемок фильма «Тарас Бульба» всем иностранным членам киногруппы, включая электриков и коневодов, суточные привозили прямо в отель в отдельных конвертах. А ему, исполнителю главной роли, приходилось лично наведываться в офис Croatia Film, что на улице Катанчичева в Загребе. Несколько раз он возвращался оттуда вообще без денег.
Кстати, с этим итальянским фильмом по мотивам повести Николая Васильевича Гоголя произошел казус. По иронии судьбы, его сняли практически одновременно с американским, в котором Тараса играл Юл Бриннер. Пришлось ждать два года, прежде чем выпустить фильм в прокат под названием «Сыновья Тараса Бульбы», чтобы не затеряться на фоне более дорогой голливудской продукции от киностудии United Artists.
Вас, скорее всего, интересуют не подробности боданий югославских артистов с продюсерами, а ответы на вопросы, поставленные в начале статьи.
С уверенностью можно утверждать, что Томислав Эрак или Никола Радич актерами не были. В роли Тангуа выступал непрофессионал, какой-то 65-летний директор какого-то отеля. Возможно, им был Никола Радич. Его нахождение в списке лиц, участвовавших в интерьерных съемках в Берлине, весомый аргумент в пользу этой версии. Если побродить по сайтам, предлагающим найти родственников и построить родословную, можно отыскать Николу Радича, которому в 1963 году было 65 лет. Это Никола Радич (1898-1970), родившийся и умерший в хорватском городке Радошич, расположенном недалеко от Сплита. Но был ли он директором отеля?
Упоминавшиеся исправления в сценарии, принадлежавшем Мавиду Поповичу, требуют проверки. В нем имена и фамилии некоторых других исполнителей (например: Душко Новак, Нела Цвиич) тоже отличаются от указанных в фильмографии. В общем, ясности нет.
Как дальше обстояло дело с правами свободных актеров в Югославии? Какие-то их требования были услышаны, появились новые правила взаимодействия, но более точно сказать не могу. Если непременно хочется узнать, придется порыться в архивах. У нас же на очереди много чего другого интересного и более близкого нашим темам.
Для создателей фильма Виннету – персонаж вымышленный – воплотил в себе лучшие черты индейских вождей. Фильм «Виннету - сын Инчу-Чуна» с Пьером Брисом и Лексом Баркером в журнале «Спутник кинозрителя» №7 (1975).
Потрясающее расследование, спасибо.
Тот случай, когда каждый день заходишь на сайт, и вдруг на нем новая публикация! Как всегда очень интересно. А Тангуа все-таки в итоге получился колоритный, убедительный, если не знать всего закулисья.