Памяти Владимира Тадея

04.03.2017 | Память, СОБЫТИЯ | 2 коммент. | Автор:

1марта в Загребе на 92 году ушел из жизни один из самых известных патриархов хорватского и югославского кино — Владимир Тадей. Художник-постановщик, декоратор, сценарист, режиссер, автор детских книг, представитель современного ренессанса и обладатель уникального многогранного таланта…

 Владимир Тадей
Владимир Тадей / Vladimir Tadej
09.05.1925 — 01.03.2016

Тадей родился 9 мая 1925 года в местечке Новска в семье железнодорожника. По стопам отца он не пошел – слишком уж рано проявились его способности к рисованию – и судьба уготовила ему иной путь. Мальчиком Владимир серьезно намеревался стать художником и некоторое время посещал частные курсы известного профессора Кризмана. Испугавшись, что сын вдруг действительно станет рисовальщиком, за гроши набрасывающим простенькие портретики праздных прохожих, отец настоятельно порекомендовал ему заняться чем-то более подходящим. Выбор тогда пал на архитектуру.

По окончании начальной школы юноша сначала поступил в знаменитую загребскую «3-ю гимназию», кузницу талантливых кадров для югославского искусства, литературы и кино, а в 1940 году приступил к планомерному изучению архитектуры на Техническом факультете Загребского университета.

Старшие товарищи замечают талантливого студента — и в 1947 году Владимир Тадей удостаивается чести в качестве ассистента сценографа принять участие в ленте «Этот народ будет жить» (Živjet će ovaj narod), первом послевоенном фильме студии «Ядран», поставленном режиссером Николой Поповичем.

В ряду его ранних художественно-декораторских работ можно назвать фильмы: «Застава» (Zastava, 1949), «Юбилей господина Икла» (Jubilej gospodina Ikla, 1955), «Только люди» (Samo ljudi, 1957), «Потерянный карандаш» (Izgubljena olovka, 1960), «Сигналы над городом» (Signali nad gradom, 1960), «Мартин в облаках» (Martin u oblacima, 1961), «Лицом к лицу» (Licem u lice, 1963), «Двойное окружение» (Dvostruki obruč, 1963). Многие из них шли в советском прокате, во многих из них играли будущие югославские «звезды» будущих экранизаций Карла Мая.

    7 экранизаций Карла Мая (ФРГ-Югославия), в которых в 1960-е годы Владимир Тадей участвовал как художник-постановщик:
    • Виннету I / Winnetou 1. Teil (1963)
    • Виннету II / Winnetou 2. Teil (1964)
    • Среди коршунов / Unter Geiern (1964)
    • Виннету III / Winnetou 3. Teil (1965)
    • Верная рука — друг индейцев / Old Surehand 1. Teil (1965)
    • Виннету и полукровка Апаначи / Winnetou und das Halbblut Apanatschi (1966)
    • Виннету и Шеттерхэнд в Долине Мёртвых / Winnetou und Shatterhand im Tal der Toten (1968)

     Владимир Тадей
    Эскиз натурных декораций города Россвель (Розуэлл) для вестерна «Виннету I» (1963) / © Vladimir Tadej

    Его пятилетняя кропотливая работа над «Диким Западом» началась с фильма «Виннету I» (1963). При этом Тадею удалось решить сразу две задачи: создать впечатляющие аутентичные декорации вестерна и не выпасть из бюджета. Например, «ковбойский» городок Розуэлл (в нашем прокате его окрестили Россвель) построили у действующей железной дороги неподалеку от местечка Киcтанье / Kistanje, что позволило пустить прямо по ней необходимый по сюжету локомотив. Правда, небольшое дорожное ответвление проложить все-же пришлось — иначе паровозу никак не удалось бы дотянуть до салуна…

     Советcкие титры к вестерну -Виннету - сын Инчу-Чуна -
    Советcкие титры к двухсерийному «Виннету — сын Инчу-Чуна», выпущенному в наш прокат в 1975 году

    Хотя он участвовал во многих совместных кинопостановках тогдашней Югославии, именно экранизации Карла Мая Владимир Тадей считал самой интересной и креативной свой работой, о чем неоднократно рассказывал и даже написал книгу воспоминаний, где с большой любовью рассказал о местах съемок и об их участниках, в первую очередь с югославской стороны.

    Из книги Владимира Тадея и Дамира Габелицы «По следам Виннету в Хорватии» (Vladimir Tadej, Damir Gabelica: Auf den Spuren Winnetous in Kroatien. 10 Routen Winnetous. Jadran Film, Zagreb, 2007):

    Фильмы были сняты в живописнейших хорватских ландшафтах, от Плитвицких озер и окрестностей Дубровника, Омиша, Трогира, Шибеника, Задара до Риеки на севере. Эти ландшафты заменили североамериканские, где обитали индейцы. Так, красивейшие хорватские реки, Зрманя под Обровацем, Крка под Скрадиным и Цетина под Омишом, «сыграли» роли вместо американских. Из горных массивов хорватского побережья больше всего использовались Велебит, Динара и Мосор. Все эти ландшафты не только подобны американским, они оказались даже лучше…

     Владимир Тадей
    Владимир Тадей на фоне экстерьеров построенной по его эскизам мексиканской деревни Мирамонте. На съемках вестерна «Виннету и его друг Олд Файерхэнд» (1966) в местечке Шине под Стобречем / Šine, Stobreč

    Как художник-постановщик он плодотворно поработал и в других жанрах. Достаточно назвать такие фильмы, как: «Взгляд в зенит солнца» (Pogled u zjenicu sunca, 1965), «Кая, я убью тебя!» (Kaja, ubit cu te, 1967), «Столкновение» (Clash, 1984), «Антиказанова» (Anticasanova, 1985), «Даритель» (Donator, 1989). Ну и, конечно же, хорошо известные в СССР: «По следу Тигра» (Most, 1969) и «Пятое наступление» (Sutjeska, 1973). В последней ленте, получившей три национальных приза кинофестиваля в Пуле, а также Специальный приз на Московском кинофестивале в 1973 году, автором сценария выступал Сергей Бондарчук.

    За свою долгую творческую жизнь Владимир Тадей проявил себя еще и как режиссер (16 кинолент) и сценарист (24 киноленты). Наиболее известные его режиссерские работы: снятая в Белграде комедия «Жёлтая» (Žuta, 1973) и драма времен Второй мировой войны «Фюрер из нашего квартала» (Hitler iz našeg sokaka, 1975). Он стоял у истоков Загребской школы анимации. Попробовал себя и в экспериментальном кино.

    Однако «ковбойско-индейские» темы так или иначе сопровождали Тадея всю жизнь. Еще в 1950-е ему довелось в качестве сценариста посотрудничать с Ватрославом Мимицей. Вместе они сделали стилизованный а-ля Дикий Запад 14-минутный мультфильм «Ковбой Джимми» (Cowboy Jimmy, 1957), герой которого — меткий стрелок-дуэлянт — буквально спрыгивает с экрана в зрительный зал, но не сможет реализоваться в реальном мире. А последняя режиссерская работа Тадея в кино – детский фильм «Каньон опасных игр» (Kanjon opasnih igara, 1998) — рассказывает о дружбе двух мальчиков (хорвата и немца), отцы которых участвовали в съемках старых «майевок» на реке Цетина. Теперь дружат их дети, но уже в новых условиях опасных 1990-х годов…

     Владимир Тадей и Мирко Боман
    Мирко Боман и Владимир Тадей в деревне Марасовичи. Июнь 2012 / © фото Dzhotti

    Я виделся с Владимиром Тадеем всего лишь раз, летом 2012 года. Казалось, что этот пожилой мужчина, медленно передвигающийся с помощью специальной трости, давно устал от жизни и любых ее перипетий. Но это только на первый взгляд. Его глаза! Они горели живыми, бесконечно живыми огоньками Художника!

    ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!

     
    *** © Winnetou.Ru При полной или частичной перепечатке материалов ссылка (гиперссылка) обязательна


    ДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ



    КОММЕНТАРИИ: 2


    • Творец Творец 05.03.2017 в 12:16 | Ответить

      Интересная и творческая жизнь Владимира Тадея сохранится в его работах. Вечная память, коллега.


    • Dzhotti Dzhotti 05.03.2017 в 22:20 | Ответить

      Можно еще добавить, что Владимир Тадей попробовал себя и в качестве писателя. За свои детские романы U krilu bake masline и «Каньон опасных игр» он в 1994 году вместе с соавтором Хрвое Хитрецем стал обладателем ежегодной премии Григора Витеза. Он принимал активное участие в производстве фильмов, основанных на документах о военных событиях в бывшей Югославии, среди которых такие известные сериалы, как 12-серийный «Вспоминая войну» (Sjećanje na Domovinski rat) и 6-серийный Bljesak i Oluja, показанные по хорватскому телевидению. В 2005 году Владимир Тадей был награжден за свои достижения премией Владимира Назора.



    ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ