Памяти Владимира Тадея

04.03.2017 | Память, СОБЫТИЯ | 2 коммент. | Автор:

1марта в Загребе на 92 году ушел из жизни один из самых известных патриархов хорватского и югославского кино — Владимир Тадей. Художник-постановщик, декоратор, сценарист, режиссер, автор детских книг, представитель современного ренессанса и обладатель уникального многогранного таланта…

 Владимир Тадей
Владимир Тадей / Vladimir Tadej
09.05.1925 — 01.03.2016

Тадей родился 9 мая 1925 года в местечке Новска в семье железнодорожника. По стопам отца он не пошел – слишком уж рано проявились его способности к рисованию – и судьба уготовила ему иной путь. Мальчиком Владимир серьезно намеревался стать художником и некоторое время посещал частные курсы известного профессора Кризмана. Испугавшись, что сын вдруг действительно станет рисовальщиком, за гроши набрасывающим простенькие портретики праздных прохожих, отец настоятельно порекомендовал ему заняться чем-то более подходящим. Выбор тогда пал на архитектуру.

По окончании начальной школы юноша сначала поступил в знаменитую загребскую «3-ю гимназию», кузницу талантливых кадров для югославского искусства, литературы и кино, а в 1940 году приступил к планомерному изучению архитектуры на Техническом факультете Загребского университета.

Старшие товарищи замечают талантливого студента — и в 1947 году Владимир Тадей удостаивается чести в качестве ассистента сценографа принять участие в ленте «Этот народ будет жить» (Živjet će ovaj narod), первом послевоенном фильме студии «Ядран», поставленном режиссером Николой Поповичем.

В ряду его ранних художественно-декораторских работ можно назвать фильмы: «Застава» (Zastava, 1949), «Юбилей господина Икла» (Jubilej gospodina Ikla, 1955), «Только люди» (Samo ljudi, 1957), «Потерянный карандаш» (Izgubljena olovka, 1960), «Сигналы над городом» (Signali nad gradom, 1960), «Мартин в облаках» (Martin u oblacima, 1961), «Лицом к лицу» (Licem u lice, 1963), «Двойное окружение» (Dvostruki obruč, 1963). Многие из них шли в советском прокате, во многих из них играли будущие югославские «звезды» будущих экранизаций Карла Мая.

    7 экранизаций Карла Мая (ФРГ-Югославия), в которых в 1960-е годы Владимир Тадей участвовал как художник-постановщик:
    • Виннету I / Winnetou 1. Teil (1963)
    • Виннету II / Winnetou 2. Teil (1964)
    • Среди коршунов / Unter Geiern (1964)
    • Виннету III / Winnetou 3. Teil (1965)
    • Верная рука — друг индейцев / Old Surehand 1. Teil (1965)
    • Виннету и полукровка Апаначи / Winnetou und das Halbblut Apanatschi (1966)
    • Виннету и Шеттерхэнд в Долине Мёртвых / Winnetou und Shatterhand im Tal der Toten (1968)

     Владимир Тадей
    Эскиз натурных декораций города Россвель (Розуэлл) для вестерна «Виннету I» (1963) / © Vladimir Tadej

    Его пятилетняя кропотливая работа над «Диким Западом» началась с фильма «Виннету I» (1963). При этом Тадею удалось решить сразу две задачи: создать впечатляющие аутентичные декорации вестерна и не выпасть из бюджета. Например, «ковбойский» городок Розуэлл (в нашем прокате его окрестили Россвель) построили у действующей железной дороги неподалеку от местечка Киcтанье / Kistanje, что позволило пустить прямо по ней необходимый по сюжету локомотив. Правда, небольшое дорожное ответвление проложить все-же пришлось — иначе паровозу никак не удалось бы дотянуть до салуна…

     Советcкие титры к вестерну -Виннету - сын Инчу-Чуна -
    Советcкие титры к двухсерийному «Виннету — сын Инчу-Чуна», выпущенному в наш прокат в 1975 году

    Хотя он участвовал во многих совместных кинопостановках тогдашней Югославии, именно экранизации Карла Мая Владимир Тадей считал самой интересной и креативной свой работой, о чем неоднократно рассказывал и даже написал книгу воспоминаний, где с большой любовью рассказал о местах съемок и об их участниках, в первую очередь с югославской стороны.

    Из книги Владимира Тадея и Дамира Габелицы «По следам Виннету в Хорватии» (Vladimir Tadej, Damir Gabelica: Auf den Spuren Winnetous in Kroatien. 10 Routen Winnetous. Jadran Film, Zagreb, 2007):

    Фильмы были сняты в живописнейших хорватских ландшафтах, от Плитвицких озер и окрестностей Дубровника, Омиша, Трогира, Шибеника, Задара до Риеки на севере. Эти ландшафты заменили североамериканские, где обитали индейцы. Так, красивейшие хорватские реки, Зрманя под Обровацем, Крка под Скрадиным и Цетина под Омишом, «сыграли» роли вместо американских. Из горных массивов хорватского побережья больше всего использовались Велебит, Динара и Мосор. Все эти ландшафты не только подобны американским, они оказались даже лучше…

     Владимир Тадей
    Владимир Тадей на фоне экстерьеров построенной по его эскизам мексиканской деревни Мирамонте. На съемках вестерна «Виннету и его друг Олд Файерхэнд» (1966) в местечке Шине под Стобречем / Šine, Stobreč

    Как художник-постановщик он плодотворно поработал и в других жанрах. Достаточно назвать такие фильмы, как: «Взгляд в зенит солнца» (Pogled u zjenicu sunca, 1965), «Кая, я убью тебя!» (Kaja, ubit cu te, 1967), «Столкновение» (Clash, 1984), «Антиказанова» (Anticasanova, 1985), «Даритель» (Donator, 1989). Ну и, конечно же, хорошо известные в СССР: «По следу Тигра» (Most, 1969) и «Пятое наступление» (Sutjeska, 1973). В последней ленте, получившей три национальных приза кинофестиваля в Пуле, а также Специальный приз на Московском кинофестивале в 1973 году, автором сценария выступал Сергей Бондарчук.

    За свою долгую творческую жизнь Владимир Тадей проявил себя еще и как режиссер (16 кинолент) и сценарист (24 киноленты). Наиболее известные его режиссерские работы: снятая в Белграде комедия «Жёлтая» (Žuta, 1973) и драма времен Второй мировой войны «Фюрер из нашего квартала» (Hitler iz našeg sokaka, 1975). Он стоял у истоков Загребской школы анимации. Попробовал себя и в экспериментальном кино.

    Однако «ковбойско-индейские» темы так или иначе сопровождали Тадея всю жизнь. Еще в 1950-е ему довелось в качестве сценариста посотрудничать с Ватрославом Мимицей. Вместе они сделали стилизованный а-ля Дикий Запад 14-минутный мультфильм «Ковбой Джимми» (Cowboy Jimmy, 1957), герой которого — меткий стрелок-дуэлянт — буквально спрыгивает с экрана в зрительный зал, но не сможет реализоваться в реальном мире. А последняя режиссерская работа Тадея в кино – детский фильм «Каньон опасных игр» (Kanjon opasnih igara, 1998) — рассказывает о дружбе двух мальчиков (хорвата и немца), отцы которых участвовали в съемках старых «майевок» на реке Цетина. Теперь дружат их дети, но уже в новых условиях опасных 1990-х годов…

     Владимир Тадей и Мирко Боман
    Мирко Боман и Владимир Тадей в деревне Марасовичи. Июнь 2012 / © фото Dzhotti

    Я виделся с Владимиром Тадеем всего лишь раз, летом 2012 года. Казалось, что этот пожилой мужчина, медленно передвигающийся с помощью специальной трости, давно устал от жизни и любых ее перипетий. Но это только на первый взгляд. Его глаза! Они горели живыми, бесконечно живыми огоньками Художника!

    ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!

     
    *** © Winnetou.Ru При полной или частичной перепечатке материалов ссылка (гиперссылка) обязательна


    ДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ



    КОММЕНТАРИИ: 2


    • Творец Творец 05.03.2017 в 12:16 | Ответить

      Интересная и творческая жизнь Владимира Тадея сохранится в его работах. Вечная память, коллега.


    • Dzhotti Dzhotti 05.03.2017 в 22:20 | Ответить

      Можно еще добавить, что Владимир Тадей попробовал себя и в качестве писателя. За свои детские романы U krilu bake masline и «Каньон опасных игр» он в 1994 году вместе с соавтором Хрвое Хитрецем стал обладателем ежегодной премии Григора Витеза. Он принимал активное участие в производстве фильмов, основанных на документах о военных событиях в бывшей Югославии, среди которых такие известные сериалы, как 12-серийный «Вспоминая войну» (Sjećanje na Domovinski rat) и 6-серийный Bljesak i Oluja, показанные по хорватскому телевидению. В 2005 году Владимир Тадей был награжден за свои достижения премией Владимира Назора.

      А спустя сорок лет после съемок экранизаций Карла Мая, собирая материал для своей книги «По следам Виннету в Хорватии», Владимир Тадей встречался с людьми, которые с большой теплотой вспоминали удивительный период, оставивший глубокий след в их жизни. «Во время съемок я познакомился со многими прекрасными людьми разных национальностей (не только немцами!), которые в произведениях Карла Мая нашли свой идеал, — писал он. — Некоторые посвятили Карлу Маю только часть жизни, иные же всю жизнь. …Я сам как художник-декоратор тоже был под сильным впечатлением от «Виннету». Я ощущал существование этого бытия, созданного в богатом воображении большого ученого и писателя Карла Мая. Всегда, когда я читал новый сценарий фильма о Виннету, я вспоминал мысль великого французского писателя и философа Жана-Жака Руссо. Когда он почувствовал, что нашему земному шару грозит потеря своей естественности, он призывал: «Возвращайтесь к природе!» Карл Май, настоящий мыслитель, не высказывал это напрямую, но его популярные истории выражали то же самое. Только он выразил это лучше, чем Руссо, потому что люди намного легче поняли эту философию!»
      (Vladimir Tadej, Damir Gabelica: Auf den Spuren Winnetous in Kroatien. 10 Routen Winnetous. Jadran Film, Zagreb, 2007):).



    ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ