Артуру Браунеру — 100 лет!

30.07.2018 | СОБЫТИЯ, Юбилеи | 0 коммент. | Автор:

Никто в Германии за всю историю кино не спродюсировал больше фильмов, чем он! Он — продюсер самой дорогой «майевки» «Олд Шеттерхэнд» (1964), имевшей, по его собственному признанию, больший финансовый успех за рубежом, нежели любая лента Хорста Вендландта. Подумать только — знаменитейшему немецкому кинопродюсеру Артуру Браунеру 1 августа 2018 года исполняется 100 лет!

 Олд Шеттерхэнд - 1964
Киноплакат к фильму «Олд Шеттерхэнд» (1964)

Будущий «могол» немецкой киноиндустрии родился в 1918 году в польском городе Лодзь в семье крупного торговца древесиной. Отец — поляк, мать — эмигрантка из Одессы. С четырех лет мальчик научился играть в шахматы. Благодаря великолепной памяти даже в зрелом возрасте Браунер мог держать в голове до 700 телефонных номеров из записной книжки… А вообще ему нравилось играть на скрипке и сочинять песни. Получив по рождению имя Абрам, он еще в годы учебы в техническом колледже сменит его на Артур. Закончить обучение ему помешает Вторая мировая война, которая не только разобьет все его мечты, но и глубоко на всю оставшуюся жизнь ранит сердце. Его семья сбежит из Лодзи, прежде чем нацисты создадут там гетто, второе по величине на территории Польши. Беглецы попадут в СССР на украинскую территорию, где до самого конца войны продолжат скитаться по заброшенным деревням и лесам. Но это была все же лучшая участь — 49 его родственников, оставшихся в Польше, станут жертвами холокоста…

Кино завораживало Артура с детства, он буквально не вылезал из кинозалов. Иногда, чтобы сбежать на киносеанс, приходилось идти на ухищрения. Как-то раз он вынужден был выбираться из дома с помощью бельевых веревок. Его героями часто были ковбои в исполнении Тома Микса, Роберта Тейлора или Гари Купера, благо в мультикультурной Лодзи американские фильмы шли часто. Но самыми любимыми для него стали ленты «Нибелунги» (1924) и «Завещание доктора Мабузе» (1933) немецкого режиссера Фрица Ланга. Именно эти истории он спродюсирует заново и выпустит на западногерманские киноэкраны в 1960-е годы. Еще перед войной вместе с соратниками-сионистами он успеет съездить в Иран и на Мертвое море, где снимет два документальных фильма.

 Кадр из хроники, посвященной 10-летию киностудии  ССС-Film
Кадр из хроники, посвященной 10-летию киностудии ССС-Film

После войны Браунер собирался эмигрировать в США (его родители впоследствии переехали в Израиль), но, временно находясь в Берлине и участвуя в производстве первого в Западной зоне фильма по британской лицензии, он вместе с шурином каким-то чудом раздобудет денег. По свидетельству Браунера, последние поступили от родственников. Хотя злые языки поговаривали, что не обошлось без контрабанды. Так или иначе, они вдвоем с шурином сумели основать маленькую кинокомпанию Central Cinema Compagnie / CCC-Film, которая со временем переросла в известнейшее в Европе предприятие, функционирующее до сих пор.

Одной из первых лент студии стала «Идущие на смерть» / Morituri (1948), посвященная теме преследования евреев в нацистской Германии, которая будет терзать его всю жизнь. Фильм постиг полный провал — сразу после войны проблемы холокоста в ФРГ никого не интересовали.

 Артур Браунер и итальянская актриса Сильвана Пампанини
Артур Браунер и итальянская актриса Сильвана Пампанини в Берлине (1956) / фото: © Günter Bratke (dpa)

Браунер займется коммерческим кино, будет работать во всех жанрах, суливших кассу. Практически все тогдашние кинозвезды снимутся на его студии CCC-Film: Соня Циман, Мария Шелл, О.В. Фишер, Хайнц Рюман, Дитер Борше, Курд Юргенс, Роми Шнайдер и даже Ольга Чехова. «Атце» — так его прозвали берлинцы — не только расчетлив, но и последователен. Он вернется к теме еврейских страданий. И не один раз. И привлечет для этого лучших восточноевропейских режиссеров: Анджея Вайду, Кшиштофа Занусси, Агнешку Холланд.

 Виннету и Шеттерхэнд в Долине Мёртвых
Киноплакат к фильму «Виннету и Шеттерхэнд в Долине Мёртвых» (1968)

Словно орел пустыни, парящий высоко и зорко выслеживающий добычу, он часто был занят поиском хороших тем и сценариев о судьбах евреев в III Рейхе. Часто результаты превосходили ожидания: «Шарлотта» (1980), «Любовь в Германии» (1983), «Кровавый снег» (1984), «Европа, Европа» (1990), «Бабий Яр» (2003), «Последний поезд» (2006). Ему по праву принадлежало первенство в съемках спилбергского «Списка Шиндлера», но американцы с австралийцами успели выкупить права на книгу раньше.

Карла Мая Браунер в детстве читал, поэтому о популярности писателя знал не понаслышке. По его словам, Хорст Вендландт «умыкнул у него идею» экранизировать произведения Мая, но все же и Браунеру кое-что перепало: семь «майевок» в его активе — разве плохой результат? Кстати, именно он «вывел в люди» Эльке Зоммер и Сенту Бергер, а для немецкого экрана открыл американца Лекса Баркера. Вообще, вестерны он продюсировал с удовольствием: «Фредди и мелодия прерий» (1964), «Ад в Манитобе» (1965), «Кто знает Джонни Р?» (1966), «Шалако» (1968), «Зов предков» (1972), «Аляска Кид» (1993)…

Артуру Браунеру везло не всегда, но он был упорен, за что дважды получил премию «Золотой глобус» и «Оскара» — в качестве сопродюсера. В наши дни дела кинокомпании ведет его дочь.

 

СЕРДЕЧНО ПОЗДРАВЛЯЕМ ЮБИЛЯРА И ЖЕЛАЕМ ЕМУ КРЕПКОГО ЗДОРОВЬЯ!

 

P.S. Не пропустите большое интервью с Артуром Браунером! 😉

Big Chief

 
*** © Winnetou.Ru При полной или частичной перепечатке материалов ссылка (гиперссылка) обязательна


ДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ





ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ