«Спутник кинозрителя» 1974: Апачи

02.04.2016 | Спутник кинозрителя, СТАРЫЕ ЖУРНАЛЫ | 3 коммент. | Автор:

Статья из журнала «Спутник кинозрителя» №9 (1974)

 Спутник кинозрителя №9-1974
Впервые «индейскому фильму» в журнале посвятили целый разворот

Представлять новый фильм Гойко Митича и Готфрида Кольдитца трудно, ибо его можно назвать очередной серией из уже знакомых нашим зрителям рассказов о том, как шли «индейские войны», представлявшие из себя подлинный геноцид в отношении аборигенов Северной Америки, и как мужественно защищали в безнадежных условиях свою свободу и свое достояние индейские племена.

Гойко Митич снова исполняет главную роль — на этот раз благородного Ульцана, вождя апачей, и он же выступает в качестве сценариста. Понятно, что от этого спортсмена, отличного наездника и стрелка зависит успех подобного рода картин. И, как известно, Митич пользуется популярностью у зрителей, преимущественно, конечно, молодых. «Апачи» исторически критики не выдерживают — правительство никогда скальпы не скупало. Но основные черты ограбления и уничтожения индейцев фильм отражает правильно. Белые пришельцы из северных и восточных штатов действительно не считали индейцев за людей и уничтожали их самыми изощренными способами. Впрочем, об исторической достоверности фильмов типа «Апачи» речь и не идет. Определенный интерес представляет лишь форма и направленность этих картин, ведь в сущности — перед нами не что иное, как вариация жанра вестерна.

 Гойко Митич в фильме 'Апачи'
В роли предводителя апачей Ульцаны вновь выступает популярный югославский актер Гойко Митич

Фред Дельмаре в роли «Малыша»

Родившийся в американском кино, вестерн либо рассказывал о приключениях ковбоев, либо показывал борьбу белых переселенцев с индейцами. В последнем случае белые неизменно показывались как рыцари и герои, а индейцы — как вероломные убийцы, беспощадно охотящиеся на белых без разбора возраста и пола. Конечно, и в самой Америке всегда были люди, которые сначала в литературе (вспомним хотя бы Фенимора Купера), а позже и в кино показывали индейцев такими, какими они были на самом деле — гордыми, благородными, добрыми людьми. Но главную задачу развенчания голливудских мифов не могли не взять на себя историки, социологи и художники Европы.

Серия фильмов Кольдитца как раз и помогает решению этой задачи — развенчанию голливудской мифологии. А особенность этих фильмов в том, что используют они чисто американскую форму вестерна — фильма острого приключенческого сюжета, напряженного действия, стремительных погонь и боевых схваток, фильма, который категорично делит всех действующих лиц на абсолютно хороших и безоговорочно плохих. Кольдитц сделал уже так много «дефовских вестернов», что явно начал повторять некоторые удачные приемы. Это, между прочим, вообще свойство жанра — повторение раз найденных приемов, отчего и идет вечный спор между сторонниками и критиками вестерна, между принимающими «правила игры» и отрицающими их. Но именно в «Апачах» Кольдитц несколько обновляет художественные приемы и вводит в число исполнителей Леона Немчика — польского киноактера старшего поколения, известного нам по множеству отличных реалистических фильмов. В «Апачах» Немчик выгодно отличается от своих коллег стремлением показать не только очевидную жестокость своего персонажа — авантюриста Рамона, но и истоки его беспринципности и продажности.

 Леон Немчик в роли Рамона
Характерный польский актер Леон Немчик в роли Рамона (кадр из фильма)

Как и в предыдущих фильмах Кольдитца, как вообще в большинстве вестернов, женщины участвуют в действии, однако важной роли не играют. Это тоже входит в «правила игры» — женщины оттеняют мужество мужчин, из-за них сюжет может повернуться так или иначе, но главное в вестерне — вооруженная борьба мужчин, которая должна в финале кончиться торжеством героев и гибелью негодяев. Так кончаются и «Апачи», хотя на самом деле в штате Нью-Мексико, где происходят события фильма, восторжествовали именно завоеватели, вооруженные до зубов и не знавшие пощады ни к индейцам, ни к мексиканцам.

 Эльза Грубе-Дайштер в роли решительной мексиканки Терезы
Эльза Грубе-Дайштер в роли решительной мексиканки Терезы (кадр из фильма)

Автор текста не указан, фотографии (кроме кадров из фильма) из журнала
* Материал любезно предоставил Александр Белопашенцев из Екатеринбурга

*** © Winnetou.Ru При полной или частичной перепечатке материалов ссылка (гиперссылка) обязательна

ДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ



КОММЕНТАРИИ: 3


  • Степан 15.04.2016 в 12:36 | Ответить

    Мексиканка Тереза в фильме очень колоритна.


  • VOZHD 20.04.2016 в 20:29 | Ответить

    «Апачи» исторически критики не выдерживают — правительство никогда скальпы не скупало.
    Так это ж фильм не про США, а про Мексику. А там платили за скальпы апачей. По прейскуранту.


    1. Big Chief 20.04.2016 в 21:31 | Ответить

      Точно. Узаконенной скупкой скальпов занимались только власти приграничных к США мексиканских штатов, но в большинстве своем наиболее активными «сдирателями скальпов» были американцы. (Стукалин Ю.В. Первая энциклопедия Дикого Запада – от A до Z: Яуза, Эксмо; Москва; 2014)



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ