«Спутник кинозрителя» 1975: Виннету — сын Инчу-Чуна

30.12.2015 | Спутник кинозрителя, СТАРЫЕ ЖУРНАЛЫ | 10 коммент. | Автор:

Статья из журнала «Спутник кинозрителя» №7 (1975)

 Спутник кинозрителя №7-1975

Истории дикого Запада. Опасные, немыслимые приключения, бешеные скачки, рискованные преследования и погони. Благородные герои, прекрасные, трогательные и беззащитные героини, роковые злодеи. Названия индейских племен, звучащие маняще и интригующе — минги, делавары… Прерии, скальпы, томагавки… Каждое слово таит в себе особый аромат и напоминает о юношеских мечтах — подвиги, борьба за справедливость, романтическая готовность преодолеть любое препятствие. Кто из мальчишек не представлял себя Натти Бумбо, не присваивал себе его романтические прозвища — Зверобой, Соколиный Глаз, Следопыт, Кожаный чулок, Длинный Карабин?

Кто из мальчишек не бился за право хотя бы в игре стать мужественным, честным и преданным индейцем Чингачгуком — Большим Змеем. Но и тогда, когда заканчиваются игры, человек взрослеет, он сохраняет в своей памяти и чудесную экзотику прозы Фенимора Купера, и трагическую историю индейских племен. Традиции оказались живучими, и кинематограф не мог не воспользоваться материалом, который оказывался притягательным для читателя, а стало быть, должен был привлечь внимание и широкого зрителя. Образ Виннету – героя произведения К. Мея (понятно, что речь идет о Карле Мае) – вызвал интерес у режиссера Харальда Райнла.

И ожили на экране жизнь и обычаи апачей – еще одного индейского племени, драматические любовные перипетии, серии приключений и героических подвигов. Для создателей фильма Виннету – персонаж вымышленный – воплотил в себе лучшие черты индейских вождей, он был для них таким же спутником юности, как Натти Бумбо. Свое увлечение, свою любовь к герою они и пытались передать в ярких, динамически развертывающихся картинах, которые способны увлечь зрителей, захватить их экзотикой, зрелищностью и красочностью повествования.

Виннету (Пьер Брис) и Ншо-Чи (Мари Версини)

 

Автор текста не указан, «Спутник кинозрителя» №7 (1975)
* Материал любезно предоставил Александр Белопашенцев из Екатеринбурга
* Впервые в Интернете текст статьи был опубликован на сайте Валерия Сегаля Indianerfilme

*** © Winnetou.Ru При полной или частичной перепечатке материалов ссылка (гиперссылка) обязательна

ДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ



КОММЕНТАРИИ: 10


  • СТЕПАН 31.12.2015 в 19:40 | Ответить

    Как раз летом 1975 года во время школьных каникул я его и смотрел в первый раз. Впечатление было незабываемое. Мое мнение: это самый лучший фильм про индейцев, который был у нас в прокате.


  • Dzhotti 06.03.2016 в 15:58 | Ответить

    Очень интересен сам оригинальный сценарий, в котором есть много расхождений с фильмом «Виннету — сын Инчу-Чуна». Вот, например, как первоначально была задумана сцена сражения Олд Шеттерхэнда с вождем апачей Инчу-Чуной на реке Рио-Пекос:

    Апачи торопятся на берег Рио-Пекос, чтобы стать свидетелями зрелища. Оба противника обнажаются по пояс, но вождь пока нетерпеливо ждет. Виннету стоит рядом с ним. С Олд Шеттерхэндом происходит странная метаморфоза: его казавшееся всем мужество покинуло его. Также заметно, что он явно боится воды. Виннету говорит:
    — Вождь готов, можно начинать борьбу!

    Олд Шеттерхэнд осторожно опрыскивается водой, чтобы привыкнуть к ней, погружается в нее с ногами. Он спрашивает по-настоящему жалобно:
    — Можно мне вначале проверить глубину воды? Я не так хорошо плаваю.

    Виннету едва может скрыть свое презрение. По его приказу один из воинов подбегает с копьем и втыкает его в землю рядом с Олд Шеттерхэндом. Олд Шеттерхэнд осматривает копье, измеряет им глубину воды, а потом с мольбой в голосе говорит:
    — Но это же очень глубоко!

    Повсюду слышно презрительное ворчание зрителей. Некоторые начинают насмехаться:
    — Трус!!!

    Виннету спрашивает уже резко:
    — Вождь апачей готов. Как долго еще Олд Шеттерхэнд хочет медлить?

    Олд Шеттерхэнд начинает, как дикий, стоя прыгать в воде, но не предпринимает никаких действий, чтобы плыть. Раздается громкий хохот. С отчаянным воплем Олд Шеттерхэнд идет ко дну, как камень, и исчезает. Вождь напряженно бегает туда-сюда, чтобы увидеть, где он снова всплывет на поверхность. Ничего не видно – только несколько воздушных пузырьков поднимаются вверх. Все толпятся на берегу и пристально вглядываются в воду. Теперь прыгает и Инчу-Чуна – ныряет, как рыба, и снова безрезультатно всплывает на поверхность. Все еще не видно никаких следов Олд Шеттерхэнда!

    Медленно появляется голова Олд Шеттерхэнда, защищенная кустарником и плавающей древесиной. Вождь лежит в засаде, как выдра, и пытается выследить сквозь воду свою добычу. Олд Шеттерхэнд еще раз делает глубокий вдох, потом снова исчезает под водой. Воины прыгают в воду и начинают копьями ковырять дно, чтобы найти утопленника. Голова Олд Шеттерхэнда выныривает теперь на другом берегу, он наблюдает за остальными. Олд Шеттерхэнд подпрыгивает и кричит на тот берег:
    — Как долго еще Олд Шеттерхэнд должен ждать?

    Все резко оборачиваются на крик. Озадаченное молчание – только вождь вне себя от гнева, как рыба устремляется к берегу, где его поджидает Олд Шеттерхэнд. Когда вождь выбирается на берег, Олд Шеттерхэнд уже подбегает к дереву. Вождь следует за ним, на бегу вытаскивая из-за пояса томагавк. Когда Олд Шеттерхэнд внезапно останавливается и поворачивается к нему, вождь тоже замедляет свой шаг. Он не спускает свой глаз с противника. Потом вдруг он молниеносно со зловещей силой бросается на Олд Шеттерхэнда. Реагируя также быстро, мужчина кидается в сторону – смертельное оружие пролетает мимо его головы и падает на землю. После этого оба устремляются к ели – потому что, кто ее достигнет первым – тот победитель. У Олд Шеттерхэнда большое преимущество. Но апач не останавливается, он должен убить человека, который его перехитрил. На другом берегу следят за немой борьбой – как Инчу-Чуна достиг своего противника и как от страшного удара своего же томагавка он падает на землю. Раздается яростный вопль сотен глоток. Олд Шеттерхэнд — победитель — стоит возле лежащего на земле вождя, его кулак еще сжимает томагавк.


    1. Big Chief 06.03.2016 в 17:01 | Ответить

      Такой вариант гораздо ближе к Карлу Маю, но режиссер и консультанты видимо посчитали, что все это не будет соответствовать общему стилю фильма и поведению главного героя. В любом случае, новая версия поединка в реке Зрманя снята очень эффектно и динамично.


      1. Dzhotti 06.03.2016 в 22:06 | Ответить

        Выглядит иначе и сцена спасения Виннету из плена кайова. В фильме Олд Шеттерхэнд ударяет воина-стража концом длинной слеги. По сценарию же эпизод выглядел бы совсем нереалистично: Олд Шеттерхэнд высматривает крепкие ветки, которые выше человеческого роста. Снимает лассо с плеча, накидывает его на самую крайнюю ветку, складывает обе веревки и быстро подтягивается наверх, бесшумно и гибко, как кошка. Оба часовых еще не заметили никакого прецедента, который произошел так быстро и бесшумно. Они неподвижно сидят на своих местах. Олд Шеттерхэнд притягивает гибкую ветку к себе, привязывает к ней лассо, а потом опускает петлю вниз. Затем отпускает ветку, которая с большой силой пружинит вверх. Воин, на шею которого накинута петля, внезапно рывком подлетает и исчезает.


  • Dzhotti 06.03.2016 в 16:20 | Ответить

    Вместо наивного спецкора Тафф-Таффа из «Оксфорд-таймс» вновь на экране должен был появиться лорд Кастлепул. Все сцены с ним были задуманы довольно комично. Например, лорд впервые должен был возникнуть перед глазами зрителей после сражения обозов с воинами кайова. Согласно сценарию, еще колеблется огонь от далеко рассеянных обломков порохового фургона. Вокруг лежат мертвые кайова и лошади. Кастлепул выглядит явно озадаченным. Потом поднимает все еще горящую спицу от колеса, рассматривает ее и задумчиво говорит своему коню:
    — Видишь, Геракл, нельзя играть с огнем.
    При этом он небрежно отбрасывает головешку. Она падает в густую траву рядом с еще цельным пороховым бочонком. В следующий момент происходит страшный взрыв. Когда дым рассеивается, абсолютно черный Кастлепул снова сидит на своем коне, только задом наперед. Совершенно оскорбленный, он взмахивает одной ногой поверх седла, принимает позу всадника и говорит возмущенно:
    — Пошли, Геракл, мы уезжаем, — и скачет прочь.

    В следующей сцене с незадачливым лордом он, продолжая линию «Сокровища Серебряного озера», ловит бабочек. Это занятие приводит его теперь в лагерь строителей, где рабочие готовятся к взрыву. Кастлепул, снова чистый и вымытый, охотитясь за бабочкой, скачет галопом с сачком и приближается к месту взрыва. Рабочие замечают Кастлепула, и старший рабочий Рендольф громко кричит ему:
    — Эй – назад – назад!
    Но Кастлепул не слышит. Наоборот, именно здесь, между камнями, где его лошадь уже не может продвигаться дальше, он выпрыгивает из седла и бежит, охваченный охотничьим азартом, за бабочкой, которая порхает над местом взрыва. Камни взлетают в воздух. Когда дым рассеивается, там стоит Кастлепул – невредимый – но снова закоптелый. В его сачке лежит большой тяжелый камень. Кастлепул озадаченно вынимает камень из сетки и восклицает раздраженно:
    — Что это значит? Я коллекционирую бабочек, а не летающие камни!
    И, поворачиваясь к своему коню, говорит:
    — Пошли, Геракл, нам здесь нечего делать.


    1. Big Chief 06.03.2016 в 17:10 | Ответить

      Любопытно! Возможно, так и было бы на экране, если бы Эдди Арент (исполнитель роли Кастлепула в «Сокровище») не отказался бы в 1963 году снова сниматься в Югославии. Пришлось на ходу менять героя. Так появился Тафф-Тафф, которого сыграл англичанин Крис Хоуленд. Полные юмора воспоминания Хоуланда, кстати, тоже ждут своего часа и когда-нибудь появятся на сайте.


      1. Dzhotti 06.03.2016 в 22:16 | Ответить

        А самая последняя сцена с многострадальным лордом Кастлепулом должна была выглядеть примерно так. Помните, чем закончилось любовное свидание Сэма Хокенса с «Полной Луной»? Увидев его без парика, она в панике убегает. А в это время на берегу на корточках сидит полураздетый Кастлепул и спокойно стирает свою одежду (он ведь побывал в стольких переделках — и все со взрывами!). Он испуганно прислушивается, потому что слышит пронзительный вопль «Полной Луны», донесшийся издалека. В следующий момент «Полная Луна» появляется из-за каменистой кромки берега. Она озадаченно останавливается, и ее лицо преображается, потому что там поднимается наш полуобнаженный Кастлепул и тотчас начинает закидывать в каноэ платье и все свои вещи. Но тучная скво видит свою новую жертву. Ее пристрастие к белым мужчинам расцветает очаровательной улыбкой на ее полном, круглом лице. Она спешит, махая Кастлепулу, и кричит:

        — Мистер! – Мистер! Win – win!

        Кастлепул запрыгивает в каноэ – только верхняя часть его тела торчит «голой» из-за борта. Неистово ударяя веслами, он пытается отплыть от берега, к которому спешит «Полная Луна», призывно крича:

        — Скво – вигвам – свадьба!

        В последний момент она фактически цепляется за конец каноэ, все время повторяя:

        — Свадьба – хорошая еда – много еды!

        Кастлепул гребет веслами, как одичавший, и при этом затягивает «Полную Луну» все дальше и дальше в реку. Наконец, «Полная Луна» вынуждена отступить и опрокидывается головой вперед в воду. Кастлепул облегченно смотрит на это. Он похвально похлопывает о борт своего каноэ и говорит:
        — Благодарю, мой Лоэнгрин, и теперь мне ничего не остается, как удалиться.

        И он старательно продолжает грести веслами…


        1. Big Chief 07.03.2016 в 03:02 | Ответить

          Фантазия сценаристов непредсказуема. Не думаю, чтобы эти сцены добавили бы фильму очков. 🙂


  • Творец 13.03.2016 в 14:35 | Ответить

    Я думаю, что если бы каждый фильм о приключениях Виннету имел по 2 серии, как большинство индийских фильмов то сценарий мог бы стать ближе к произведению Карла Мая. В этой связи мне хочется верить,что новая теле-экранизация с новым Виннету станет ближе именно к произведению Карла Майя.


    1. Big Chief 18.03.2016 в 11:30 | Ответить

      Поживем — увидим. По свидетельству Гойко Митича, новая экранизация будет очень сильно отличаться от всех предыдущих.



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ