03.10.2015 | Спутник кинозрителя, СТАРЫЕ ЖУРНАЛЫ | 4 коммент. | Автор: Big Chief
Статья из журнала «Спутник кинозрителя» №7 (1970)
На протяжении более чем полувека Голливуд поставлял на экраны мира ковбойские фильмы. Многие из картин жанра «вестерн» критики называли «лошадиными операми». Довольно меткое определение. Продолжая худшие традиции литературы о коренных жителях Америки — индейцах, — американские кинематографисты в сотнях и тысячах своих фильмов воспевали «героизм», суровую простоту «мужественных» белых трапперов и ковбоев, которые были «вынуждены» защищать свою жизнь от «кровожадных дикарей», не поддающихся цивилизации.
Историческая правда о том, как буквально на костях большинства индейских племен закладывался фундамент финансового могущества Рокфеллеров, Дюпонов и Морганов, в этих фильмах беспардонно извращалась и фальсифицировалась. Подтверждением этому служит и то, что три года назад канадские индейцы обратились в департамент культуры с предложением содействовать созданию хотя бы одного фильма, в котором индейцы будут показаны людьми, а не полуживотными. Сведений о том, что канадские кинематографисты откликнулись на просьбу, пока нет. Восполнить этот пробел решили работники кино Германской Демократической Республики в содружестве с югославской киностудией «Босна-фильм».
На наших экранах с большим успехом прошли «Сыновья Большой Медведицы», «Чингачгук — Большой змей», «След Сокола». Завершает этот цикл фильмов картина «Белые волки». В единоборство с белыми хищниками вступает отважный вождь одного из индейских племен Зоркий Сокол. С исполнителем этой роли югославским актером Гойко Митичем мы знакомы по предыдущим фильмам этой серии.
Занимательный сюжет, представляющий собой историю одного из поселенческих отрядов, двигающегося в сопровождении воинской части по земле племени Дакоты, бои. происходящие между пытающимися отстоять свою землю индейцами и белыми, и, наконец, характеры персонажей (в обоих враждующих лагерях) — они вполне явственно и очень убедительно говорят зрителю о том, что индейцы, мирно жившие на землях своих отцов и дедов, беспощадно истреблялись «рыцарями» наживы, прибывшими сюда в погоне за золотом, за прекрасными земельными угодьями.
…Чтобы устранить конкурента, в руках которого сосредоточены скупка и продажа золота, добываемого в этих местах, представитель вашингтонской фирмы Харингтон нанимает бандитов. Ограблен транспорт с деньгами. Люди Харингтона обвиняют в ограблении индейцев и убивают молодую жену Сокола. Тот клянется отомстить убийце. Так начинается этот фильм. Удастся ли Соколу выполнить свою клятву? Об этом расскажет экран.
«Белые волки» – насколько увлекательный, настолько и реалистичный приключенческий фильм... Анонс фильма «Белые волки» в гэдээровском журнале Film heute und morgen №2 (1969).
» Белые волки » первый фильм детства который открыл мне Гойко Митича, на экране нашего чёрно-белого телевизора » Рекорд-6 «. Сильное впечатление осталось, хотя я плохо понимал суть проблемы, противостояния индейцев и бледнолицых, но в Сокола, его мужество и справедливость поверил. Гойко великолепен в последней сцене перед лицом своих убийц. Оператору отдельное спасибо, за крупный план лица Сокола ( Гойко Митич ) Столько всего во взгляде передано от наконец то подвернувшегося шанса — отомстить Бешану ( Рольф Хоппе ) до выражения холодного презрения, при полном мужестве и самообладании, к свои убийцам, не оставившим ему шанса. На мой взгляд это лучшая психологическая сцена исполненная Гойко Митичем в фильмах об индейцах.